Основы государственной антикризисной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 03:40, курсовая работа

Описание работы

Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным предметом обсуждения. О нем говорят все: политики, экономисты, предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают со своими мнения и прогнозами по поводу того, что же будет дальше. Одни нас пугают, другие обнадеживают.

Содержание

Введение 3
Глава I 3
1.1 Понятие экономического кризиса 3
1.2. Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II 9
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г. 9
2.2. Влияние кризиса на развитые страны мира 9
2.3 Экономический кризис в России 12
2.4 Антикризисная политика государств 14
2.5 Антикризисная политика Китая 23
2.6. Политика Японии 25
2.7 "Антикризисный пакет" Бундесрат - палаты земель германского парламента 27
2.8. Антикризисная политика американской администрации 28
2.9 Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии 29
2.10 Сравнение антикризисных мер 34
Заключение: 38
Список основных источников: 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 377.24 Кб (Скачать)

У Великобритании экономических  ресурсов намного меньше; существенно  ниже в ней и уровень доверия  к правительству. Надежды на ограничение  в этой стране проявлений нестабильности связаны с национальными традициями, в основном не позволившими протестам  выйти за внутрисистемные цивилизованные рамки и во время «великого  кризиса» 1929-1933 гг. «Клапаном» для протестных настроений здесь, скорее всего, окажутся досрочные выборы, смена правительства  и отстранение от власти (вероятно, надолго) дискредитировавших себя лейбористов.

В Германии, напротив, прошедшие в 2009 г. очередные парламентские выборы, подтвердили полномочия канцлера А.Меркель, позволив ей переформировать правительство, отказавшись от формата «большой коалиции». Предвыборная борьба станет каналом выражения протеста и массовой активности, а предстоящий уход социал-демократов в оппозицию ослабит влияние ее внесистемных сил. Дальнейшее будет зависеть от длительности кризиса и более или менее острых его поворотов.

Наиболее уязвимой среди  крупных европейских держав является, наверное, Франция. Успехи Саркози во внутренней политике гораздо скромнее, чем во внешней. Не исключены острые политические кризисы с неясным  исходом, усиление влияния правых и  левых радикалов. В Италии неизбежный рост социального недовольства, по-видимому, будет ослабляться искусными  популистскими маневрами Берлускони, породившими нечто вроде культа личности, и несостоятельностью левоцентристской оппозиции (а также отчасти канализироваться в усиление регионального сепаратизма  на Севере).

Самыми слабыми звеньями Европейского Союза являются, конечно, малые страны Центрально- и Юго-Восточной  Европы. Если судить по их внутренним возможностям, в некоторых из них не исключен катастрофический ход событий. Единственное, что может его предотвратить, - это своевременная и масштабная экономическая помощь со стороны  других членов ЕС. Смогут ли они ее оказать, зависит от их собственного состояния, а также от того, много ли стран  будут нуждаться в помощи и  не потребуется ли такая помощь более  или менее одновременно.

Существует обстоятельство, которое может непредсказуемым  и неблагоприятным образом отразится  на стабильности европейских держав. Речь идет о наличии там обширного  контингента иммигрантов, способных  привнести в их внутреннюю жизнь  черты, присущие скорее развивающимся  странам. Немалое значение имеет  тот факт, что на этой части населения  сильнее всего сказывается влияние  кризиса. При каком-то повороте событий  протестные действия, исходящие из среды иммигрантов, могут послужить  запалом для массовых беспорядков, при другом - вызвать обострение межэтнических и межконфессиональных  противоречий, сыграв на руку правым радикалам.

Что касается развивающихся  стран, то особого внимания заслуживают  перспективы Китая. Многие предсказывают  ему довольно скорый и сравнительно безболезненный выход из экономических  трудностей (строго говоря, применительно  к Китаю даже сложно говорить о  кризисе, так как, несмотря на более  чем 30-процентное падение экспорта, снижения промышленного производства там не произошло).

Однако при оценке его  перспектив необходимо учитывать весь комплекс перечисленных выше условий. Между тем они крайне противоречивы. С одной стороны, страна сильнейшим образом зависит от экспорта, с  другой - накопленные резервы позволяют  ее руководству предпринять смелую и энергичную попытку переориентировать  производство на внутренний рынок. С  одной стороны, перед Китаем стоит  труднейшая задача «переваривания»  огромной резервной армии труда, грозящая в случае неудачи сильнейшими социально-политическими потрясениями, с другой - история расправы на площади Тяньаньмэнь свидетельствует о возможности прибегнуть в такой ситуации к широкомасштабным репрессиям. В итоге можно говорить о широком диапазоне потенциальных сценариев развития событий в Китае.

Значительным своеобразием отличается ситуация в Латинской  Америке. «Левый поворот», произошедший в политике многих стран региона, может (за счет социальных мер левых  правительств) облегчить, по крайней  мере на время, положение массовых групп  населения, смягчив удары кризиса. Дальнейшее зависит как от силы сопротивления  бывших привилегированных слоев, так  и (прежде всего) от экономических перспектив той или иной страны. В этом смысле в наилучшем положении находятся  такие страны, как Бразилия и Мексика, в худшем - малые страны Центральной  Америки.

2.5  Антикризисная политика Китая

Сегодня, когда буквально  весь мир охвачен финансовым кризисом и ищет пути выхода из него, взоры  многих политиков, финансистов обращаются к Пекину. Там надеются найти спасительные рецепты, которые смогут оказать  позитивное влияние на мировые судьбы.  Китай на первый план ставит задачу сохранения и упрочения устойчивого  и динамичного экономического развития государства. Для этого предполагается придерживаться гибкой и осмотрительной макроэкономической политики, уделять  внимание таким мерам, как снижение налогов и увеличение ассигнований из центрального бюджета с целью  улучшения благосостояния граждан, активизации внутреннего спроса, отказа от экстенсивных способов развития и т.д. Так же выработать и привести в действие комплекс мер по стимулированию национальной экономики, содействовать сохранению стабильности в производстве и на рынке труда, помочь конкретным отраслям и предприятиям. Эти шаги должны включать: выработку программы подъема отраслей, имеющих исключительное значение для китайской экономики, черной и цветной металлургии, автомобилестроения, судостроения, нефтехимической промышленности; активизацию процесса технической реконструкции предприятий, поддержку их инновационной деятельности; усилия в области занятости и социального обеспечения.

Специалисты Китая считают, что финансовый кризис возник из мыльного пузыря на рынке недвижимости и слабого  контроля ряда финансовых организаций. В Соединенных Штатах чрезмерны  потребительские расходы и слишком  раздуты финансовые структуры. На глобальном уровне мы наблюдаем очевидный дисбаланс  и несоответствие кредитно-денежной системы и производственной сферы. Вот почему только монетаристскими методами вряд ли удастся погасить разгоревшийся пожар. Такие меры довольно ограничены и могут спровоцировать новый виток финансовых спекуляций, инфляции и т.д

Для предотвращения возможности  распространения кризиса Госсоветом КНР была разработана программа  из десяти направлений, на развитие которых  правительство выделило 4 трлн. юаней. Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых  высоких технологий, экономичного жилья. Эти сферы, по прогнозам китайских  властей, потянут за собой другие и обеспечат необходимое расширение внутреннего спроса. При этом в  Китае снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции  ЦБ) до 3% годовых. Средняя банковская ставка по кредитам составила 5,58% в  год, что обеспечивает благоприятные  условия для реализации программы  Госсовета КНР. Еще в 2007 г. руководство  КНР приняло меры для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта. В сфере внешнеэкономических  связей Китай будет сокращать  объем внешней торговли с США  и странами Евросоюза. В текущей  ситуации Китай попытается активизировать развитие внешнеторговых связей со странами ШОС2 за счет импорта энергоносителей и экспорта готовой продукции. При этом Китай для успешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будет осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран В КНР в сельской местности проживает большая часть населения. Естественно, что вопросы сельского хозяйства являются приоритетными для коммунистической партии и правительства. Учитывая тот факт, что решающую борьбу с угрозой финансового кризиса они намерены вести на поле реальной экономики, сельское хозяйство получит всю необходимую поддержку и помощь.

За три десятилетия  социалистический Китай в ходе масштабных преобразований нашел динамичный путь модернизации, представив миру модель развития социалистической системы  с новой общественной формой. Коммунистическая партия Китая неизменно руководит  новой великой революцией, непрерывно продвигает вперед процесс осуществления  мечты о модернизации и национальном возрождении, к которым стремились несколько поколений наших людей.

2.6.  Политика Японии

Как это ни парадоксально  звучит, но, пожалуй, наибольшие экономические  трудности в Азии сейчас переживает самая развитая страна данного региона  – Япония. Возможно, потому, что, номинально являясь азиатской страной, она  уже давно стала неотъемлемой частью наиболее развитой капиталистической  зоны планеты.

Среди важнейших первоочередных мероприятий Правительства, позволяющих  избежать негативных тенденций, способствующих дальнейшему углублению кризиса  необходимо отметить прежде всего поддержку  достаточно высокого уровня занятости  и оказание социальной помощи временно безработным. Не менее важным является также и комплексная финансовая помощь важнейшим субъектам экономической  деятельности, которая может быть осуществлена только путём проведения сбалансированной кредитно-финансовой политики. Более подробно рассмотрим содержание этих мероприятий.

Экстренная реализация ряда мероприятий предусматривает как  обеспечение условий для сохранения действующих и создания новых  рабочих мест так и создание системы  социальной защиты временно безработных. В числе этих мер необходимо упомянуть, прежде всего, следующие:

- Увеличение субсидий  предприятиям для постепенного  регулирования уровня занятости; 

- Принятие комплекса мероприятий  по активизации деятельности  местных и региональных отделений  государственной службы занятости,  а также частных кадровых агентств, взаимодействующих с работодателями;

- Реализация комплекса  мероприятий по предотвращению  сокращения количества рабочих  мест на действующих предприятиях  и по созданию новых рабочих  мест при одновременном оказании  помощи иностранным рабочим, а  также предотвращение преждевременного  прекращения договоров на выполнение  временных работ; 

- Реализация программ  по повышение занятости среди  инвалидов и совершенствованию  их профессиональной подготовки;

- Дальнейшее развитие  системы профессионально-технического  обучения и повышению квалификации  специалистов наряду с расширением  деятельности работодателей и  кадровых агентств по обеспечению  повторной занятости, для возможно  большего количества безработных; 

- Обеспечение социальной  защиты уволенных работников  наряду с организацией сети  местных пунктов по оказанию  ежедневной социальной помощи  безработным, по их обеспечению  временным жильем и предоставлению  других социально-бытовых услуг; 

- Организация выполнения  наиболее востребованных общественных  работ на местном и региональном  уровнях, с привлечением к их  выполнению временно безработных. 

 Правительство предусматривает проведение денежно-кредитной политики, соответствующей конкретным экономическим условиям, при этом организационная и финансовая поддержка будет оказываться преимущественно по следующим направлениям:

- Всемерное содействие  в развитии институтов финансового  посредничества;

- Оказание финансовой  помощи малым, средним и крупным  предприятиям;

- Обеспечение финансовой  поддержки зарубежным проектам, выполняемым Японскими компаниями;

- Создание Корпорации  по скупке акций различных  проблемных банков и расширение  её деятельности;

- Массированная финансовая  поддержка устойчивости фондового  рынка; 

 

- Повышение требований  по обеспечению прозрачности  данных о деятельности предприятий  и их бухгалтерской отчетности  при одновременном уточнении  правил налогообложения; 

- Оказание финансовой  помощи по ипотечному кредитованию  и по земельным трансакциям; 

- Оказание разносторонней  помощи развивающимся странам  (преимущественно, расположенным  в Азии), в которых действуют  Японские компании;

- Важным финансовым вкладом  в преодоление кризисных явлений  в стране является реформа  налогообложения, которая предусматривает  временное снижение ставок налога  на приобретение жилья, снижение  для МСП налогов из сумм, затрачиваемых  на социальные нужды работников  предприятия, а также расширение  налоговых льгот, связанных с  затратами на НИОКР.

Комплекс стратегических мер поддержки экономики и  выхода из кризиса будет финансироваться  из государственных резервов путём  перевода средств на специальные  счета для реализации инвестиционных и кредитных программ. Реализация стратегических мероприятий по преодолению  последствий кризиса и по обеспечению  дальнейшего социально-экономического развития страны, со стороны.

Все действия по преодолению  кризиса должны находиться в полном соответствии с текущими экономическими условиями. Предполагается, что возрождение  экономической активности начнётся в конце 2010 г.

На первом этапе основным приоритетом будет целенаправленное и эффективное использование  всех необходимых средств для  замедления экономического спада при  одновременном стремлении избежать негативных последствий кризиса.

На втором этапе, основной целью будет смягчение перехода от самой низшей точки кризисного падения экономики к её возрождению. На этом этапе приоритетным будет проведение инвестиционной политики, направленной на развитие экономической инфраструктуры и инновационной деятельности, что обеспечит рост потен­циала национальной экономики.

На третьем этапе (с  конца 2010 г.) предполагается начать уверенный  подъём экономики с помощью объединения  таких движущих факторов как развитие местных рынков и расширение экспорта новых продуктов и услуг, созданных  благодаря успешной коммерциализации инновационных разработок.

Информация о работе Основы государственной антикризисной политики