Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рынка труда и проблем его регулирования в развитых странах и сопоставление полученных данных с Республикой Беларусь.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру и значение рынка труда в рыночной экономике;
- рассмотреть основные модели рынка труда;
- установить цели, методы и направления регулирования рынка труда;
Введение………………………………………………………...…………..………..4
1 Общая характеристика рынка труда….…………………………………………........5
1.1 Сущность , структура и значение рынка труда в рыночной экономике…………. 5
1.2 Модели рынка труда..…………….……………………………………….…….7
1.3 Цели, методы и направления регулирования рынка труда……………….11
2 Состояние рынка труда в развитых странах и влияние на него экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда……………………………………………………………………………........13
2.1 Состояние рынка труда в США и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в США ………………………………………………………………….……...…………….13
2.2 Состояние рынка труда в Германии и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в Германии …………………………………………………………………………...17
3 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……22
3.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………...22
3.2 Сходства и различия особенностей рынка труда в Республике Беларусь и в развитых странах…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..….….29
Важным моментом является то, что в США существует половая дискриминация. Возможность трудоустройства и уровень зарплаты женщины в среднем ниже, чем у мужчины, который имеет такое же образование и общественное положение. Динамика изменения оплаты женского труда проста. Выпускница университета получает почти столько же, сколько юноша, окончивший среднюю школу. Хотя обычно зарплата белого мужчины увеличивается каждый год, исследования динамики дохода женщин показывают, что они в среднем до старости получают ту же зарплату, что и в тридцать лет.
Также отмечается непропорционально высокий удельный вес молодежи в составе безработных относительно ее доли в составе рабочей силы.
Характерная
для США уравниловка также
является одной из форм дискриминации,
поскольку оценка работника осуществляется
не на основе его личных качеств, а
на основе принадлежности к определенной
группе. Эта завуалированная форма
дискриминации сокращает
Методы
регулирования трудовых ресурсов внутри
страны не могут в полной мере реализовываться
на американских зарубежных предприятиях.
Это связано с процессом
Ещё одной проблемой, существенно влияющей на американский рынок труда, является постоянное сокращение охвата профсоюзным движением американских рабочих и служащих. Это приводит к следующим результатам:
1) нарушается некий сложившийся баланс отношений между трудом и капиталом в масштабах всей экономики, что влечёт за собой перераспределение общественного продукта не на основе реального вклада в его создание, а на основе силового воздействия;
2)
отсутствие профсоюзов как
3)
на предприятиях, не охваченных
профсоюзами, уровень
Государственное регулирование не в силах решить важные вопросы, связанные с безработицей, которая продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны. Необходимо отметить, что преобладает такой вид безработицы, как структурная. Таким образом, следует говорить не об отсутствии рабочих мест, а о несоответствии предложения рабочей силы спросу на неё. Иммиграция в США, которая стала важнейшим источником новой рабочей силы, увеличивает долю относительно неквалифицированных работников. Краткосрочный характер найма приводит к высокой текучести кадров, что усиливает проблемы безработицы.
В
США нет единой методики исчисления
пособия по безработице. Каждый штат
самостоятельно в своём законодательстве
устанавливает максимальный и минимальный
размер данного пособия. В итоге
величина пособия по безработице
существенно отличается на разных территориях.
Она определяется как часть средней
заработной платы безработного в
период его занятости. В большинстве
штатов, например, в качестве отправной
точки берется заработная плата,
полученная за один или более кварталов
последнего года работы. В штатах Нью-Йорк,
Монтана, Мичиган и т.д. размеры
пособия исчисляются как
Увеличивая пособия по безработице, государство содействует удлинению ее срока. В частности, рост пособия на 10 п. п., как правило, увеличивает срок нахождения человека в статусе безработного на 1-1,5 недели, то есть этот фактор демотивирует активный поиск работы [15].
Таким
образом в США существует ряд
проблем, которые свидетельствуют
о несовершенстве государственного
регулирования рынка труда. К
ним относится дифференциация в
показателях безработицы и
2.2
Состояние рынка труда
в Германии и его изменение
в условиях экономического
финансового кризиса.
Проблемы регулирования
рынка труда в Германии.
Одной из наиболее развитых стран европейского континента является Германия. Она является одной из ведущих индустриальных государств. По своей экономической мощи она занимает 3-е место в мире, а по доле участия в мировой торговле-2-е. Экономическая система современной Германии носит наименование "социального рыночного хозяйства". Она характеризуется достаточно существенной ролью государства в экономике.
На рынке труда Германии действует особое образование — тарифная автономия. Она гарантируется конституцией и означает, что работодатели и работники в лице профсоюзов могут без вмешательства государства регулировать условия и оплату труда на базе тех нормативов, которые установлены в законодательном порядке. Если государство само выступает собственником предприятия, то оно приобретает права и обязанности частного предпринимателя, т.е. подпадает под тарифную автономию. Для урегулирования проблем оплаты труда и его условий конституция гарантирует работникам право на забастовку.
Германия характеризуется достаточно развитым трудовым и гражданским правом, а также закреплением в этих отраслях основополагающих прав и обязанностей граждан. В частности, в данном государстве гарантируется право на защиту от увольнений (работодатель может уволить работника в случае нарушения им обязанностей или по экономическим причинам); право на получение пособий по безработице и финансирование переобучения (закон о содействии занятости); определена максимальная продолжительность рабочего дня и недели (закон о регулировании рабочего времени); гарантирован отпуск (Федеральный закон об отпусках и Закон об миримо материнства); поддерживаются безопасные условия труда (закон о безопасности труда) и т.д.
Тарифные переговоры затрагивают вопросы определения размеров заработной платы. Для отдельного работника параметры тарифного соглашения представляют минимальный параметр, который может быть повышен нанимателем за счет поощрительных выплат и надбавок. Возможности превышения установленных нормативов определяются прибылями предпринимателей, динамикой конъюнктуры, условиями функционирования рынка труда.
Система
социальных гарантий в Германии охватывает
практически все категории
Социальная помощь включает пособие на жизнеобеспечение, помощь в случае болезни, помощь по уходу за инвалидами, помощь будущим и кормящим матерям, пособия на приобретение одежды, доплаты за квартиру, помощь в особых жизненных ситуациях.
Получатели социальной помощи, которые соответствуют возрастным критериям и являются здоровыми, привлекаются к общественным работам: уборке территории, ремонту и строительству дорог, уходу за престарелыми и больными.
Пенсия по старости выплачивается через систему пенсионного обеспечения. Для ее получения необходим, по крайней мере, семилетний трудовой стаж. Возможно участие работников в частной системе пенсионного обеспечения. Конкретный размер пенсии определяется в соответствии с установленной методикой [3, с.173-181].
Германия, как США и другие страны мира, подверглась влиянию мирового экономического кризиса, который начался в данной стране в конце лета 2008 года. По итогам 2008 года ситуация на рынке труда наблюдалась достаточно спокойная. Два месяца подряд - в октябре и ноябре 2008 года - число безработных не превышало 3 миллионов [16].
Однако в дальнейшем на протяжении 2009 года кризис становился всё ощутимее. Если по числу рабочих мест еще можно было говорить о минимальном росте, то число отработанных часов на промышленных предприятиях свидетельствовал об обратном. Причина этого явления заключается в том, что на многих предприятиях был введен режим неполного рабочего дня или недели. Значительнее всего сокращение рабочих мест наблюдалось в автомобильной промышленности. Число сотрудников на предприятиях автопрома и их поставщиков в январе 2009 года, по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сократилось на 0,7 процента. [17]
Уровень безработицы в Германии в декабре 2010г. с учетом сезонных колебаний составил 7,5%. [18]
В сентябре 2011 г. уровень безработицы в Германии с учетом сезонных колебаний составил 6,9%.
Уменьшение числа безработных произошло благодаря оживлению на рынке труда. Количество безработных с учетом сезонных колебаний в сентябре 2011г. по сравнению с предыдущим месяцем снизилось на 26 тыс. и составило 2,922 млн человек. [19]
Всего же, в сравнении с данными за 2010 год, количество безработных уменьшилось на 231 тысячу человек см Приложение Б рисунок 1.
Германии удалось преодолеть самую тяжелую за послевоенную истории рецессию благодаря экспорту и стимулированию внутреннего спроса .
Таким образом, на рынке труда Германии действует тарифная автономия, значительное влияние на характер рынка труда оказывает система соучастия работников в управлении. Германия имеет достаточно развитое трудовое и гражданское право. И в Германии экономический кризис стал причиной спада экономики и роста безработицы, однако уже к концу текущего года можно утверждать, что уровень безработицы восстановился на докризисный уровень.
Рынки труда Германии и США имеют общие (высокий уровень безработицы, схожее проведение социальной политики и др.) и отличительные черты (в США локальное, а в Германии тарифное регулирование; в регулировании трудовых отношений: Германия – коллективный договор, США – трудовой контракт и др.). Экономический кризис привёл к спаду в экономике обеих стран, однако результаты выхода из него у стран неодинаковы. В Германии уже сейчас наблюдается снижение уровня безработицы, причём это снижении довольно значительно. В Америке же безработица всё ещё остаётся злободневной проблемой.
Использование в неизменном виде форм регулирования социально-трудовых отношений, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом, превращается сегодня в институциональную ловушку, становится тормозом развития для Германии. Механизмы рыночного хозяйства очень чутко реагируют на пренебрежение принципом эффективности, создавая новые проблемы там, где используемые способы регулирования, будучи, казалось бы, достаточно дееспособными и приемлемыми для всех, не вполне соответствуют требованиям рынка. Долгое время система регулирования рынка труда в Германии считалась эффективной, не противоречащей рыночным принципам и социально приемлемой. Однако со временем ее достоинства превращались в недостатки, а политики упустили момент, когда следовало бы начать радикальное реформирование системы. В результате с середины 80-х годов страна имеет высокую и устойчивую безработицу, уровень которой, по официальным данным, не превышает сегодня 7%, а в течение последнего 10-летия наблюдаются и низкие темпы экономического роста. Под влиянием глобализации, обострившей вопросы национальной конкурентоспособности и ухудшившей позиции Германии в конкурентной борьбе за привлечение капиталов, пришло осознание недостаточной гибкости рынка труда, препятствующей быстрой адаптации к новым требованиям.
Отсутствие гибкости рынка труда в Германии вызвано действием ряда факторов [20].
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь