Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение рынка труда и проблем его регулирования в развитых странах и сопоставление полученных данных с Республикой Беларусь.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру и значение рынка труда в рыночной экономике;
- рассмотреть основные модели рынка труда;
- установить цели, методы и направления регулирования рынка труда;

Содержание

Введение………………………………………………………...…………..………..4
1 Общая характеристика рынка труда….…………………………………………........5
1.1 Сущность , структура и значение рынка труда в рыночной экономике…………. 5
1.2 Модели рынка труда..…………….……………………………………….…….7
1.3 Цели, методы и направления регулирования рынка труда……………….11
2 Состояние рынка труда в развитых странах и влияние на него экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда……………………………………………………………………………........13
2.1 Состояние рынка труда в США и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в США ………………………………………………………………….……...…………….13
2.2 Состояние рынка труда в Германии и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в Германии …………………………………………………………………………...17
3 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь……22
3.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………...22
3.2 Сходства и различия особенностей рынка труда в Республике Беларусь и в развитых странах…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..….….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.docx

— 172.70 Кб (Скачать)

     - обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

     -  создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям;

     - выбор путей оптимального использования потенциала занятых [7].

     С целью регулирования рынка труда  государство использует комплекс методов.

     Законодательно-правовые — ориентированы на нормативную  регламентацию трудовых отношений.

     Социально-экономические  регламентируют комплекс инструментов регулирования, которые призваны решить проблемы занятости, оплаты труда, организации  производства (льготное кредитование, поддержка малого бизнеса, создание новых рабочих мест).

     К числу административных методов  относят порядок заключения трудовых и коллективных договоров, определение пенсионного возраста, времени труда и отдыха.

     Идеологические  методы предполагают обоснование и конкретизацию политики полной занятости, социального партнерства, доходов и заработной платы.

     Социально-психологические  методы предполагают наличие определенной системы способов воздействия на субъекты трудовых отношений с целью формирования желательной системы мотивов. [3, с. 143-144].

     Государственное регулирование рынка труда может  развиваться по следующим направлениям: обеспечение воспроизводства рабочей  силы (организационное, финансовое обеспечение), сохранение существующих и создание новых рабочих мест, социальная защита (материальная поддержка) безработных, контроль за развитием трудовых отношений между субъектами на рынке труда; воздействие на уровень и динамику заработной платы в стране (области), создание инфраструктуры рынка труда (в лице организаций служб занятости и др.), поддержка предпринимательства и самозанятости [6, с.50].

     Государственное регулирование занятости реализуется  посредством проведения политики занятости, включающей, также отдельные меры по социальной защите безработных.

     Политика  занятости - это целенаправленная деятельность государства по оптимизации занятости, представляющая собой совокупность законодательных, экономических, финансовых, организационных и других мер.

     Политика  занятости осуществляется одновременно в активной и пассивной формах. Активная политика занятости в большей степени направлена на предотвращение безработицы, снижение ее уровня и на повышение уровня занятости. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочих мест через организации, занимающиеся трудоустройством (информация о вакантных рабочих местах и выдача направлений на трудоустройство) [6, с. 52].

     Таким образом, государственное регулирования  рынка проводится с определёнными  целями, с использованием различных  методов, и оно может развиваться  по нескольким направлениям.

     Принимая во внимание материал, изложенный в данной главе, можно заключить, что рынок труда является важным элементом рынков ресурсов в системе рыночной экономики. Выделяют несколько национальных моделей труда, которые характеризуют состояние трудовых отношений в разных странах. На рынках труда действуют саморегулирующиеся механизмы, которые приводят рынок к равновесному состоянию. Однако в ситуациях, когда рынок труда не может вернуться к эффективному равновесию самостоятельно, требуется вмешательство государства с его мерами регулирования. Данные меры, основываясь на различных методах,  проводятся с определёнными целями и имеют различные направления реализации.

 

2 Состояние рынка труда в развитых странах, влияние на него экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда. 

       2.1 Состояние рынка труда в США и его изменение в условиях экономического финансового кризиса. Проблемы регулирования рынка труда в США. 

       Американская  экономика по праву получила название одной из самых развитых. Расцвет трудовых отношений в американской модели во многом определяется достижением высокого уровня оплаты труда. Это касается, прежде всего, такого показателя, как доля заработной платы в национальном доходе и ВВП. В американской экономике заработной плате принадлежит 3/4 национального дохода, 10—15 % приходится на доходы от собственности. Разные фазы экономического цикла несущественно влияют на эти соотношения, хотя в периоды глубоких спадов намечается тенденция к росту доли зарплаты в национальном доходе [8].

       Организация оплаты труда отличается высокой  степенью дифференциации.  При установлении основного жалования используются определенные методики, такие как описания работ, оценка работ, структура жалования, данные об окладах в других компаниях. На размер жалованья управленческого персонала влияют такие факторы, как размер компании, объем полномочий, деловые качества, результаты работы подразделения [3, с. 163-164].

       В настоящее время  наблюдается  всё большее сокращение занятости  в сфере материального производства в пользу услуг. До экономического кризиса, начавшегося в 2008г., доля занятых в производственном секторе составляла  27%, а в сфере услуг 73% [8]. По данным на август 2011г. индекс деловой активности в сфере услуг составил 53,3%, тем самым увеличившись на 0,6% с июля 2011 г. [9]. Следует отметить, что с постепенным преодолением кризиса будет снова наблюдаться тенденция роста доли занятых в сфере услуг.

       Политика  американских фирм направлена на сокращение издержек на рабочую силу, перемещения  работников внутри компании по горизонтали  не характерны. К действующим государственным программам можно отнести социальное страхование, государственную помощь, программы для ветеранов, программы жилищного обеспечения, помощь студентам из малообеспеченных семей для оплаты образования, жилищное обеспечение.

       Социальное  страхование включает выплату пенсий по старости, нетрудоспособности, в случае утраты кормильца - пособий по безработице, медицинские услуги пожилым и престарелым.

       Страхование по безработице, применяемое в США, имеет в своей основе закон  о социальном обеспечении 1935 г. Страхование по безработице рассматривается как средство поддержания материального благосостояния на период поиска работы, поэтому пособия выплачиваются ограниченное время, а также по причине потери работы не по вине индивида.

       Фонды социального страхования образуются за счет отчислений предпринимателей. Каждый штат устанавливает свои нормы отчислений как определенный процент от заработной платы. Для получения пособия по безработице должен соблюдаться комплекс условий: отсутствие занятости; до потери работы необходима деятельность в той отрасли, на которую распространяется система социального страхования; превышение 16-летнего возраста; отсутствие работы в течение недели обследования; поиск места приложения рабочей силы в течение четырех недель; готовность приступить к работе. Помимо этого, учитывается продолжительность отработанного периода у конкретного нанимателя, уровень заработной платы, регистрацию в бюро выдачи пособий по безработице.

       Как правило, пособие по безработице  выплачивается в течение 26 недель, его абсолютный размер существенно отличается по штатам. Прекращение выплат возможно в случаях отказа от устройства на новую работу после переподготовки или переквалификации, получения временной работы без уведомления службы занятости.

       Система государственной помощи беднякам охватывает программы бесплатной медицинской помощи, продовольственную помощь, правительственные дотации на жилье, программы в сфере образования и профессиональной подготовки, гарантированный доход для определенных групп общества (престарелых, инвалидов). Система вспомоществования финансируется из государственного бюджета и рассчитана на поддержание беднейших слоев общества, представители которых не зарабатывают достаточное количество средств на поддержание определенного уровня жизни.

     Однако  материальное вспомоществование не даст желаемого эффекта. Акцент смещается в сторону создания условий для занятости, возможностей получения образования и квалификации, создания стимулов к занятию определенной деятельностью [3, с. 166-168].

     Повышение эффективности социальной функции  американского государства связано  с адаптацией рабочей силы к новым  условиям на рынке труда, децентрализацией систем социальной поддержки, усилением ответственности общества за содержание нетрудоспособных членов общества.

     Сегодня на развитие экономики США в целом, а следовательно и на развитие рынка труда оказывает влияние  мировой экономический кризис.

     В четвертом квартале 2008г. уровень безработицы в США вырос до 6,9%, а численность безработных достигла 10,6 млн. человек, что означает рост на 2,1% или 3,3 млн. человек по сравнению с четвертым кварталом 2007г.

     Согласно  статистическим данным, характеризующим  состояние рынка труда США  в мае 2009 года, численность гражданского трудоспособного населения равнялась 235 452 тыс. человек, увеличившись по сравнению с апрелем 2009 года почти на 181 тыс. человек. Численность безработных американцев выросла в течение мая 2009 года на 787 тыс. до 14 511 тыс. человек. Уровень безработицы в США, который определяется как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в мае 2009 года составил 9,4%.  Максимальным показателем безработицы в США за 26 лет стал уровень в 10,2%, достигнутый в октябре 2009 года см. Приложение А рисунок 1.                                         

     Исходя  из  данных, опубликованных министерством  труда США, уровень безработицы  в октябре 2010 года три месяц подряд составлял 9,6%. Безработица удержалась на прежнем уровне во многом благодаря тому, что в октябре того же года число новых рабочих мест увеличилось на 151 тысячу, при среднем прогнозе в 60 тысяч.

       По  данным июля-августа текущего года количество рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях экономики США увеличилось  на 184 тыс., что является максимальным месячным увеличением за последние три месяца. Таким образом, за последние 3 месяца (май-июль 2011) в несельскохозяйственных отраслях экономики США нашли работу 287 тыс. жителей этой страны. Уровень безработицы в стране по итогам сентября 2011 года снизился до отметки 9,1%.

       Можно заметить, что уровень безработицы продемонстрировал хоть и небольшое, но все-таки снижение за последний год. В то же время минимальная отметка (8,8%), которая была зафиксирована статистическим агентством в марте 2011 года, еще не достигнута. Аналитики считают, что для снижения уровня безработицы экономика США должна создавать, по меньшей мере, 125 тысяч рабочих мест каждый месяц [11].

       Таким образом, для рынка труда США  характерно то, что в сфере услуг  занято больше работников, чем в  производственной сфере, трудовые отношения  основываются на системе трудовых контрактов. В области регулирования безработицы американское государство ориентируется на программы стимулирования занятости, развития процессов подготовки и переподготовки рабочей силы, развитие системы социального страхования. Немалая роль отводится косвенным методам регулирования рынка: бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политике. Экономический кризис подорвал состояние экономики страны, изменилось к худшему и положение на рынке труда. Одним из главных моментов можно отметить спад безработицы. Однако на данный момент есть изменения в сторону стабилизации ситуации.

     В США существует развитая система  государственного регулирования в  сфере труда. Однако данная система имеет ряд проблем, которые препятствуют более эффективному развитию рынка труда и экономики в целом.

     Государственное регулирование не может обеспечить решение таких вопросов, как дифференциация в показателях безработицы и  оплаты труда, неравенство в доступности  образования, при найме на работу и на рабочем месте между белыми американцами и представителями  этнических меньшинств. Положение последних, хотя и заметно улучшилось в последние годы, всё ещё по многим показателям уступает положению белых [12, c. 43].

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь