Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад

Описание работы

Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

      Дароплатежи, помимо брака, были  связаны и с другими событиями  жизненного цикла: рождением,  инициациями, смертью и т.п.  При этом не всегда происходил  прямой обмен дароплатежами. Человек  мог выступать в ролях, которые обязывали дарить, но не давали право на получение отдара. Но наряду с ними были обязательно и такие, которые давали право на получение дароплатежа без обязательства отдаривания. В конечном же счёте человек в течение жизни получал примерно столько же дароплатежей, сколько давал сам. Поэтому вполне возможно говорить о существовании дароплатёжного обмена (дароплатёжеобмена). И уже во всяком случае для обозначения циркуляции дароплатежей совершенно точно подходит термин "дароплатёжное обращение" или, короче, "даро-платёжеобращение". 

      У многих народов позднепервобытного  и предклассового общества система  дароплатёжного обращения была  необычайно развита. Она являлась  важнейшим элементом престижной  экономики, но отнюдь не единственным. Как мы уже видели, у муллук-муллук и мандгелла, кроме куе, существовали мербок. До сих пор мы называли последний просто дарообменом. Но дарообменом является и куе. И если мы ввели для обозначения куе особый термин, то в особом названии нуждается и мербок. Термином для обозначения этой формы дара и одновременно процесса его передачи может стать слово "дародача". Соответственно мербок можно было бы охарактеризовать как дародачеобмен или дародачеобращение. Таким образом, в престижную экономику муллук-муллук и маднгелла входили две составляющие: дародачеобращение и дароплатёжное обращение. 

      Дародачеобмен всегда был личным  делом отдельных людей. Он был  отношением исключительно между  двумя индивидами. Чтобы дародача  состоялась, достаточно было их  встречи. 

     Дароплатёж даже в том случае, когда он осуществлялся между двумя лицами, всегда предполагал отношение двух сторон, двух групп индивидов. Поэтому в большинстве случаев он осуществлялся на особого рода сборищах, где присутствовали представители обоих вовлечённых сторон, а нередко также и другие лица. Примером может послужить тот же куе. Такого рода сборища нуждаются в особом обозначении. Мы будем называть их даропредставлениями. 

      Масштабы даропредставителей могли  быть различными. Однако ни в  одном из них ни с той, ни с другой стороны не могла выступать целая община. Если это имело место, то перед нами уже не даропредставление, а качественно иной экономический институт. 

      Кроме куе, у муллук муллук  и мандгелла существовало ещё  несколько форм дароплатежа. Муж у них, например, был обязан постоянно посылать дары пищей или вещами братьям жены. Отдара от них он не ожидал. Наряду с дарообменом типа мербока самые разнообразные формы дароплатежа существовали почти у всех, если не у всех племён Арнемленда. К сожалению, они детально не описаны. Существует лишь самая общая их характеристика. 

      Известно, что у них существовал  специальный термин "герри"  который обозначал богатство.  Герри и пища использовались  при дародачах и дароплатежах. Дароплатежи имели место при инициациях. Человек был обязан давать большие дары старшим мужчинам, которые руководили этими церемониями. Существовали дароплатежи, связанные с браком. Дароплатежи совершались при погребальных обрядах. В случае, если человек совершал кражу, его ближайшие родственники давали большие дары пищей, чтобы предотвратить серьёзные последствия. Дароплатежи потерпевшим и обиженным для восстановления спокойствия делались и в других случаях (854. С. 35, 37, 39, 40, 43, 54, 61 ,  279. С. 159). 

      Не в отношении специально Арнемленда, а Австралии в целом некоторые исследователи отмечают существование даров, имеющих целью искупить убийство и предотвратить кровную место (625, 10, 2. С. 179). Иначе говоря, перед нами вергельд, явление, которое, как обычно считается, возникает сравнительно поздно, а именно на стадии перехода к классовому обществу. О существовании неразвитой "концепции" вергельда у мурнгин Северо-Западного Арнемленда сообщает У. Уорнер (891. С. 177). 

      На любом человеке лежало множество  обязательств. Одни из них относились  к сфере жизнеобеспечивающей  экономики. Человек был обязан  делиться пищей с членами своей  группы. У племен Арнемленда добыча  первоначально распределялась между  всеми участниками охоты или рыбной ловли поровну. 3атем, когда они являлись в лагерь, то каждый делился своей долей с определённым кругом лиц согласно соответствующим обязательствам (854. С. 18, 25). 

      Но самыми тяжёлыми были обязательства  в сфере престижной экономики, т.е. связанные с дародачами и дароплатежами. Особенным грузом на человеке лежали дароплатежи. Они были связаны с ситуациями, которые присутствовали в жизни любых людей. Без дароплатежей нельзя было пройти инициации, вступить в брак, похоронить близкого родственника, уладить обиду, искупить преступление и т.п. Иначе говоря, часть избыточного продукта, а именно та, что шла на дароплатежи, стала столь же необходимой, как и жизнеобеспечивающий продукт. В известной степени, это относится и к той части продукта, что шла по каналам дародачеобмена. Человек не мог добиться уважения от окружающих, если не дарил и не отдаривал. В результате производство по крайней мере части избыточного продукта стало не менее необходимым, чем создание жизнеобеспечивающего. И это всё более отчетливо проявлялось. 

      Если индивид щедро дарил и  отдаривал, то это укрепляло  и повышало его престиж, обеспечивало  сохранение и повышение статуса.  Если же он оказывался неспособным  выполнять обязательства, то терял  престиж и лицо, становился объектом всеобщего презрения. Сам он испытывал чувство стыда и унижения. Даже затяжка с выполнением обязательств могла вести к экспедициям, имевшим целью отомстить, к вражде между общинами, Против индивида, не выполнившего обязательства, могло быть использовано колдовство. С целью добиться его смерти применялись магические обряды (854. С. ЗЗ, 35, 38, 39, 43, 44). 

      Чтобы выполнять обязательство,  нужно было упорно трудиться.  Стремление получить и повысить  престиж и страх потерять лицо, стать объектом колдовских манипуляций были важным стимулом к труду (854. С. 33, 35, 38, 39). И как сви-детельствуют этнографические данные, аборигены Арнемленда действительно трудились много и упорно (854. С. 32-33). 

      Вряд ли, на наш взгляд, можно  сомневаться в том, что, по крайней мере, некоторые племена Арнемленда уже поднялись на стадию более высокую, чем фаза ранней первобытной общины. Как свидетельствуют факты, у них существовали не просто зачатки престижно-экономических отношений, а собственно престижная экономика, которая сказывалась на всей их жизни. У них, в частности, шла борьба важных людей за престиж и влияние (280а. С. 202). 

      Возникли такие сравнительно  поздние социально-экономические  отношения, как помогозаёмные  или даже заёмно-долговые. Правда, возможно они существовали лишь в сфере престижной экономики. У племени Арнемленда известны  случаи, когда человек строил для другого каноэ для охоты на дюгоня, за что получал плату (854. С. 27). Здесь перед нами услугоплатёж - явление также сравнительно позднее. Без указания на какие-либо определённые племена исследователи сообщают, что вознаграждение за услуги получали различного рода умельцы, а также знахари (21. С. 93). 

      Однако хотя престижная экономика  у части аборигенов уже существовала, однако проследить её эволюцию на австралийском материале трудно, если вообще возможно. Чтобы сделать это, нужно обратиться к народам иных частей света, чем Австралия. 

Позднепервобытное (первобытнопрестижное) общество: развитие и оформление обычного права  

Положение существенно изменилось с переходом от раннего первобытного к позднему первобытному обществу. Если в раннепервобытном безраздельно господствовало распределение по потребностям, то в позднепервобытном обществе возникло и начало приобретать все большее значение распределение по труду. Возникновение такого распределения привело к изменению всей системы социально-экономических отношений. Утверждение распределения по труду с необходимостью предполагало возникновение собственности отдельных лиц по крайней мере на часть продукта и постепенное проникновение отношений обмена вовнутрь общины. Если раньше циркуляция общественного продукта внутри общины происходила в форме распределения, то теперь она все в большей степени стала совершаться в форме обмена. В свою очередь возникновение отдельной собственности и превращение отношений между членами общины в возмездные с неизбежностью влекли за собой становление имущественного и социального неравенства.  

Становление новых  отношений отнюдь не сводилось к  простому переходу от самых поздних форм дележа к ранним формам обмена, хотя это и имело место. С переходом к позднепервобытному обществу произошло своеобразное раздвоение экономики, раздвоение системы социально-экономических отношений. Наряду с системой циркуляции жизнеобеспечивающего продукта возникли особые системы обращения избыточного продукта, которые получили название престижной экономики . Если жизнеобеспечивающий продукт циркулировал в основном внутри общин, то избыточный - между общинами.  

Престижная экономика  представляет собой не что иное, как особую систему дарообмена, именно престижного дарообмена. Важнейший принцип всякого дарообмена - эквивалентность. Каждый престижный дар с необходимостью предполагал равный по ценности отдар. В своем завершенном виде престижная экономика включает в себя три компонента, которые можно назвать дародачеобменом , дароплатежеобменом и великодарообменом .  

При дародачеобмене дары без конца переходили из руки в руки. Возникали линии дарообмена, включавшие несколько десятков людей  и простиравшиеся на сотни километров ( мербок у муллук муллук и мандгелла Арнемленда, кхсаро у бушменов области Добе в Калахари и др.). Иногда начало таких линий смыкалось с концом и возникли грандиозные кольца обмена. Примером может послужить знаменитая кула меланезийцев Массима.  

Дароплатежи были обязательными при определенных жизненных обстоятельствах: рождении, имянаречении, инициациях, вступлении в брак, смерти. Они первоначально, как и любые другие дары, происходили  лишь между членами разных общин  и чаще всего совершались на особого рода сборищах - даропредставлениях.  

Великораздаривание  всегда происходило на дароторжествах, примерами которых являются потлачи  у индейцев Северной Америки, пиры вестников  и пиры мертвых у эскимосов  Аляски, ореховые и свиные праздники у папуасов Новой Гвиней и т. п.  

Дароторжество могли устроить один или несколько  человек, община в целом. В любом  случае это было делом общины. Готовилась и участвовала в дароторжестве  всегда вся община. Подготовка к  нему занимала много времени, иногда несколько лет. Запасалось огромное количество пищи. Нередко создавалось и приобреталось множество самых разнообразных вещей. Дароторжества всегда устраивались для членов других общин, которые приглашались в качестве гостей. Для гостей организовывали грандиозный пир, а затем нередко дарили им много вещей. В этом заключался смысл великодарения.  

Престижная экономика  играла в позднепервобытном обществе столь огромное значение, что данное общество с полным правом может быть названо первобытно-престижным. [13] 

Возникновение престижной экономики имело своим  следствием появление сложнейшей системы  имущественных отношений между  членами разных общин. Если вначале  эти экономические связи сводились  к дарообмену, то впоследствии возникли отношения займа, товарообмена и др. И все они нуждались в регулировании. Формой этого регулирования не могла быть мораль. В результате необычайно расширилась область обычного права. Оно стало регулировать возникшие новые имущественные отношения. Но самое главное - обычное право стало проникать и внутрь общины. Это связано с изменением структуры последней.  

Избыточный продукт  циркулировал не только между членами  разных общин, но и между людьми, принадлежащими к одной общине. Если первые с самого начала обменивались избыточным продуктом, то вторые первоначально делились им. Вскоре, однако этот дележ приобрел форму дачи помощи, которая предоставлялась не постоянно, а лишь в случае нужды. Эта форма помощи, как и дележ не предполагала эквивалентного возмещения. Круги помогодачи в целом совпадали с дележными кругами.  

И на стадии позднепервобытного общества люди, принадлежавшие к одному дележному кругу, обязаны были делить продукт между собой и/или делиться им друг с другом. По-прежнему принадлежность к данному дележному кругу  накладывала на человека обязанность давать часть продукта другим членам круга и предоставляло ему право на получение доли продукта от них.  

Но теперь этот дележный круг не совпадал с общиной. Он охватывал лишь часть членов общины. Таким образом, в социоисторическом организме начало существовать несколько пусть тесно связанных, но все же различных дележных кругов. Это позволило значительного увеличения размеров общины. Пока община в общем и целом совпадала с дележным кругом, возможности ее роста были весьма ограничены. Дележный круг по своей природе не мог быть слишком большим. Когда же стало возможным образование внутри общины не одного, а нескольких дележных кругов, это препятствие исчезло. В результате, если число членов раннепервобытной общины никогда не превышало 100 человек, то позднепервобытные общины могли насчитывать в своем составе несколько сотен.  

Другое важное изменение состояло в приобретении дележными кругами относительного характера. Одни продукты распределялись в более широком кругу, другие в более узком. Так, например, хотя социоисторический организм перестал быть дележным кругом по отношению к большинству продуктов, некоторые виды добычи продолжали распределяться между всеми его членами. И по отношению к этим видам добычи он продолжал оставаться дележным кругом. Размеры дележного круга зависели от ситуации: в одной он включал в себя большее число людей, в другой - меньшее. В результате возникла своеобразная иерархия дележных кругов.  

Информация о работе Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества