Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад
Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег
Дароплатежи, помимо брака,
У многих народов
Дародачеобмен всегда был
Дароплатёж
даже в том случае, когда он осуществлялся
между двумя лицами, всегда предполагал
отношение двух сторон, двух групп индивидов.
Поэтому в большинстве случаев он осуществлялся
на особого рода сборищах, где присутствовали
представители обоих вовлечённых сторон,
а нередко также и другие лица. Примером
может послужить тот же куе. Такого рода
сборища нуждаются в особом обозначении.
Мы будем называть их даропредставлениями.
Масштабы даропредставителей
Кроме куе, у муллук муллук
и мандгелла существовало ещё
несколько форм дароплатежа. Муж
у них, например, был обязан постоянно
посылать дары пищей или вещами братьям
жены. Отдара от них он не ожидал. Наряду
с дарообменом типа мербока самые разнообразные
формы дароплатежа существовали почти
у всех, если не у всех племён Арнемленда.
К сожалению, они детально не описаны.
Существует лишь самая общая их характеристика.
Известно, что у них существовал
специальный термин "герри"
который обозначал богатство.
Герри и пища использовались
при дародачах и дароплатежах.
Дароплатежи имели место при инициациях.
Человек был обязан давать большие дары
старшим мужчинам, которые руководили
этими церемониями. Существовали дароплатежи,
связанные с браком. Дароплатежи совершались
при погребальных обрядах. В случае, если
человек совершал кражу, его ближайшие
родственники давали большие дары пищей,
чтобы предотвратить серьёзные последствия.
Дароплатежи потерпевшим и обиженным
для восстановления спокойствия делались
и в других случаях (854. С. 35, 37, 39, 40, 43, 54,
61 , 279. С. 159).
Не в отношении специально Арнемленда,
а Австралии в целом некоторые исследователи
отмечают существование даров, имеющих
целью искупить убийство и предотвратить
кровную место (625, 10, 2. С. 179). Иначе говоря,
перед нами вергельд, явление, которое,
как обычно считается, возникает сравнительно
поздно, а именно на стадии перехода к
классовому обществу. О существовании
неразвитой "концепции" вергельда
у мурнгин Северо-Западного Арнемленда
сообщает У. Уорнер (891. С. 177).
На любом человеке лежало
Но самыми тяжёлыми были
Если индивид щедро дарил и
отдаривал, то это укрепляло
и повышало его престиж,
Чтобы выполнять обязательство,
Вряд ли, на наш взгляд, можно
сомневаться в том, что, по крайней
мере, некоторые племена Арнемленда уже
поднялись на стадию более высокую, чем
фаза ранней первобытной общины. Как свидетельствуют
факты, у них существовали не просто зачатки
престижно-экономических отношений, а
собственно престижная экономика, которая
сказывалась на всей их жизни. У них, в
частности, шла борьба важных людей за
престиж и влияние (280а. С. 202).
Возникли такие сравнительно
поздние социально-
Однако хотя престижная
Позднепервобытное
(первобытнопрестижное) общество: развитие
и оформление обычного права
Положение существенно
изменилось с переходом от раннего первобытного
к позднему первобытному обществу. Если
в раннепервобытном безраздельно господствовало
распределение по потребностям, то в позднепервобытном
обществе возникло и начало приобретать
все большее значение распределение по
труду. Возникновение такого распределения
привело к изменению всей системы социально-экономических
отношений. Утверждение распределения
по труду с необходимостью предполагало
возникновение собственности отдельных
лиц по крайней мере на часть продукта
и постепенное проникновение отношений
обмена вовнутрь общины. Если раньше циркуляция
общественного продукта внутри общины
происходила в форме распределения, то
теперь она все в большей степени стала
совершаться в форме обмена. В свою очередь
возникновение отдельной собственности
и превращение отношений между членами
общины в возмездные с неизбежностью влекли
за собой становление имущественного
и социального неравенства.
Становление новых
отношений отнюдь не сводилось к
простому переходу от самых поздних форм
дележа к ранним формам обмена, хотя это
и имело место. С переходом к позднепервобытному
обществу произошло своеобразное раздвоение
экономики, раздвоение системы социально-экономических
отношений. Наряду с системой циркуляции
жизнеобеспечивающего продукта возникли
особые системы обращения избыточного
продукта, которые получили название престижной
экономики . Если жизнеобеспечивающий
продукт циркулировал в основном внутри
общин, то избыточный - между общинами.
Престижная экономика
представляет собой не что иное, как особую
систему дарообмена, именно престижного
дарообмена. Важнейший принцип всякого
дарообмена - эквивалентность. Каждый
престижный дар с необходимостью предполагал
равный по ценности отдар. В своем завершенном
виде престижная экономика включает в
себя три компонента, которые можно назвать
дародачеобменом , дароплатежеобменом
и великодарообменом .
При дародачеобмене
дары без конца переходили из руки
в руки. Возникали линии дарообмена,
включавшие несколько десятков людей
и простиравшиеся на сотни километров
( мербок у муллук муллук и мандгелла Арнемленда,
кхсаро у бушменов области Добе в Калахари
и др.). Иногда начало таких линий смыкалось
с концом и возникли грандиозные кольца
обмена. Примером может послужить знаменитая
кула меланезийцев Массима.
Дароплатежи были
обязательными при определенных
жизненных обстоятельствах: рождении,
имянаречении, инициациях, вступлении
в брак, смерти. Они первоначально,
как и любые другие дары, происходили
лишь между членами разных общин
и чаще всего совершались на особого
рода сборищах - даропредставлениях.
Великораздаривание
всегда происходило на дароторжествах,
примерами которых являются потлачи
у индейцев Северной Америки, пиры вестников
и пиры мертвых у эскимосов
Аляски, ореховые и свиные праздники
у папуасов Новой Гвиней и т. п.
Дароторжество
могли устроить один или несколько
человек, община в целом. В любом
случае это было делом общины. Готовилась
и участвовала в дароторжестве
всегда вся община. Подготовка к
нему занимала много времени, иногда
несколько лет. Запасалось огромное количество
пищи. Нередко создавалось и приобреталось
множество самых разнообразных вещей.
Дароторжества всегда устраивались для
членов других общин, которые приглашались
в качестве гостей. Для гостей организовывали
грандиозный пир, а затем нередко дарили
им много вещей. В этом заключался смысл
великодарения.
Престижная экономика
играла в позднепервобытном обществе
столь огромное значение, что данное
общество с полным правом может быть
названо первобытно-престижным. [13]
Возникновение
престижной экономики имело своим
следствием появление сложнейшей системы
имущественных отношений между
членами разных общин. Если вначале
эти экономические связи
Избыточный продукт
циркулировал не только между членами
разных общин, но и между людьми,
принадлежащими к одной общине. Если
первые с самого начала обменивались
избыточным продуктом, то вторые первоначально
делились им. Вскоре, однако этот дележ
приобрел форму дачи помощи, которая предоставлялась
не постоянно, а лишь в случае нужды. Эта
форма помощи, как и дележ не предполагала
эквивалентного возмещения. Круги помогодачи
в целом совпадали с дележными кругами.
И на стадии позднепервобытного
общества люди, принадлежавшие к одному
дележному кругу, обязаны были делить
продукт между собой и/или
Но теперь этот
дележный круг не совпадал с общиной.
Он охватывал лишь часть членов общины.
Таким образом, в социоисторическом
организме начало существовать несколько
пусть тесно связанных, но все же различных
дележных кругов. Это позволило значительного
увеличения размеров общины. Пока община
в общем и целом совпадала с дележным кругом,
возможности ее роста были весьма ограничены.
Дележный круг по своей природе не мог
быть слишком большим. Когда же стало возможным
образование внутри общины не одного,
а нескольких дележных кругов, это препятствие
исчезло. В результате, если число членов
раннепервобытной общины никогда не превышало
100 человек, то позднепервобытные общины
могли насчитывать в своем составе несколько
сотен.
Другое важное
изменение состояло в приобретении
дележными кругами