Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение рынка труда и проблем его регулирования в развитых странах и сопоставление полученных данных с Республикой Беларусь.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру и значение рынка труда в рыночной экономике;
- рассмотреть основные модели рынка труда;
- установить цели, методы и направления регулирования рынка труда;

Содержание

Введение………………………………………………………...…………..………..4
1 Общая характеристика рынка труда….…………………………………………........5
1.1 Сущность , структура и значение рынка труда в рыночной экономике…………. 5
1.2 Модели рынка труда..…………….……………………………………….…….7
1.3 Цели, методы и направления регулирования рынка труда……………….11
2 Состояние рынка труда в развитых странах и влияние на него экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда……………………………………………………………………………........13
2.1 Состояние рынка труда в США и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в США ………………………………………………………………….……...…………….13
2.2 Состояние рынка труда в Германии и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в Германии …………………………………………………………………………...17
3 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……22
3.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………...22
3.2 Сходства и различия особенностей рынка труда в Республике Беларусь и в развитых странах…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..….….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 172.70 Кб (Скачать)

     “Союзы  интересов”, объединения работодателей  и наемных работников, созданные  для организованной защиты своих  членов, все меньше заботятся об обеспечении занятости и руководствуются  собственными корпоративными интересами.

     Поведение “союзов интересов” на рынке труда  носит картельный характер. Такие  картели заключают соглашения, которые  учитывают интересы инсайдеров (членов профсоюзов и крупных фирм, занимающих господствующее положение в союзах работодателей), но часто в ущерб  третьим лицам (безработным, мелким предприятиям, налогоплательщикам и  плательщикам социальных взносов). Правительство  активно поддерживает производственных гигантов (считая, что на них держится экономика страны), в то время  как содействие малому бизнесу, где  трудится около 80% занятых, недостаточно, хотя, как показывают исследования, оно обеспечило бы создание большего числа рабочих мест при значительно  меньших затратах.

     “Союзы  интересов” сыграли положительную  роль в эпоху стандартного массового  производства, когда обеспечение  стандартных условий и оплаты труда имело большее значение, чем достижение гибкости рынка труда. Однако сегодня стандартные условия  не только препятствуют развитию и  быстрой адаптации экономики  к новым требованиям, но порождают  более высокую безработицу. Это  связано с тем, что картели  всегда договариваются о ценах выше равновесных. Иными словами, труд становится несоразмерно дорогим, а дорогой ресурс требует экономного использования.

     Система соучастия в управлении не столько  способствует демократизации экономики, сколько усиливает власть профсоюзов. Расширение данного влияния распространяется и на предпринимательские решения. В условиях глобализации это становится конкурентным недостатком страны, которая  в результате теряет привлекательность  для инвесторов и соответственно возможность создавать новые  рабочие места.

     Активная  политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости. Большие средства тратятся на организацию общественных работ для безработных, однако такие меры не являются эффективными, так как после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются. И во многом именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы статистика безработицы выглядит более благополучной.

     Нехватка  специалистов среди лиц, осуществляющих социальную политику, оказывает непосредственное воздействие на рынок труда. Сегодня данная политика нуждается в реформировании не меньше, чем регулирование трудовых отношений.

     Система социальных гарантий в Германии при  всех ее достоинствах имеет существенный недостаток – она слишком дорога. Кроме того, она воздействует на рост безработицы двояким образом: во-первых, крайне удорожает труд из-за необходимости платежей в социальные фонды, во-вторых, способствует тому, что  незанятость становится для многих людей более привлекательной, чем  работа. Пример Германии свидетельствует, что социальная помощь повышает долговременную безработицу – из 2,92 млн человек, получающих ее сегодня, по меньшей мере 1 млн в состоянии выйти на рынок труда.

     Защита  от необоснованного увольнения, казалось бы, является абсолютно необходимым  правом работника, которое должно быть гарантировано государством. Однако при высокой и устойчивой безработице  “барьеры выхода”, выгодные для имеющих  работу, превращаются в “барьеры входа” для не имеющих ее. Предпринимателям легче ограничить прием работников во время благоприятной конъюнктуры, чем доказывать обоснованность увольнений при ухудшении положения их фирм [20].

     Таким образом, в действующей системе  регулирования трудовых отношений  в Германии присутствует ряд проблем, которые приводят к неэффективности  функционирования рынка труда и  экономики в целом. Данная система  нуждается в неотложных и радикальных  изменениях не только в силу того, что  она тормозит создание новых рабочих  мест, но и потому, что другие необходимые  реформы могут быть осуществлены только после перестройки рынка  труда.

