Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рынка труда и проблем его регулирования в развитых странах и сопоставление полученных данных с Республикой Беларусь.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру и значение рынка труда в рыночной экономике;
- рассмотреть основные модели рынка труда;
- установить цели, методы и направления регулирования рынка труда;
Введение………………………………………………………...…………..………..4
1 Общая характеристика рынка труда….…………………………………………........5
1.1 Сущность , структура и значение рынка труда в рыночной экономике…………. 5
1.2 Модели рынка труда..…………….……………………………………….…….7
1.3 Цели, методы и направления регулирования рынка труда……………….11
2 Состояние рынка труда в развитых странах и влияние на него экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда……………………………………………………………………………........13
2.1 Состояние рынка труда в США и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в США ………………………………………………………………….……...…………….13
2.2 Состояние рынка труда в Германии и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в Германии …………………………………………………………………………...17
3 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……22
3.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………...22
3.2 Сходства и различия особенностей рынка труда в Республике Беларусь и в развитых странах…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..….….29
Инфраструктура рынка труда. Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.
Под общегосударственным, или национальным, рынком труда понимается его народно-хозяйственный уровень, который зависит от ситуации в экономике страны.
Национальный рынок труда как единое целое реально функционирует только в условиях свободного перераспределения рабочей силы между локальными рынками труда. Привязанность рабочих мест, сконцентрированных в рамках предприятий и организаций, к конкретным населенным пунктам повышает значение локальных рынков труда для решения проблем занятости и социально-экономического развития регионов.
Инфраструктура
рынка призвана регулировать отношения
между работодателем и
Критерием эффективности политики на рынках труда является степень обеспечения равновесия между спросом и предложением рабочей силы, что достигается предупреждением ее дефицитности и избыточности. Главным результатом осуществляемых при этом мер в условиях экономического спада является снижение безработицы до ее естественного уровня.
Таким
образом, рынок труда является важным
элементом экономики в условиях рыночных
отношений. Субъекты рынка труда взаимодействуют
между собой на основе правовых аспектов,
определённых системой социальной защиты,
при определённой конъюнктуре рынка и
в пределах существующей инфраструктуры.
1.2
Модели рынка труда
Национальные модели. Несмотря на то, что трудовые отношения возникают непосредственно между конкретными работниками и нанимателями, складываются они в определённый механизм взаимодействия субъектов трудовой деятельности в рамках экономической системы в целом. Таким образом, на уровне национальной экономики, можно говорить о национальной модели трудовых отношений, которая фиксирует наиболее общие тенденции в развитии рынка труда.
Национальную модель трудовых отношений можно определить как совокупность отношений, складывающихся между субъектами трудовой деятельности под влиянием факторов макроэкономического порядка и характеризующуюся системой взаимосвязанных экономических, правовых, политических, социальных, нравственных элементов.
На сегодняшний день можно выделить три основные модели трудовых отношений: европейская, англосаксонская, японская.
1. Европейская (континентальная) модель. Ей свойственны следующие черты:
- высокий уровень правовой защищенности работника;
- жесткие нормы трудового права, ориентированные на сохранение рабочих мест;
- сильные профсоюзы, наличие институтов рабочего представительства;
- отраслевое (регионально-отраслевое) тарифное регулирование;
- высокий законодательно установленный минимум оплаты труда;
- относительно небольшая дифференциация оплаты труда.
Эта модель используется большинством европейских государств. Она обеспечивает очень высокий уровень социальной защищенности работников, но среди ее негативных последствий отмечают высокий уровень безработицы, затрудненный доступ на рынок труда молодежи и лиц с низкой квалификацией, ослабление стимулирующей роли оплаты труда, снижение темпов экономического роста.
Среди европейских стран отдельно можно выделить Швецию, которая имеет некоторые отличия в своей национальной модели от общей европейской модели. Шведская модель рыночной экономики характеризуется тем, что:
- правительство Швеции практически не вмешивается в деятельность фирм и корпораций, но оно взяло на себя исключительное право и заботу о решении социальных проблем;
- высокие налоги позволяют государству сосредотачивать в своих руках значительные средства и направлять их на решение социальных задач;
- основное внимание уделяется созданию рабочих мест и профессиональной подготовке рабочей силы;
- не выплаты по безработице, а комплекс мер, направленных на предупреждение безработицы, должен, по мнению администрации Швеции, носить превентивный характер.
2. Англосаксонская модель (США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия). Ей свойственны следующие черты:
- большее сходство трудового и гражданского права;
- децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным (в США этим отдельно занимается каждый штат);
- свобода работодателя в отношении найма и увольнения (в США, если фирме нужно сократить численность персонала, работники могут быть просто уволены, причем об увольнении они ставится в известность не заблаговременно, а лишь накануне; при этом продолжительность рабочего времени одного работника обычно не меняется);
- коллективно-договорное регулирование главным образом на уровне фирмы, а не отрасли и региона (в США коллективными договорами охвачена только четверть всех работников, а профсоюзы в основном отраслевые и малочисленные);
- слабое распространение внутрифирменной подготовки персонала (она применяется, как правило, для подготовки лишь необходимых для фирмы работников, обладающих специфическим человеческим капиталом);
- очень высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы, особенно в США;
- более высокая дифференциация в оплате труда (в США — до 40 раз в оплате высших менеджеров и рабочих). Даже минимальная заработная плата введена не везде. В США, например, выполнение требований по минимальной заработной плате не обязательно для предприятий с годовым доходом меньше 500 тыс. долл. В Англии минимум заработной платы был установлен лишь в 1997 г.
У этой модели, по мнению исследователей, есть немалые достоинства: более динамично создаются новые рабочие места; более низкий уровень безработицы; достаточно высокие темпы экономического роста. В качестве недостатка отмечают немалое количество «работающих бедняков» с доходами ниже минимального потребительского стандарта (их стандарта). Либеральные экономики (США, Канада и др.) предоставляют человеку огромную свободу выбора и на него же возлагают ответственность за неудачи. Поэтому срок выплат пособий по безработице в этих странах обычно ограничен. Например, в США пособие можно получать полгода, в то время как во Франции и Дании — 5 лет. В Германии и Великобритании этот срок не ограничен [4, С. 226].
3. Японская модель. Она достаточно специфична и отражает особенности национальной модели экономики страны в целом и менталитета ее населения:
- для значительной части работников действует система трудовых отношений, основанных на принципах «пожизненного найма», при котором занятость постоянного работника в фирме гарантируется до достижения им возраста 55—60 лет;
- чем дольше проработал человек в фирме, тем выше его заработная плата и размер социальных выплат;
- в результате долгосрочных взаимоотношений максимально эффективно выявляется и используется потенциал женщин, поэтому их трудовая дискриминация минимальна;
- развиты внутренние рынки труда: работники повышают квалификацию во внутрифирменных службах и строго по плану перемещаются на новые рабочие места;
- действует эффективная система отбора персонала для инвестиций в человеческий капитал и повышения по службе; широко используется опыт лиц пенсионного возраста для наставничества;
- широко распространен внутрифирменный патриотизм, позволяющий использовать такие методы мотивации, которые неприменимы в других странах;
- широко применяется повышение заработной платы на 10— 20% в связи с наступлением в жизни работника значимых событий: женитьбы, рождения ребенка, покупки жилья, возврата кредита на покупку жилья и др.;
- при необходимости сокращения производства персонал, как правило, не увольняется, а часть работников переводится (по соглашению с ними) на другие предприятия либо для них сокращается продолжительность рабочего времени;
- разница в оплате труда работников относительно невелика: самый низкоквалифицированный работник получает лишь в 4 раза меньше, чем высококвалифицированный;
- уровень безработицы низкий, в пределах 2—3%;
- регулирование трудовых отношений в основном происходит па уровне предприятий, где имеются развитые профсоюзные организации, осуществляющие свою деятельность в первую очередь на уровне корпорации.
В настоящее время ситуация на рынке труда в Японии изменилась: усилилась международная конкуренция, возросла степень риска в бизнесе. Поэтому для компаний предпочтительнее гибкое и адекватное реагирование на изменения международных и внутренних условий их бизнеса, чем поддержание стабильных отношений с персоналом, которые ведут к росту издержек в период экономического спада, связанных с сохранением излишней численности работников. В связи с этим в Японии наблюдается размывание традиционной модели занятости, основанной на «пожизненном найме», и большинство компаний ищут новые формы взаимоотношений со своим персоналом [5, с. 158-161].
В экономике выделяют также и другие модели, среди которых нельзя не отметить китайскую модель. Она характеризует не столько модель рыночной экономики, сколько модель переходной экономики. Но её изучение важно для стран с переходной экономикой, включая Республику Беларусь, так как в Китае сегодня наблюдается самый высокий в мире прирост промышленного производства. Для китайской модели характерно:
- значительная доля государственного сектора в экономике (свыше 50%);
- основная форма собственности на важнейшие средства производства– общественная;
- регулирование экономики на макроуровне осуществляет государство посредством централизованного планирования, на микроуровне - рыночные механизмы;
- широко практикуются такие формы хозяйствования, как передача предприятий в подряд коллективам и отдельным лицам;
- в сельском хозяйстве упор сделан на семейные крестьянские хозяйства с передачей им земли в пользование на 15-30 лет;
- в последнее время происходит объединение крестьянских хозяйств в кооперативы с наймом рабочей силы;
-
особое внимание уделяется сочетанию
интересов государства, коллектива и отдельного
работника.
1.3 Цели, методы и направления регулирования рынка труда
Государственное регулирование рынка труда - регулирование органами государственного управления функционирования субъектов на рынке труда, т.е. взаимоотношений между нанимателями (их представителями) и наемными работниками (их представителями). Такое регулирование включает в себя систему правовых, экономических, психологических и иных мер [6, с. 49].
Механизм регулирования рынка труда (государственное или институциональное) получил развитие тогда, когда стихийное саморегулирование, оказалось неспособным решить ряд важнейших для общества и самого рынка труда задач: например, перестали воспроизводиться рабочая сила, отвечающая требованиям НТП, обеспечиваться занятость, сохранение и повышение уровня оплаты труда, социальная защита лиц потерявших работу. Поэтому государственное регулирование рынка труда можно рассматривать как реакцию государства и общества на противоречия в обществе.
Главными целями государственного регулирования рынка труда является:
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь