Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад

Описание работы

Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

      Корни престижной экономики уходят  в зародившийся с возникновением избыточного продукта дарообмен. Последний с самого момента своего появления представлял собой циркуляцию избыточного продукта между членами разных социально-исторических организмов. Однако на первых порах он не играл сколько-нибудь важной роли в экономике. Значение его возросло, когда возникла необходимость в переходе к распределению по труду, которое не могло осуществляться без хотя бы частичного выпадения созданного человеком продукта из дележа. Существование дарообмена открывало путь к реализации этой задачи. 

      Чтобы не делиться созданным  или добытым продуктом с другими  членами своего коллектива, человеку  достаточно было передать его  в дар члену другого социально-исторического  организма. Причём важно подчеркнуть,  что даря предмет члену другой  общины, он не терял его полностью. Он лишался данного предмета, но получал право на другой предмет эквивалентной ценности, причём иногда даже такой, который во всех отношениях был подобен подаренному (см. 570. С. 142). Ведь только в товарообмене всегда обмениваются предметы, имеющие разные потребительные ценности. Иначе этот обмен не имеет смысла. Иное дело - дарообмен. При нём возможен обмен вещей с одинаковой потребительной ценностью, т.е. во всем подобных (см. 458. С. 47). 

      Но как бы то ни было, человек, подаривший одну реальную вещь, становился потенциальным собственником другой реальной вещи эквивалентной по ценности подаренной. И так как он был не реальным, а только потенциальным собственником, вещь реально в его руках не находилась, то он не был обязан делиться ею с членами своего коллектива. Такая обязанность появлялась только тогда, когда он реально получал отдар. Но достаточно было, получив вещь, снова подарить её, как она опять оказывалась недосягаемой для других членов его общины. 

      Чем больше человек дарил, тем объёмней становилась его потенциальная собственность. Иначе говоря, он получал возможность в своеобразной форме накапливать материальные ценности. И чтобы поддерживать свои накопления, человек должен был постоянно, получив вещь в качестве отдара, снова отдавать в качестве дара. Так он поступал не только с отдаром, но и собственно даром. Причём, кроме названной выше причины, действовала ещё одна. Получив дар, индивид брал на себя обязательство возместить его эквивалентной материальной ценностью, оказывался в долгу. Если он оставлял дар у себя, то был обязан поделиться им с другими членами коллектива. Предмет исчезал, а долг сохранялся. Человек должен был беспокоиться о том, чтобы к определённому моменту оказаться платежеспособным, точнее, дароспособным, беспокоиться о том, чтобы обзавестись к этому времени вещью равноценной полученному дару. Поэтому наилучшим выходом из положения было, получив вещь в дар от одного человека, подарить её другому. В таком случае индивид оказывался в выгодном положении: его долг одному человеку уравновешивался тем, что ему самому был должен другой человек. Получив отдар от одного индивида, он в свою очередь использовал его в качестве отдара другому. 

      До сих пор мы говорили об  одном человеке. Но в таком  положении оказываются все люди, связанные с ним дарообменными отношениями. Получив в качестве дара или отдара вещь, они также в свою очередь дарят её или отдаривают с её помощью ранее полученный дар. В результате могут получиться длинные цепи, по которым идет поток даров или отдаров. А дает дар Б , последний дает дар В, который в свою очередь вручает его Г и т.д. В обратном направлении идут отдары. Г, получив отдар, передает его В, от В отдар идет к Б, от Б к А. 

      Логичным завершением было бы  смыкание первого и последнего звеньев цепи. Следствием было бы возникновение кольца, внутри которого шло бы бесконечное движение: прямое - даров и обратное - отдаров. И самое удивительное заключается в том, что все описанные выше, казалось бы, чисто логические схемы реализуются в действительности. 

      Дарообмен существует у всех  народов, находящихся на поздних  этапах первой фазы эволюции  первобытной экономики. Но не  у всех он приобретает подобные  формы, не у всех становится, выражаясь словами некоторых  этнографов, церемониальным. Но у некоторых он имеет именно такой характер. 

      В начальной своей форме это  явление обнаруживается у бушменов  кунг области Добе, жизнеобеспечивающая  экономика которых была подробно  рассмотрена в шестой главе.  Говоря об области Добе, мы будем иметь в виду также и район водного источника Ксаи-Ксаи, который одни и те же авторы то включают в данную область, то рассматривают как самостоятельное подразделение (579. С. 16-17, 40, 51-52). 

      У бушмен Добе существовал  обмен, который обозначается словом хксаро. Он более или менее детально описан в ряде работ (904,  905, 580. С. 97-101). Хксаро представлял собой дарообмен. Однако существовали особенности, отличавшие его от классического дарообмена. В идеале дарообмен на фазе раннепервобытной общины имеет место только между членами разных общин. Хксаро происходил и внутри общины. Одно из объяснений состоит в том, что общины у бушменов Добе были аморфными с текучим составом. Поэтому провести грань между своими и чужими не так просто. Вчера человек был членом одной общины, сегодня - другой. 

      Но ограничиваться только таким  объяснением нельзя. Обмен происходил  и между людьми, которые либо  всегда, либо часто принадлежали  к одной группе: супругами, родителями  и детьми, братьями и сестрами. Особенно часто партнёрами были супруги. И, на наш взгляд, это понятно. Как уже отмечалось, супруги были людьми в принципе чужими по отношению друг к другу. Собственно и дарообмен первоначально возник между половыми партнёрами и положил начало движению, которое привело в конечном счёте к появлению индивидуального брака. 

      Супруги и близкие родственники, будучи формально равноправными  партнёрами по хксаро, на деле  чаще всего были лишь посредниками. Человек, например, не мог прямо  передать дар свойственнику. Он делал это через супругу (супруга). Но, во всяком случае, люди из своей общины составляли сравнительно незначительное меньшинство среди партнёров по хксаро. Так, например, у бушменов Ксаи-Ксаи они составляли всего лишь 18% общего числа. Остальные партнёры жили в других лагерях: 25% - в радиусе 25 км, 25% - в радиусе между 25 и 49 км, 24% - между 50 и 100 км, 9% жили на расстоянии свыше 100 км (905. С. 107). Поэтому обмен чаще всего происходил во время визитов в чужие лагеря, а также в периоды, когда несколько групп собирались вместе. 

      При хксаро, как это вообще  характерно для дарообмена, отдар  происходил спустя некоторое  время - от полугода до года. В некоторых работах содержится  утверждение, что с хксаро не  связано требование эквивалентности  дара и отдара (580. С. 97-98;  900. С. 105). Однако в других говорится, что для завязывания прочных отношений необходимо возвращение дара такой же ценности, что неадекватный отдар без обещания дать дополнительный влечёт за собой напряженность в отношениях (904. С. 67, 71). 

      Партнёрство при хксаро носило  постоянный, иногда даже наследственный  характер. Человек систематически  давал партнёру вещи. Это могло  происходить раз в несколько  месяцев, раз в год, раз в  несколько лет. Вещь, поступившая  в обмен, должна была двигаться по определённому пути. По этому же пути в обратном направлении двигались отдары. Человек, получив дар, должен был, продержав его некоторое время у себя, в свою очередь передать другому. Если он желал оставить вещи за собой на более или менее длительное время, то должен был заменить её другой вещью, чтобы не прервать поток даров. Переходя из рук в руки, вещи передвигались на большие расстояния. Так, например, за два года вещь могла пройти 200 км, при этом 5 раз переменив хозяев. Далёкие пути хксаро могли включать и 20-30 человек. На вопрос о том, где кончался путь, источники чёткого ответа не дают. По-видимому, он кончался там, где индивид либо решал сохранить за собой дар, либо послать его в другом направлении. 

      При этом он посылал обратно по тропе, по которой получил дар, отдар. Как свидетельствуют материалы, из даров, проходивших по путям, получатели использовали лишь 25-40%. Остальные только переходили из рук в руки. 

      Объектами обмена могли быть  самые разнообразные вещи, но  никогда - пища. Наиболее часто по путям хксаро двигались ожерелья из бус, сделанных из скорлупы страусовых яиц, различного рода изделия из бус, стрелы, копья, ножи. Имеются данные, говорящие о том, что в прошлом в хксаро использовались только изделия из бус. 

      Вещи, которые использовались в хксаро, назывались кай, что означает богатство. Соответственно, каждый их обладатель именовался кайха, т.е. богачем. У некоторых наиболее активных участников обмена на внешней стороне их хижин висели сумки, наполненные вещами, использовавшими в хксаро. Однако наличие кай в сумках не делало человека кайха - богачём. Богач не тот, кто хранит кай, а тот, который дарит вещи другим. Истинное богатство то, которое находится в дарообращении. Богатство человека измеряется частотой передач, а соответственно и числом партнёров. 

      Разные люди по-разному участвуют  в хксаро. Одни более активны,  другие - менее. Человек мог иметь  от 2 до 40 партнёров. Среднее число  партнёров - 16. Уже юноши могли  иметь 10 партнёров. С возрастом  число партнёров увеличивалось. Особенно активны были люди в возрасте 30-60 лет. Со старостью число партнёров снижалось. 

      Пока вещи находятся в сумках, каждый может попросить их  для себя. По обычаям кунг в  такой просьбе трудно отказать. Единственное основание для отказа - сообщить, что вещь уже обещана в дар. Таким образом, предметы, предназначенные для хксаро, выбывают из сферы дележа ещё до того, как они реально поступают в дарообращение. Люди тщательно следят за тем, чтобы вещь, предназначенная для хксаро, действительно поступила в обмен. Иначе говоря, вещи для хксаро всегда находятся в сумках лишь временно. Любая выставка богатств отдельных людей всегда быстро расточается: вещи идут либо в дар, либо в делёж. 

      Участие в хксаро приносит  людям престиж. Чем больше он дарит, чем более он щедр, тем большим является к нему уважение. Если человек получает ценный дар, то это дает ему статус, ибо является показателем того, что другие его уважают. С другой стороны, люди всегда знают, когда кто-либо не выполняет своих обязательств по хксаро. Если дар не возвращен, то это порицается. Когда человек получил ответный дар, но не передал его дальше, возникает конфликт. 

      Участие в хксаро является  мощным стимулом к труду. Чем  больше человек имеет партнёров,  тем больше он должен работать. Подсчитано, что каждый партнёр обходится человеку в среднем в 5 полных рабочих дней. Если бушмен имеет 16 партнёров, то 14 из них он даёт каждый год. В результате для этого он должен потрудиться 70 полных дней в году. Если учесть, что каждый взрослый бушмен тратит в среднем для добывания пищи 2,4 дня в неделю, т.е. 124,8 в году, то эта цифра выглядит весьма внушительной (580. С. 51). В этой связи нужно напомнить, что число 16 является средним. Самые активные индивиды могли иметь 40 партнёров, что заставляло работать их особо упорно. 

      Явление в основных своих чертах  сходное с описанным выше наблюдалось  у муллук муллук и маднгелла,  живших в районе реки Дейли  в Арнемленде (Австралия) (822;  823, 2. С. 156-175). Существовавшая у них система дарообмена называлась мербок. Партнёрами по мербоку могли быть люди как в своей общине, так и других. Обмен мог производиться между мужем и женой, родителями и детьми. Но всё же в основе своей мербок был системой межобщинного обмена. Объектами обмена становились самые разнообразные вещи, но только не пища. Некоторые предметы особо ценились из-за своей редкости - особенно те, что были сделаны из жемчужных раковин. Традиция связывала определённые вещи с определёнными направлениями движения. Существовали особые пути, связывавшие разные племена. Каждый человек находился между двумя партнёрами. 

      Главный принцип мербока состоял  в том, чтобы получив предмет  от одного партнёра, продержать  его у себя в течение определённого  времени, например, года, а затем передать его другому. Но если абориген чрезмерно затягивал передачу вещи, то это вызывало публичное нарекание со стороны партнёра, которое доводилось до сведения первого в форме слухов и сплетен. И дело не ограничивалось слухами. Человека могли ждать серьезные неприятности. 

      Вполне понятно, что вещь, которую  человек получал в дар от  одного партнёра и которая  предназначалась в дар другому  партнёру, выпадала из дележа, т.е.  становилась отдельной собственностью  человека. 

      Партнёрства носили постоянный характер. Индивид стремился обзавестись партнёрами на всю жизнь. Каждый партнёр обязан был время от времени давать другому дар. Получение дара делало человека должником. Он должен был в будущем вернуть дар равный, а ещё лучше больший по ценности, чем полученный им. Дары во время движения могли уменьшаться за счёт "доения". Например, туземец, получив кусок охры, мог отколоть часть. Человек мог, получив дар, полностью сохранить его за собой. Но в таком случае он оказывался в сложном положении. Он имел партнёра, которому был обязан отдаром, но у него не было партнёра, который был бы ему обязан отдаром. Он должен был заместить полученный и присвоенный дар. Неспособность выполнить обязательства вела к конфликтам. Человек оказывался в унизительном положении. Против него использовалось колдовство, что вело к болезни и даже смерти. Поэтому обычной была практика использования дара, полученного от одного партнёра, для выполнения обязательств перед другим партнёром. 

Информация о работе Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества