Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Налоги были известны еще с давних времен. Еще во времена натурального хозяйства существовал налог в виде изъятия части имущества - оброк у крестьян, также ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Раздел 1. Понятие налоговой системы………………………………………… 5
1.1. Сущность налога………………………………………………………….5
1.2.Элементы налога…………………………………………………………..5
1.3.Налоговые ставки......................................................................................5-6
1.4. Способы взимания…………………………………………………….. 6-7
1.5. Виды налоговой системы...........................................................................7
1.6. Виды налогов…………………………………………………………7-10
1.7. Функции налогов……………………………………………………10-11
Раздел 2. Возникновение налогообложения…………………………………..12
2.1. Из истории налоговой системы России…………………………….12-15
Раздел 3. Система налогообложения…………………………………16
3.1. Федеральные налоги…………………………………………….17
3.2. Республиканские налоги………………………………………..17
3.3. Местные налоги………………………………………………17-18
Раздел 4. Налогообложение банков Российской Федерации……………….19
4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы………………. …...19
4.2. Объект налогообложения……………………………………………19-20
4.3. Объект обложения налогом…………………………………………20-21
4.4. Налогообложение коммерческих банков………………………….21-22
Раздел 5. Налоговая система Республики Беларусь…………………… …..23
5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы
налогообложения………………………………………………………….. 23-26
5.2. Пути развития налоговой системы РБ……………………………. 26-30
5.3. Пути совершенствования налоговой системы РБ…………………30-32
Раздел 6. Налогообложение банков РБ…………………………………... 33-34
Раздел 7. Налогообложение банков (Зарубежный опыт)………………..35-37
Заключение……………………………………………………………………38-39
Список используемых источников………………………………………........40

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.doc

— 314.50 Кб (Скачать)
stify"> 

 

1.6. Виды налогов

 

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части налогов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определённой стадии воспроизводства (например, налог с продаж)

Фискальная монополия – специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых является исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – хлеб, спички, соль и т.д. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определённого вида, при частичной – монополизирует или производство, или реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налога не применяется.

Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определённые бюджеты налоги и сборы подразделяются на: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1.     налог на добавленную стоимость;

2.     акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3.     налог на прибыль (доход) организаций;

4.     налог на доходы от капитала;

5.     подоходный налог с физических лиц;

6.     взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7.     государственная пошлина;

8.     таможенная пошлина и таможенные сборы;

9.     налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также формы обложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

1.     налог на имущество организаций;

2.     налог на недвижимость;

3.     дорожный налог;

4.     транспортный налог;

5.     налог с продаж;

6.     налог на игорный бизнес;

7.     региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1.     земельный налог;

2.     налог на имущество физических лиц;

3.     налог на рекламу;

4.     налог на наследование или дарение;

5.     местные лицензионные сборы.

 

 

1.7. Функции налогов

 

Регулирующая

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

   - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и  наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

   - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом,  развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение  производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда  других освобождается от налогообложения.  

Распределительная,  или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов  в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др. 

Перераспределительная функция  налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая  система  позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

Наконец, последняя функция  налогов  -   Фискальная,  изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  страны  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Происходит образование финансовых ресурсов государства для реализации его функций.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

2)Возникновение налогообложения

 

Основной предпосылкой для возникновения налогов стало формирование государства и товарного производства с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

Налогообложение известно еще с давних времен. Оно существовало еще в библейские времена и очень хорошо было организовано. Одним из самых распространенных налогов на то время была “Десятина” : крестьянин, выростив урожай, отдавал государству 10 часть своего урожая за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца 19 столетия.

Людей, которые собирали налоги, народ не особенно почитал, хотя по сути налогосборщики лишь выполныли волю правительств.

Система налогообложения складывалось на протяжении всей истории человечества. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Из истории видно, что ни одно государство без налогов существовать не сможет.

 

 

2.1. Из истории налоговой системы России

 

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706г. были изданы указы "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах".  Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.

В годы царствования Павла I была учреждена должность Государственного казначея, а хлебные  сборы были заменены денежными платежами

Начало Х1Х века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.  За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений.

В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%).

С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

В годы царствования императора Александр I было учреждено Министерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии».

Информация о работе Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации