Основы государственной антикризисной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 03:40, курсовая работа

Описание работы

Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным предметом обсуждения. О нем говорят все: политики, экономисты, предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают со своими мнения и прогнозами по поводу того, что же будет дальше. Одни нас пугают, другие обнадеживают.

Содержание

Введение 3
Глава I 3
1.1 Понятие экономического кризиса 3
1.2. Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II 9
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г. 9
2.2. Влияние кризиса на развитые страны мира 9
2.3 Экономический кризис в России 12
2.4 Антикризисная политика государств 14
2.5 Антикризисная политика Китая 23
2.6. Политика Японии 25
2.7 "Антикризисный пакет" Бундесрат - палаты земель германского парламента 27
2.8. Антикризисная политика американской администрации 28
2.9 Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии 29
2.10 Сравнение антикризисных мер 34
Заключение: 38
Список основных источников: 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 377.24 Кб (Скачать)

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает это  при выработке и реализации антикризисных  мер и исходит из необходимости  сохранения необходимого объема накопленных  финансовых ресурсов для решения  как антикризисных задач, так  и задач стратегического развития в последующие годы.

Глобальный экономический  кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы  в каждой стране, влияет на структуру  мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную роль в преодолении  кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении  кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основе двустороннего  сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС5, ШОС и др.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

Основными приоритетами антикризисных  и модернизационных действий Правительства  Российской Федерации в 2010 году станут (Приложение 3) :

- поддержка социальной  стабильности и обеспечение полноценной  социальной защиты населения; 

- поддержка оживления  экономики, обеспечение устойчивости  наметившихся положительных тенденций; 

- активизация модернизационной  повестки дня: реализация первоочередных  мер по решению проблем российской  экономики, обусловивших скорость  и глубину спада (слабость национальной  финансовой системы, недиверсифицированность  экономики и экспорта, неконкурентоспособность  значительной части перерабатывающих  производств), совершенствование институциональной  среды, выстраивание новой модели  регулирования, в том числе  на финансовых рынках, наращивание  инвестиций в человеческий капитал.

2.10 Сравнение антикризисных мер

Сравнительный анализ российских и зарубежных антикризисных мер показывает: в принципе, все они базируются на одном – заливании финансового "пожара" бюджетными деньгами.

Но суммы, направления  и особенности выделения этих средств отличаются, причем довольно сильно.

Запад путем прямых денежных инъекций пытается взбодрить потребительский спрос – главный «маховик» рыночной экономики.

У нас деньги в руки гражданам  давать бояться, предпочитая поддерживать ту же отечественную автопромышленность простым выделением колоссальных средств из бюджета Автовазу, ГАЗу, КАМАЗу и прочим терпящим бедствие автогигантам.

С одной стороны, понятно, что на этих заводах трудятся десятки  тысяч людей, которых нельзя просто так выкинуть на улицу.

С другой - в очередной  раз упускается возможность придать  нашей экономике инновационный  и конкурентоспособный вид, естественным путем "похоронив" те производства, которые давно уже не отвечают требованиям времени.

В большинстве развитых стран  в условиях кризиса Центробанки  активно снижают учетные ставки, чтобы сделать кредиты более  доступными.

ЦБ РФ их наоборот довольно долго поднимал, пока не довел до нынешнего уровня в 13%.

С этой проблемой тесно  связана еще одна – высокая  инфляция.

Такой проблемы не существует на Западе, Россия же встретила кризис очередным ростом цен (с начала 2009 года они подскочили уже на 5%).

В антикризисных мерах  правительства о борьбе с этой напастью говорится много, но ни одной  конкретной меры по обузданию роста  цен не прописано.

Более того, мораторий6 на рост естественных монополий, который многим независимым экспертом кажется логичным решением хотя бы на один год, правительством отвергнут.

Считается, что такие ценные кормильцы бюджета, как РЖД, Газпром  и энергетики, не должны терпеть  неудобств даже в кризисный период.

Достаточно распространенной в мире мерой по противостоянию кризису, является маневрирование налогами и  пошлинами.

Некоторые страны идут на снижение экспортного НДС – с целью  облегчить бремя своим компаниям.

Китай, к примеру, обнулил  экспортные пошлины на 102 вида товаров  и еще на 23 – резко снизил.

Россия же ограничилась лишь некоторым понижением налога на прибыль  – что бизнесу практически  безразлично: мало кто в этом году ждет прибылей.

Зато, похоже, окончательно похоронена идея предоставления налоговых  каникул малому бизнесу.

 

1. Потребительский спрос.

На западе это инструмент получения прибыли и финансирования деятельности клуба ПП для получения  геополитических преимуществ.

В России Правительство направляет его на развитие национальной промышленности и создание собственной финансовой системы.

2. Учётная ставка - в США,  Японии практически равны нулю, но не для облагодетельствования  производителя или потребителя  , а для поощрения безумного потреплятсва, приведшего к нынешнему кризису.

Понижение ставки рефинансирования в России сегодня приведёт только к поощрению импорта, тогда как  правительственные меры приводят к  запуску системообразующих производств, которые и станут двигателем для  всей экономики.

Очерёдность не вызывает сомнений - сначала антикризисные меры, сбивающие  инфляцию, и только потом снижение ставки рефинансирования.

3. Естесственные монополии  - у нас это Газпром, РЖД,  энергетики (поощряемые и тарифами). Но и запад имеет своих священных коров: для СШП это финансовый Wall Street(поощряемый нулевой ставкой рефинансирования), ввергнувший мир в бездну, для Германии, те же энергетики и автомобилестроители.

4. Налоги и пошлины  - применили моментально для закрытия  внутреннего рынка  и не откажемся в дальнейшем ни от фискальных, ни поощрительных мер.

5. Налоговые каникулы  малому бизнесу - Правительство  пошло по пути снижения административного  давления на бизнес .

Схожесть антикризисной политики России и США

Схожего в антикризисной  политике США и России немало. По мнению МВФ, обе страны являются одними из мировых лидеров по активности антикризисной политики. И США  и Россия стараются прежде всего  восстановить ликвидность финансового  сектора, для чего не жалеют средств  на спасение банков и других финансовых институтов.

Обе страны провели снижение некоторых налогов, правда, в США  это были налоги на потребителей, а  в России – на производителей.

Наконец, в условиях падения  потребительского и делового спроса обе страны стараются заместить его повышением госрасходов (в США рост госрасходов с 1,6—1,9% в 2006—2007 гг. увеличится до 2,0—2,7% в 2008—2010 гг.). Всплеск  госрасходов наблюдается и в России.

Различия антикризисной  политики США и России

В тоже время велики и  различия. Это, прежде всего, разное отношение  к потребительскому спросу и ставке банковского процента. Остановимся  на этих различиях подробнее.

Антикризисная политика США  сильно ориентирована на поощрение  спроса, особенно потребительского, о  чем уже было сказано выше. Что  касается поддержки бизнеса, то в  США большую тревогу вызывает потенциальная возможность перерастания нынешнего кризиса не в подъем, а в многолетнюю рецессию, как  в Японии в 1990—2002гг. (как часто  говорят, не U-образный ход кризиса  с его сильным обвалом и  полноценным восстановлением, а L-образный ход кризиса, предполагающий длительное нахождение  «на дне», или его W-образный вариант в виде спада с кратковременным подъемом в середине). Ряд американские экономистов считает одной из главных причин затянувшейся на 15 лет японской рецессии 1991—2005гг. чрезмерную государственную помощь всем пострадавшим от нее компаниям и банкам, как потенциально здоровым, так и безнадежно больным. Идея классика современной экономической науки Шумпетера, что кризис – это созидательное разрушение, в ходе которого экономика за счет кризиса оздоравливается, имеет немало приверженцев в США. Отсюда боязнь пойти по «японскому пути», которая отталкивает администрацию и конгресс от большой помощи компаниям реального сектора. В США считают, что поддержку американским компаниям и так окажет снижение ставки банковского процента, которая упала почти до нулевого уровня.

В России, наоборот, в первую очередь стараются поддержать бизнес, причем своеобразным способом, через помощь «системообразующим»  компаниям, т.е. наиболее крупным. Хотя российские банки весьма неохотно в условиях кризиса выдают кредиты, «системообразующим» компаниям отрыт первоочередной доступ к кредитам из госбюджета и госбанков.

Примером может быть автомобильная  промышленность. Правительство поддерживает спрос на ее продукцию, субсидируя процентную ставку при продаже в кредит 16 марок недорогих автомобилей, произведенных и собранных в России.

В результате, покупатели экономят от 15 до 35 тыс. руб. при покупке автомобиля.  В то же время на поддержку ведущей  российской автомобильной компании АвтоВАЗ планируется выделить 115 млрд руб. Как заметил один из крупных российских автодилеров, «тех денег, которые государство выделяет на поддержку АвтоВАЗа, всему российскому авторынку могло бы хватить на поддержку продаж до конца кризиса»

Казалось бы, подобной государственной  поддержке компаний противоречит повышение  Банком России ставки банковского процента (точнее, ставки рефинансирования) до 13%, которая затем была снижена, но лишь до 12%. Однако это вынужденная мера для страны с нестабильной валютой  и высокой инфляцией: значительная часть физических и юридических  лиц перевела свои сбережения в доллары  и евро, поэтому задача состоит  в том, чтобы удержать эти резервы  от второго шага – выводу их зарубеж, для чего и используется привлекательная  для владельцев банковских депозитов  ставка процента. По валютным вкладам  она должна быть заметно выше той, что существует в развитых странах, а по рублевым депозитам – не ниже инфляции. Пострадавшими от такой  процентной политики будут не крупные  компании (они входят в списки «системообразующих»  предприятий), а малый и средний  бизнес и, конечно, потребительский  кредит. Но если наметившееся в начале весны замедление кризиса в России продолжится, то можно надеяться  на дальнейшее снижение ставки процента.

Заключение:

Все кризисы когда-нибудь заканчиваются. Текущий не будет  исключением. Вероятно, что кризис 2008 года можно сравнить лишь с великой  депрессией, которая также была организована в США. Как и во время текущего кризиса, во времена великой депрессии, коммерческие банки, внезапно, перестали  выдавать кредиты, и расцветающая американская экономика резко погрузилась  в рецессию. История проходит. Причины  кризиса анализируются, и новые  люди смотрят на случившееся под  другим углом.

 В данный момент  распространяется мнение, что кризис  во времена великой депрессии  был создан умышленно группой  коммерческих банков, преследовавших  свои алчные цели.

Как образовался текущий  кризис и был ли он создан искусственно, либо случился внезапно, пока не ясно. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подождать какое-то время, чтобы посмотреть на него, как на случившийся факт.

Каким может быть выход  из кризиса? По всем законам, а в частности  по теории длинных волн, выходом  из мирового кризиса должен стать  рост экономик и выход производства из кризисного состояния. Толчком к  этому может послужить инновационный  прорыв. Возможно, это будет дешевый  возобновляемый источник энергии. Ведь энергия основа любого современного производства. Или  завершение кризиса произойдёт после того, как американские и банки  других развитых стран, возобновят кредитование предприятий реального сектора экономики.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической  жизни страны. И от антикризисной  политики, разработанной правительством, во многом зависит скорость выхода стран из кризиса.

По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что  российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует  возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной  оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.

Принимаемые меры позволили  улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить  масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается  спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение  ВВП в 2009 году составит не более 8,5 процентов.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная  политика не только позволила предотвратить  более глубокий спад, но и привела  к сравнительно быстрому выходу экономики  на положительные темпы роста. Другими  важными факторами стали также  рост цен на мировых рынках углеводородов  и иных товаров российского экспорта, оживление мировой экономики, в  первую очередь в Юго-Восточной  Азии.

 

 

Приложение 1.

 

Валовой внутренний продукт

 

в текущих ценах, млрд. руб.,

 
                             

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

4823,2

7305,6

8943,6

10830,5

13243,2

17048,1

21625,4

26903,5

33258,1

41444,7

39063,6

Информация о работе Основы государственной антикризисной политики