     На основании информации, предоставленной в данной главе, можно утверждать, что не во всех развитых странах существуют одинаковые проблемы и пути их решения. США имеет ряд проблем, многие из которых связаны с исторически сложившимся характером рынка труда, например такая, как дискриминация определённых групп населения. В Германии главным источником неэффективности системы регулирования является отсутствие гибкости рынка труда. 
 

     3 Особенности функционирования  рынка труда в  Республике Беларусь 

        

          3.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь 

     Анализируя  белорусский рынок труда, следует основываться на изучении демографических тенденций, динамики численности и структуры занятых и безработных, направлений деятельности органов государственной службы занятости Беларуси, чтобы выделить его ключевые особенности в сравнении с рынками труда других стран и определить готовность к современным вызовам.

     Главными  особенностями рынка труда Республики Беларусь являются:

       1)Наличие специфических адаптационных механизмов в формировании предложения и спроса на совокупном рынке труда (высокий уровень занятости, значительная численность экономически неактивного населения, завышенный спрос на труд, жесткое законодательство о защите занятости). С одной стороны, это существенно повышает его социальную эффективность, с другой – обусловливает нестандартное с позиции неоклассики поведение его основных элементов и свидетельствует о том, что с такими характеристиками ему будет сложно «вписаться» в глобальный рынок труда .  

     Предложение на рынке труда Беларуси характеризуется  временным ростом, ожидаемое в  перспективе его снижение (под  влиянием демографических факторов) компенсируется ростом экономической  активности лиц, ранее не занятых (инвалиды, пенсионеры, женщины, имеющие детей  в возрасте до трех лет). Белорусский  рынок труда выработал собственные  адаптационные механизмы со стороны  предложения труда, к которым  относятся: значительная доля экономически неактивного населения в численности  трудовых ресурсов, разрыв между уровнем  официальной и фактической безработицы  и развитие нестандартных1 форм занятости (неполной, вторичной, неформальной).  Нестандартные формы занятости способствуют уменьшению напряженности на рынке труда, снижают уровень скрытой безработицы, так как расширяют возможности трудоустройства за счет гибкого использования рабочей силы (самозанятость, временная, неполная занятость, заемный труд). Несмотря на определенные недостатки (ослабление позиций работников,  снижение цены труда, некоторые ограничения в профессиональном росте и проч.), использование может стать важным способом смягчения ситуации на рынке труда Беларуси в условиях реструктуризации и глобализации.

        Отличительными характеристиками  совокупного спроса на труд  в национальной экономике Республики  Беларусь являются: завышенный усилиями государства уровень (что проявляется в превышении фактической численности работников на предприятиях над размерами экономически обоснованной численности, наличии неполной вынужденной занятости) и ухудшение качества спроса на труд (среди свободных рабочих мест и вакансий демонстрируют предлагаемые с невысоким уровнем оплаты труда, т.е. экономика генерирует так называемые «рабочие места низкого качества»). В 2011 году увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года. Динамику спроса и предложения рабочей силы можно проследить на рисунке 1 Приложение В.

     Отличием  белорусского рынка труда от национальных рынков труда стран Центральной  и Восточной Европы являются более  низкий уровень заработной платы.

     При анализе численности безработных  Беларуси следует учитывать три  потока граждан – обратившихся в  службу занятости, признанных безработными в течение года и состоящих  на учете на конец отчетного периода. За 2010 – 2011 гг. параметры этих потоков  изменились. В августе 2011 года численность  обратившихся в службу занятости  составило 30,5 тыс. человек, что на 19,4% меньше, чем год назад. В январе-июле текущего года на учет было поставлено 180,8 тыс. человек, обратившихся за помощью  в трудоустройстве, из них признаны безработными 109,1 тыс. человек, или 60,3% от  числа обратившихся. Трудоустроены  в январе-июле нынешнего года 122,3 тыс. человек, в том числе 76,1 тыс. безработных (62,2% от числа всех трудоустроенных). В общем итоге в январе—июле 2011 года было занято 4 млн. 659,5 тыс. человек, что на 0,01% больше, чем в январе—июле 2010 года. Средний размер пособия  на одного безработного в июле составил Br75,4 тыс., или 17,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Уровень зарегистрированной безработицы  на конец июля нынешнего года составил 0,7% от экономически активного населения (на конец июля 2010 года — 0,8%) см Приложение В рисунок 2.

