Основы государственной антикризисной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 03:40, курсовая работа

Описание работы

Пожалуй, на сегодняшний день тему кризиса можно назвать самым популярным предметом обсуждения. О нем говорят все: политики, экономисты, предприниматели, деятели культуры и науки. То тут, то там в СМИ они мелькают со своими мнения и прогнозами по поводу того, что же будет дальше. Одни нас пугают, другие обнадеживают.

Содержание

Введение 3
Глава I 3
1.1 Понятие экономического кризиса 3
1.2. Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II 9
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г. 9
2.2. Влияние кризиса на развитые страны мира 9
2.3 Экономический кризис в России 12
2.4 Антикризисная политика государств 14
2.5 Антикризисная политика Китая 23
2.6. Политика Японии 25
2.7 "Антикризисный пакет" Бундесрат - палаты земель германского парламента 27
2.8. Антикризисная политика американской администрации 28
2.9 Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии 29
2.10 Сравнение антикризисных мер 34
Заключение: 38
Список основных источников: 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 377.24 Кб (Скачать)

Принятый правительством комплекс экономических мероприятий  рассчитан не только на преодоление  последствий сдвоенного кризиса,  но и предусматривает достижение долгосрочных стратегических целей.

2.7 "Антикризисный пакет" Бундесрат - палаты земель германского парламента

Одна из целей пакета состоит  в том, чтобы не допустить рост числа безработных. Уже сегодня  из-за международного экономического и финансового кризиса на фоне временного переизбытка рабочей  силы растет число немцев, занятых  неполную рабочую неделю. Несмотря на кризис, в 2008 г численность занятых  в ФРГ достигла 40,8 млн человек - это самый высокий уровень  с момента объединения Германии.

Пакет мер предполагает снижение ряда налогов и сокращение вычетов  для граждан. Государство пообещало  выделить малообеспеченным семьям с  детьми по 100 евро на каждого ребенка.

Частью второго пакета антикризисных мер является реформа  налога на автотранспортные средства. Впредь он будет начисляться не только из расчета объема двигателя автомобиля, как до настоящего времени, но и с  учетом количества вредных выбросов в окружающую среду.

Рассчитанная на два года государственная программа антикризисного пакета мер, «цена» которой более 50 млрд. евро, направлена на стимулирование роста  инвестиций и спроса в экономике, сохранение и поддержание  конкурентных возможностей индустрии и местной  промышленности, оживление отечественной  конъюнктуры и поддержку рынка  труда.

Принципиальная позиция  немецкого правительства при  разработке этой программы состояла в том, что чрезмерное вмешательство  государства в рыночные процессы ради преодоления кризиса,  может  иметь негативные последствия, как  для экономики, так и для политики страны. "Бессмысленно бросаться  от слепой веры в рынок к слепой уверенности во всесилие государства"  заявил на встрече социал-демократов (СДПГ) в Берлине министр П. Штайнбрюк. По его мнению, успех программы  зависит от нахождения баланса между  рынком и государством.

В пакете из 15 пунктов предложений  правительства для вывода экономики  из кризиса значатся уменьшение налогов  на  машиностроительные предприятия,  увеличение субсидий коммунальным хозяйствам на их оснащение энергосберегающими установками, инвестиции в развитие транспорта, в программы улучшения  региональной экономической структуры.

Руководители Германии неоднократно заявляли, что фискальные меры для  выхода из кризиса вызовут рост государственного долга, и, тем самым, могут нанести  ущерб евро, спровоцировав отказ  других европейских стран от взятых ими на себя обязательств в  части  ограничения государственного долга  в соответствии с Маастрихтским  договором.

Германия и Великобритания намерены тесно сотрудничать в преодолении  последствий экономического кризиса. Об этом договорились в Берлине профильные министры обеих стран Райнер Брюдерле и Питер Мандельсон.

2.8.  Антикризисная политика американской администрации

Вначале она сводилась  к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных  организаций – Fannie Mae и Freddie Mac и страховой  компании AIG, а также росту страхования  депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая  в начале 2009 г. была срезана почти  до 0%. В октябре был принят план (Troubled Assets Relief Program), согласно которому Минфин США планировал выделить 700 млрд долл. для вливаний в финансовые институты страны. В ноября 2008 г. ФРС объявила о двух новых программах объемом 800 млрд долл. на поддержку ипотеки (600 млрд, включая выкуп mortgage backed securities на 500 млрд), а также малого бизнеса и потребительского кредитования (200 млрд).

Администрация президента Обамы  принимает дополнительные меры по преодолению  кризиса. В объявленном в феврале  плане финансовой стабилизации объемом  более 2,5 трлн долл. (Financial Stability Plan), помимо выкупа плохих активов у банков и  компаний, планируется выделить до 1 млрд долл. на поддержку потребительского кредита, а также оказать поддержку 7—9 млн семей с плохими закладными.

В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании3 (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд долл. предусмотрено выделить 237 млрд долл. на налоговые субсидии для физических лиц.(для юридических лиц – только 51 млрд долл.), на поддержку малоимущих – 82,5 млрд долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) – 246 млрд долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги, науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости планирует выкупить весной-летом этого года ипотечных бумаг на 750 млрд долл., для чего придется резко увеличить выпуск  долларов.

Можно сделать вывод, что  антикризисная политика США реализуется  прежде всего в двух направлениях – повышение ликвидности финансового  сектора и поощрение потребительского спроса.

2.9 Антикризисная политика правительства России и проблемы ее реализациии

У воздействия глобального  экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая  зависимость от экспорта природных  ресурсов. В последние годы государство  сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная  конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось  отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Результат - значительное падение  промышленного производства, рост числа  безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех  городах и регионах, в которых  находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного  роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема - недостаточная  развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние  годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки  кредитования - меньше. Компании вынуждены  были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали  для предприятий недоступными.

Национальная экономика  в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.

Как и в США, антикризисная  политика вначале сводилась к активной поддержке финансового сектора: ведущим российским банкам были предоставлены очень крупные ссуды, был повышен потолок страхования банковских депозитов физических лиц, выкупались несостоятельные банки, а главное – расширялся поток средств Банка России в кредитную систему для смягчения кризиса ее ликвидности. Правительство также обязалось помочь ведущим российским должникам выплатить 50 млрд долл. их внешнего долга.

После этого правительство  перешло к поддержке реального  сектора: за счет госбюджета выделяются средства для финансирования отдельных  отраслей (прежде всего АПК, ВПК, автомобилестроения, жилищного строительства и авиаперевозок), налог на прибыль был снижен с  нынешних 24% до 20%, увеличен размер амортизационной  премии, регионам предоставлено право  снижать ставку налога на малый бизнес с нынешних 15% до 5%. Уменьшены темпы  роста цен в будущем году на тарифы естественных монополий (кроме электроэнергии). Наконец, составлен список  системообразующих предприятий федерального значения, охватывающий 295 предприятий, которым правительство будет оказывать адресную комплексную поддержку из бюджета и госбанков. Подобные списки составлены и региональными властями (1148 предприятий).

Были внесены коррективы в бюджет с учетом кризиса и  антикризисных мероприятий (по мнению Минфина, федеральный бюджет может  быть бездефицитен при цене экспортируемой нефти не ниже 60 долл.). В принятом в апреле новом варианте бюджета  заложен рост расходов и сокращение доходов, что приведет к смене  многолетнего профицита бюджета 4 на дефицит в размере 7,4%. Он будет финансироваться в основном за счет Резервного фонда, накопленного в прошлые годы от нефтегазовых доходов страны.

Еще в ноябре 2008 г. антикризисные  мероприятия правительства были обобщены в Плане действий, направленном на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. В марте был опубликован для широкого обсуждения и в апреле был принят антикризисный план  – Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год   ( Приложение 2). Львиная доля помощи была направлена регионам (300 млрд руб., в основном на выполнение ими социальных обязательств), Пенсионному фонду России (340 млрд руб.), компаниям в виде госгарантий по банковским кредитам (300 млрд руб.) и особенно банкам (более 1055 млрд руб. государственных кредитов).

Можно сказать, что антикризисная  политика России реализуется прежде всего в трех направлениях – повышение  ликвидности финансового сектора, социальная поддержка населения  и поддержка ведущих компаний. Стимулирование потребительского спроса не являются приоритетами антикризисного пакета, как показывает анализ структуры  антикризисных мероприятий.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической  жизни страны. Правительство будет  с максимальной ответственностью подходить  ко всем своим действиям, с тем, чтобы  не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий  и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет  опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен  и в кризисных условиях. При  этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

Правительство  осуществляет свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1.     Публичные  обязательства государства перед  населением будут выполняться  в полном объеме. Гражданам и  семьям, наиболее пострадавшим в  период мирового экономического  кризиса, будет оказана поддержка.  Это предполагает усиление социальной  защиты населения, повышение объемов  и качества оказания социальных  и медицинских услуг, улучшение  ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами.  Особое внимание будет уделено  сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности  государства в сфере занятости,  противодействия росту безработицы,  развития программ переобучения  и переподготовки работников, находящихся  под риском увольнения;

2.     Промышленный  и технологический потенциал  будущего роста должен быть  сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги  налогоплательщиков в сохранение  неэффективных производств. В  то же время, предприятия, повысившие  в последние годы свою эффективность,  инвестировавшие в развитие производства  и создание новой продукции,  повысившие производительность  труда, вправе рассчитывать на  содействие государства в решении  наиболее острых проблем, вызванных  кризисом;

3. Основой посткризисного  восстановления и последующего  поступательного развития должен  стать внутренний спрос. Ослабление  зависимости экономического роста  от внешних факторов, максимально  эффективное задействование внутренних  ресурсов будут ключевыми задачами  Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную  роль будет играть внутренний  спрос со стороны государства  (госинвестиции и госзакупки), но  по мере стабилизации ситуации  частный спрос (спрос на жилье,  потребительские товары, услуги  отечественного производства) будет  играть все большую роль, и  Правительство предпримет все  необходимые меры к его наращиванию.

4.     Кризис - не  повод отказаться от долгосрочных  приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована  и ускорена. Главная модернизационная  задача Правительства - смена  сложившейся модели экономического  роста. Вместо «нефтяного» роста  мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные  процессы, включая повышение энергоэффективности  экономики.  Инвестиции в человеческий  капитал - образование и здравоохранение  - будут ключевым приоритетом  бюджетных расходов. Инфраструктурные  объекты, необходимые для повышения  эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5.     Бизнес должен  быть освобожден от давления  чиновников. Правительство продолжит  снижать административные барьеры  для бизнеса, являющиеся одной  из причин коррупции. Будет  также предложен новый комплекс  мер, позволяющий малому бизнесу  успешно развиваться в условиях  кризиса.

6.     Экономика  должна опираться на мощную  национальную финансовую систему.  Правительство предпримет все  необходимые усилия для нормализации  функционирования финансового сектора,  включая банковскую и страховую  системы, фондовый рынок, для  поступления в экономику необходимых  объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет  уделено скорости принятия и  реализации решений.

7. Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную  макроэкономическую политику, направленную  как на поддержание макроэкономической  стабильности, так и на создание  необходимых условий, стимулов  для роста сбережений населения,  повышения инвестиционной привлекательности  экономики, на формирование качественно  иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную  бюджетную политику, поддержание  равновесного обменного курса  рубля. Денежная политика будет  направлена на борьбу с кризисом  ликвидности в финансовой сфере  при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести  к повышению доверия к национальной  валюте, увеличению уровня монетизации  экономики, снижение инфляции, обеспечивая  тем самым необходимые условия  для восстановления устойчивого  экономического роста.

Информация о работе Основы государственной антикризисной политики