Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Налоги были известны еще с давних времен. Еще во времена натурального хозяйства существовал налог в виде изъятия части имущества - оброк у крестьян, также ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Раздел 1. Понятие налоговой системы………………………………………… 5
1.1. Сущность налога………………………………………………………….5
1.2.Элементы налога…………………………………………………………..5
1.3.Налоговые ставки......................................................................................5-6
1.4. Способы взимания…………………………………………………….. 6-7
1.5. Виды налоговой системы...........................................................................7
1.6. Виды налогов…………………………………………………………7-10
1.7. Функции налогов……………………………………………………10-11
Раздел 2. Возникновение налогообложения…………………………………..12
2.1. Из истории налоговой системы России…………………………….12-15
Раздел 3. Система налогообложения…………………………………16
3.1. Федеральные налоги…………………………………………….17
3.2. Республиканские налоги………………………………………..17
3.3. Местные налоги………………………………………………17-18
Раздел 4. Налогообложение банков Российской Федерации……………….19
4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы………………. …...19
4.2. Объект налогообложения……………………………………………19-20
4.3. Объект обложения налогом…………………………………………20-21
4.4. Налогообложение коммерческих банков………………………….21-22
Раздел 5. Налоговая система Республики Беларусь…………………… …..23
5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы
налогообложения………………………………………………………….. 23-26
5.2. Пути развития налоговой системы РБ……………………………. 26-30
5.3. Пути совершенствования налоговой системы РБ…………………30-32
Раздел 6. Налогообложение банков РБ…………………………………... 33-34
Раздел 7. Налогообложение банков (Зарубежный опыт)………………..35-37
Заключение……………………………………………………………………38-39
Список используемых источников………………………………………........40

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

При реализации  или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по  налогу, предусмотренные  законодательством, налогооблагаемый  доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.

      денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит;

      прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйственной деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки.

Доходы, полученные банками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения дохода.

Налогообложение прибыли, получаемой при превышении установленной маржи коммерческими банками за счет использования кредитов Центрального банка Российской Федерации, производится по прогрессивной шкале в соответствии с положением, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

 

 

4.3. Объект обложения налогом

 

Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда штатных работников в себестоимость страховых услуг не включаются.

Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий),  получаемых по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов, связанных со страховой деятельностью.

Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

Страховые  организации,  получившие доход от иной деятельности, уплачивают налог от этой деятельности в  порядке,  установленном законами о налогах на прибыль и доход предприятий,  а также другими законодательными актами о налогах.

Налог  на доходы от акций,  облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях взимается у источника этих доходов.

 

 

4.4. Налогообложение коммерческих банков

 

Рассмотрение специфики налогообложения коммерческих банков начинаются с особенностей их косвенного налогообложения. Налогом надобавленную стоимость не облагаются банковские операции, за исключением операций по инкассации.

         К банковским относятся следующие операции:

• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

• размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; кассовое обслуживание организаций и физических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; выдача банковских гарантий;

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

• операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

• осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Налоговая система Республики Беларусь

 

5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы

налогообложения.

 

Без налогов не обходится ни одно государство. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Принцип налогообложения заложен и в белорусском законодательстве: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (Статья 56 Конституции РБ).

              В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части собственного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».

              Налоги  играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части республиканского бюджета.

              Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на  праве собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств  в республиканский и (или) местные бюджеты (Пункт 1 статьи 6 Общей части НК РБ).

              Налог устанавливается исключительно государством и базируется на законах Национального собрания Республики Беларусь или Указах и Декретах Президента Республики Беларусь. Он взимается только при  наличии определенных условий (при получении дохода, прибыли или при наличии имущества, либо при занятии определенным видом деятельности). Если эти условия имеются, то налог становится одинаково обязательным для всех субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Он вносится по заранее установленным ставкам и в точно определенные сроки. Правовая обязанность придает налогу все качества обязательного платежа: регулируемость, равномерность и устойчивость поступления, возможность принудительного исполнения и т.п.

              Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

              Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, основные участники производства ВВП и субъекты предпринимательской деятельности, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, являются плательщиками налогов.

За счет данных налогов, сборов и пошлин формируются финансовые ресурсы государства. В этом и заключается их сущность.

 

 

Одним из важнейших базовых принципов налогообложения является его эффективность. Реализация этого принципа состоит в следующем:

1.      налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений.

2.      налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны.

3.      налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества.

4.      административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Наряду с принципом эффективности выделяют еще два базовых принципа, известных еще со времен Д.Рикардо и А.Смита: определенность и справедливость.

Определенность в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

1.      Лиц, которые должны платить этот налог.

2.      Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен.

3.      Срока, в течение которого или  до которого этот налог должен быть уплачен

4.      Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен  заплатить в качестве этого налога.

 

5.      Под справедливостью налога Смит понимал строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. В настоящее время идея  «налоговой справедливости» продвинулась значительно дальше - к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

 

Кроме этих классических норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

      Запрет на введение налога без закона. Он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа.

      Запрет двойного взимания налога. Этот принцип имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза.

      Запрет налогообложения факторов производства. Запрет привлекать к налогообложению базовые факторы производства (труд и капитал). Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы. На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий социальный пособий.

      Запрет необоснованной налоговой дискриминации. В основном он касается международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы  широко мигрируют между странами, и сотни тысяч граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в  разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резиденства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

 

 

Классификация налогов в Республике Беларусь

 

Основы ныне действующей налоговой системы РБ заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РБ об отдельных видах налогов.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины определил Закон РБ «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

В настоящее время указанный закон действует в части, не противоречащей Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, который введен в действие с 01.01.2004.

Общая часть Кодекса посвящена вопросам налогообложения юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц.

Общая часть Кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

 

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

      Необлагаемый минимум объекта налога;

      Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

      Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

      Понижение налоговых ставок;

      Вычет из налогового платежа за расчетный период;

      Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

      Прочие налоговые льготы.

 

 

5.2. Пути развития налоговой системы РБ

 

Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. Она разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20х гг. ХХв и практики тех стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов  в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую политику государства, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства.

              Оценивая прошедшие годы, следует иметь в виду, что налоговая система Беларуси возникла и развивается в условиях переходной экономики. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

              В 2001г. общая налоговая ставка применяемых на территории республики  кумулятивных многоступенчатых сборов составляла 4,5%, что несоизмеримо выше обозначенного ранее порога, за пределами которого такие платежи в бюджет становятся неэффективными.

Информация о работе Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации