Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Налоги были известны еще с давних времен. Еще во времена натурального хозяйства существовал налог в виде изъятия части имущества - оброк у крестьян, также ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Раздел 1. Понятие налоговой системы………………………………………… 5
1.1. Сущность налога………………………………………………………….5
1.2.Элементы налога…………………………………………………………..5
1.3.Налоговые ставки......................................................................................5-6
1.4. Способы взимания…………………………………………………….. 6-7
1.5. Виды налоговой системы...........................................................................7
1.6. Виды налогов…………………………………………………………7-10
1.7. Функции налогов……………………………………………………10-11
Раздел 2. Возникновение налогообложения…………………………………..12
2.1. Из истории налоговой системы России…………………………….12-15
Раздел 3. Система налогообложения…………………………………16
3.1. Федеральные налоги…………………………………………….17
3.2. Республиканские налоги………………………………………..17
3.3. Местные налоги………………………………………………17-18
Раздел 4. Налогообложение банков Российской Федерации……………….19
4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы………………. …...19
4.2. Объект налогообложения……………………………………………19-20
4.3. Объект обложения налогом…………………………………………20-21
4.4. Налогообложение коммерческих банков………………………….21-22
Раздел 5. Налоговая система Республики Беларусь…………………… …..23
5.1. Содержание, принципы, функции и основные элементы системы
налогообложения………………………………………………………….. 23-26
5.2. Пути развития налоговой системы РБ……………………………. 26-30
5.3. Пути совершенствования налоговой системы РБ…………………30-32
Раздел 6. Налогообложение банков РБ…………………………………... 33-34
Раздел 7. Налогообложение банков (Зарубежный опыт)………………..35-37
Заключение……………………………………………………………………38-39
Список используемых источников………………………………………........40

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

В царствование императора Николая I в налоговой системе законодательно отразились льготы -  в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года.  Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу".

15 мая 1883г  Александром III был издан "Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам…»

И, наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:

"О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов», "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога..» и  "Указ о введении в России подоходного налога".

После октябрьской революции налоговая система практически ликвидируется и основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых - "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80 %.

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

В период НЭПА происходило восстановление и развитие налогообложения, преобладающее значение получили косвенные налоги – акцизы. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В период НЭПА действовало 86 видов платежей в бюджет.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПА. Для государственных предприятий были установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (от 400 до 2444).  В государственный бюджет поступали также таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным налогом,  вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2 % доходов бюджета.

А уже в 60-е годы основной доход государственного бюджета стали составлять поступления от государственных предприятий и общественных организаций, была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

В 1990 г. - принятие Законов "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В 1991 г. была образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Система налогообложения

 

В Российской Федерации и Республике Беларусь из-за низкого уровня жизни большей части населения, поступление налогов на личные доходы не большие. Вместо этих налогов особое место в странах занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. В РФ и РБ это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

 

Основные налоги, собираемые в РФ и РБ

 

1.      Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.

 

2.      Налог на прибыль – облагается налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).

 

3.      Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично  работодателями.

 

4.      Поимущественные налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.

 

5.      Налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

 

В РФ и РБ установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:                             

      федеральные налоги и сборы;

      налоги и сборы субъектов РФ и РБ;

      местные налоги и сборы.

 

Суммы отчислений с юридических и  физических  лиц и  распределение  их  по  бюджетам  различных  уровней  определяется  при  утверждении  федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального  правительства  и  региональных  экономических  интересов  вокруг  разделения налоговых  поступлений  постоянно  идёт  политическая  борьба. Местные  власти  естественно  хотят  иметь больше  средств  на  финансирование  инфраструктуры.

3.1. Федеральные налоги

 

Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и РБ на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

-         налог на прибыль,

-         акцизы на отдельные группы и виды товаров,

-         налог на добавленную стоимость,

-         налог на операции с ценными бумагами,

-         подоходный  налог  с  физических  лиц,

-         отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

-         платежи за использование природных ресурсов,

-         налоги  в   дорожные фонды,

-         гербовый сбор,

-         государственная пошлина,

-         таможенная пошлина,

-         сбор за использование наименования “РФ”, “Россия”, а также “РБ”, и образованных на их основе слов и словосочетаний,

-         специальный налог,

-         транспортный налог.

 

3.2. Республиканские налоги

Республиканские налоги – законодательными актами РФ и  РБ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их  конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ и РБ.

 

Перечень республиканских налогов:

-         налог на имущество предприятий,

-         лесной налог,

-         плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,

-         целевой сбор на нужды образовательных учреждений,

-         сбор на регистрацию предприятий.

 

 

3.3. Местные налоги

 

Местные налоги и сборы взимаются  по  решению  органов  власти  различных  уровней, они  сами  определяют  введение  налогов  на  своей  территории. Для  части  налогов  определяются  предельные  ставки.

При установлении местного налога, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных актах следующие пункты налогообложения:

-                     налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

-                     порядок и сроки уплаты;

-                     формы отчетности;

     -          налоговые льготы и основания для их использования.

К местным налогам и сборам относятся:

-                     земельный налог;

-                     налог на имущество физических лиц;

-                     налог на рекламу;

-                     налог на наследование и дарение;

-                     местные лицензионные сборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Налогообложение банков Российской Федерации

 

4.1. Особенности исчисления налогооблагаемой базы

 

В соответствии с Законом РФ «О налогообложении доходов банков», плательщиками налога на доход являются:

      Коммерческие банки;

      Кредитные учреждения,  получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций;

      Банк внешней торговли Российской Федерации;

      Сберегательный банк Российской Федерации;

      специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;

      банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы  банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

      Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога.

 

 

4.2. Объект налогообложения

 

В соответствии с Законом РФ, объектом налогообложения являются доходы банка без учета, полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая также следующие пункты:

      Начисленные и полученные проценты по ссудам;

      Полученную плату за кредитные ресурсы;

      Комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;

      Комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;

      Комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, также услуги оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;

      Комиссионные и иные платежи от валютных операций;

      Комиссионные и иные платежи от лизинговых операций;

      Комиссионные и иные платежи от факторинговых операций;

      Комиссионные и иные платежи от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах;

      Платежи клиентов по возмещению постовых, телеграфных и иных расходов банка;

      Проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые ( по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые ( по отношению к отчетному) годы;

      Плату за услуги;

      Платежи за инкассацию;

      Средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

Информация о работе Особенности налогообложения банков в Республике Беларусь и Российской Федерации