     Таким образом , существует разрыв между меду численностью безработных, состоящих  на учете и их реальным объемом , с которым работает государственная  служба занятости в течение года;

     2)Особенности использования человеческих ресурсов на предприятиях. Речь идет о значительном превышении фактической численности занятых над экономически обоснованной, об использовании устаревших технологий кадровой работы , слабо мотивирующих к высокопроизводительному труду. Ситуация усугубляется достаточно пассивной позицией кадровых служб предприятия, деятельность которых сконцентрирована в основном на выполнении делопроизводственных функций. Высокий оборот рабочей силы на предприятиях (около 50% и выше в отдельные периоды) свидетельствует о мобильности рабочей силы, причины которой могут быть в неудовлетворенности рабочими местами (ограничение со стороны спроса);

     3)Региональная дифференциация рынка труда, обусловленная различиями между рынками труда крупного и малого городов, индустриальным и аграрным рынком труда, контрастами между городскими и сельскими рыками труда. Рынки труда малых городов и сельскохозяйственные рынки слабо диверсифицированы, поэтому риски незанятости на них выше по сравнению с диверсифицированными рынками труда. На сельских рынках труда уровень занятости и экономической активности населения ниже, а институциональное строение намного беднее. На сельских рынках труда уровень занятости и экономической активности населения ниже, а институциональное строение намного беднее. С учетом этого областной срез при анализе региональных проблем занятости в Беларуси не отражает всех проблем в сфере занятости. На совокупном рынке труда Беларуси существуют устойчивые региональные сегменты, имеющие особенности в механизмах формирования спроса и предложения труда (многофункциональный промышленный рынок труда малого и среднего городов, а также моногорода т преимущественно аграрный рынок труда). Расчет  коэффициентов  напряженности региональных рынков труда в разрезе областей и районов показал, что внутри области существует  значительно  большая дифференциация в состоянии региональных рынков труда, чем это показывает областной срез. Так, значение коэффициентов напряженности региональных рынков труда в 2011 г. по областям Республики Беларусь и г. Минску распределилось в диапазоне от  0,2 (минимальное значение в г. Минске) до 1,0 (максимальное значение в Гомельской области), т.е. напряженность на рынке труда варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске см. таблицу 1 Приложение В.

     4)Возрастающий профессионально-квалифицированный дисбаланс межу спросом на труд и его предложением. Несмотря на то, что в структуре спроса по-прежнему доминируют рабочие специальности, растет спрос на специалистов. За последние годы в белорусской экономике значительно увеличились масштабы высшего образования, сократились объемы подготовки рабочих в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Дефицит рабочих и относительный избыток профессий специалистов обусловлены не только факторами со стороны предложения труда, но и неверными ценовыми и неценовыми сигналами предприятий на рынок труда.

     5)Неразвитое институциональное строение рынка труда на региональном уровне (представленное преимущественно органами государственной службы занятости), его институциональная жестокость. Рынок труда в Беларуси можно считать гибким в части широкой практики применения срочных трудовых контрактов, использования режимов неполного рабочего времени, подвижного механизма ценообразования. Но эта гибкость во многом достигается вследствие развития неформального рынка труда (связанного с занятостью без оформления трудовых отношений, самостоятельными поисками работы и трудоустройством, с выплатой заработной платы в конвертах), а также слабым инфорсментом  трудовых отношений на негосударственных, особенно малых и средних предприятиях. Рынок труда в Беларуси можно считать жестким в отношении численности занятых, процедуры высвобождения, регистрации и получения статусы безработного, сильного инфорсмента трудовых отношений на государственных предприятиях. Институциональное строение способно оказать значительное позитивное воздействие на эффективность рынка труда, поскольку предполагает приспособляемость организаций к решению насущных задач этого рынка.

     Таким образом, следует признать несомненные  преимущества сложившейся модели рынка  труда в Беларуси – социальная устойчивость, высокая социальная эффективность, наличие активной политики занятости. Однако существуют и недостатки этой модели, которые можно исправить  с помощью повышения экономической  эффективности, а именно – повышения  активности нанимателей на рынке  труда и рынке образовательных  услуг, согласования отраслевой и региональной политики занятости, устранения диспропорций в структуре подготовки специалистов по профилям специальностей и профессий, развития институционального строения рынка труда. [21, с. 48-50] 

3.2 Сходства и различия  особенностей рынка  труда в Республике  Беларусь и в  развитых странах 

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь