Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 03:40, курсовая работа
Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным предметом обсуждения. О нем говорят все: политики, экономисты, предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают со своими мнения и прогнозами по поводу того, что же будет дальше. Одни нас пугают, другие обнадеживают.
Введение 3
Глава I 3
1.1 Понятие экономического кризиса 3
1.2. Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II 9
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г. 9
2.2. Влияние кризиса на развитые страны мира 9
2.3 Экономический кризис в России 12
2.4 Антикризисная политика государств 14
2.5 Антикризисная политика Китая 23
2.6. Политика Японии 25
2.7 "Антикризисный пакет" Бундесрат - палаты земель германского парламента 27
2.8. Антикризисная политика американской администрации 28
2.9 Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии 29
2.10 Сравнение антикризисных мер 34
Заключение: 38
Список основных источников: 42
Оптимальное распределение ресурсов между тремя направлениями антикризисной политики зависит от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются, с одной стороны, экономический потенциал страны и объем наличных ресурсов, а с другой - ожидания общества.
На сегодняшний день фактически только США может одновременно задействовать всю совокупность антикризисных мер. Этому способствует не только наличие у них мощного производственного механизма и огромного научно-технического задела, но и своеобразие их финансовой ситуации. Несмотря на колоссальный бюджетный дефицит и государственный долг, положение доллара как мировой валюты позволяет им (по крайней мере, до поры до времени), запустив печатный станок, не экономить на финансовых вливаниях в экономику. К 700 млрд. ДОЛЛ., ассигнованным республиканским правительством по «плану Полсона», демократическое правительство добавило 778 млрд. по «плану Гайтнера», а вскоре после этого наметило выделить около 1 трлн. на выкуп ценных бумаг, прежде всего «плохих» активов .
Основная часть средств,
таким образом, направляется на прямую
поддержку банковской системы и
оказавшихся под угрозой
Европейские страны (даже принадлежащие
к «старой» Европе, не говоря уже
о новых членах ЕС) гораздо более
ограничены в средствах. Принятая в
ЕС норма, согласно которой бюджетный
дефицит не должен превышать 3% от ВВП,
в условиях кризиса, конечно, нарушается,
но все же заставляет их отказываться
от безоглядных вливаний в банковскую
и производственную сферы. В наилучшем
положении здесь находятся
Разумеется, это не означает,
что такие страны отказываются от
прямой финансовой помощи хозяйствуюшим
субъектам. Например, французская казна
ссудила 6 млрд. евро находившейся под
угрозой банкротства фирме «
Зато страны ЕС, опираясь на развитые механизмы социальных гарантий, уделяют серьезное внимание мерам по облегчению последствий кризиса для наименее обеспеченных групп населения. Так, в Германии увеличены пособия по безработице и пособия на детей, снижены подоходный налог и взносы в больничную кассу; в Италии выделены средства для поддержки работников, лишенных возможности пользоваться «интеграционной кассой», выплачивающей пособия безработным, введены «социальные карты» для малоимущих, на которые ежемесячно перечисляются небольшие суммы (40 евро).
Тем не менее принимаемые
даже в развитых странах меры нельзя
назвать полностью
Наконец, вызывает сомнения,
что в ситуации кризиса и сопряженной
с ним нехватки капиталов можно
кардинально перестроить
Антикризисные меры и социальные отношения порождает социальное недовольство, угрожая нарушить социальную стабильность. Увенчаются ли успехом усилия правящих кругов по поддержанию стабильности в своих странах, зависит от сочетания многих факторов. Непосредственно прослеживающимися, «ближайшими» по отношению к результату являются:
- интенсивность последствий кризиса;
- эффективность антикризисной политики;
- результативность
Даже на странах Европейского Союза с более или менее сравнимым уровнем развития экономики кризис сказался не одинаково. В Испании безработица составляет уже 16%, а в Нидерландах - всего 3%. С наибольшей силой кризис ударил по странам с односторонне ориентированным, монокультурным хозяйством, сильно зависящим от экспорта. Насколько можно судить, из крупных стран относительно эффективную антикризисную политику сегодня проводят США (за счет величины ассигнуемых средств), Германия (в силу взвешенности предпринимаемых мер) и Китай (во многом благодаря смелости и гибкости осуществляемого поворота от экспортной ориентации к упору на внутренний рынок).
Немалое значение имеют и
возможности информационно-
Совершенно очевидно, однако,
что «ближайшие» условия
- объем финансово-экономических ресурсов;
- запас прочности политической системы;
- исходный уровень доверия к власти;
- специфика истории данной страны, традиции, менталитет населения.
Выше уже говорилось о несравнимых с другими странами по объему ресурсах Соединенных Штатов. Большими финансовыми ресурсами обладают Китай, Япония и Россия, но ресурсы их экономических систем, взятые в целом, весьма различны. Что касается прочности политической системы, то ясно, что наибольшим ее запасом обладают страны с давними демократическими традициями и устоявшейся политической системой. Напротив, страны с неокрепшей, переходной политической системой наиболее уязвимы.
Однако и в развитых странах уровень доверия к власти в силу конъюнктурных обстоятельств далеко не одинаков. Рейтинг Буша к концу его президентского срока, как известно, был очень низким, зато высок авторитет, с которым пришел к власти Обама. Наконец, если Германия в свое время получила хорошую прививку против экстремистских идей и действий, то традицией Франции является та или иная степень радикализации противоречий и политических позиций. Не случайно она остается практически единственной из великих держав, где кризис вызвал мощную (двухмиллионную) уличную манифестацию.
Проявления социально-
- локальные протесты (уже происходят почти везде);
- падение рейтингов
- общенациональные протесты (помимо Франции, в ряде малых стран Европы);
- падение правительства (в Исландии, Венгрии, Чехии, Латвии);
- дискредитация всей правящей элиты и приход к власти радикалов, в Европе - скорее правых, чем левых, в развивающемся мире наоборот;
- катастрофическое развитие событий - хаос, развал, вооруженные столкновения, безвластие.
Демократические страны с
большим опытом организации массовых
выступлений, широкими свободами, сильной
оппозицией могут быстрее столкнуться
с начальными стадиями дестабилизации.
Уже осенью 2008 - зимой 2008/2009 гг. по западноевропейским
странам прокатилась первая волна
забастовок и демонстраций (стачки
работников энергетических предприятий
в ряде городов Великобритании, борьба
персонала «Люфтганзы» В
Собственно говоря, в демократических странах подобного рода выступления в обычной ситуации и не являются симптомами дестабилизации: это нормальный механизм урегулирования противоречий и балансировки групповых интересов. Разумеется, когда речь заходит о таких протестных акциях, как крупнейшая за последние 20 лет всеобщая забастовка, прошедшая 29 января 2009 г. во Франции, дело приобретает более серьезный оборот.
Конечно, в условиях кризиса
балансировка интересов становится
гораздо более сложной и
И все же дестабилизации
препятствуют не только многочисленные
«рубежи обороны», которые существуют
в демократических странах с
их развитым гражданским обществом
и мощными институциональными опорами
«<крепостями и казематами», по выражению
А.Грамши), но и гибкость, опытность
правящего класса, его умение маневрировать,
прибегать к согласованиям и
компромиссам. Отказ от непопулярныx
мер, частичные шаги навстречу протестующим,
смена первых лиц, отставка правительства,
объявление досрочных выборов, победа
на них внутрисистемной оппозиции
- все это может умело
Падение авторитета правительств и их руководителей наблюдается во многих странах. Показательны данные, полученные во время опроса, проведенного весной 2009 г. в США, Великобритании и Германии Ciao Surveys Соmраnу (опрошено по 500 человек в каждой стране). Если в США соотношение между теми, кто полагает, что правительство справляется с кризисом, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, составило 1 к 3 (9% против 27%), то в Германии - 1 к 5,5 (6% против 33%), а в Великобритании - 1 к 7 (5% против 35%). Вместе с тем почти половина опрошенных во всех трех странах (49% в США, 47% в Германии и 46% в Великобритании) выбрала опцию «пока не справляется, но старается». Это показывает, что население этих стран пока занимает выжидательную позицию, предоставляя своим правительствам определенный кредит доверия. Еще более интересная ситуация сложилась во Франции: по данным СОФРЕС, несмотря на низкий рейтинг Саркози (36%), 77% французов оценивают его действия как решительные, 63% - как смелые, 62% - как оперативные и при этом 59% (против 29%) считают направление проводимой им политики неверным .
Уже на начальном этапе
кризиса определились «слабые места»
Европы - страны, где происходили
бурные массовые протесты и беспорядки.
Помимо Франции, это Греция, Исландия,
Ирландия, Латвия, Литва, Венгрия, Молдавия.
Не случайно половина из них - страны с
еще не устоявшимся, переходным типом
хозяйства, обычно с экспорто-ориентированной
экономикой, где еще не успели сложиться
прочные демократические
Но если в демократических
странах нарушения
Есть, однако, специфическое обстоятельство, которое может помешать проявлению этой закономерности: как показали в свое время события на площади Тяньаньмэнь в Пекине, авторитарные режимы легче (и на более ранних стадиях) идут на применение жестких насильственных методов противодействия дестабилизации, тем самым повышая издержки участия в протесте.
Перспективы сохранения стабильности
Сказанное позволяет сделать ряд предположений относительно перспектив сохранения стабильности в некоторых государствах мира, по крайней мере, при том ходе кризиса, который определился в течение первого его года.
Соединенные Штаты, где кризис
приобрел довольно острые формы, имеют,
на мой взгляд, достаточно хорошие
шансы выйти из него без катастрофических
социальных и политических потрясений.
Конечно, многое зависит от продолжительности
и конкретного развертывания
кризисных процессов. Но по всем исходным
условиям, а также по масштабам
антикризисной политики США обладают
преимуществом перед другими
затронутыми рецессией
Информация о работе Основы государственной антикризисной политики