Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад
Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег
Корни престижной экономики
Чтобы не делиться созданным
или добытым продуктом с
Но как бы то ни было, человек,
подаривший одну реальную вещь, становился
потенциальным собственником другой реальной
вещи эквивалентной по ценности подаренной.
И так как он был не реальным, а только
потенциальным собственником, вещь реально
в его руках не находилась, то он не был
обязан делиться ею с членами своего коллектива.
Такая обязанность появлялась только
тогда, когда он реально получал отдар.
Но достаточно было, получив вещь, снова
подарить её, как она опять оказывалась
недосягаемой для других членов его общины.
Чем больше человек дарил, тем объёмней
становилась его потенциальная собственность.
Иначе говоря, он получал возможность
в своеобразной форме накапливать материальные
ценности. И чтобы поддерживать свои накопления,
человек должен был постоянно, получив
вещь в качестве отдара, снова отдавать
в качестве дара. Так он поступал не только
с отдаром, но и собственно даром. Причём,
кроме названной выше причины, действовала
ещё одна. Получив дар, индивид брал на
себя обязательство возместить его эквивалентной
материальной ценностью, оказывался в
долгу. Если он оставлял дар у себя, то
был обязан поделиться им с другими членами
коллектива. Предмет исчезал, а долг сохранялся.
Человек должен был беспокоиться о том,
чтобы к определённому моменту оказаться
платежеспособным, точнее, дароспособным,
беспокоиться о том, чтобы обзавестись
к этому времени вещью равноценной полученному
дару. Поэтому наилучшим выходом из положения
было, получив вещь в дар от одного человека,
подарить её другому. В таком случае индивид
оказывался в выгодном положении: его
долг одному человеку уравновешивался
тем, что ему самому был должен другой
человек. Получив отдар от одного индивида,
он в свою очередь использовал его в качестве
отдара другому.
До сих пор мы говорили об
одном человеке. Но в таком
положении оказываются все люди, связанные
с ним дарообменными отношениями. Получив
в качестве дара или отдара вещь, они также
в свою очередь дарят её или отдаривают
с её помощью ранее полученный дар. В результате
могут получиться длинные цепи, по которым
идет поток даров или отдаров. А дает дар
Б , последний дает дар В, который в свою
очередь вручает его Г и т.д. В обратном
направлении идут отдары. Г, получив отдар,
передает его В, от В отдар идет к Б, от
Б к А.
Логичным завершением было бы
смыкание первого и последнего звеньев
цепи. Следствием было бы возникновение
кольца, внутри которого шло бы бесконечное
движение: прямое - даров и обратное - отдаров.
И самое удивительное заключается в том,
что все описанные выше, казалось бы, чисто
логические схемы реализуются в действительности.
Дарообмен существует у всех
народов, находящихся на
В начальной своей форме это
явление обнаруживается у
У бушмен Добе существовал
обмен, который обозначается словом
хксаро. Он более или менее детально описан
в ряде работ (904, 905, 580. С. 97-101). Хксаро
представлял собой дарообмен. Однако существовали
особенности, отличавшие его от классического
дарообмена. В идеале дарообмен на фазе
раннепервобытной общины имеет место
только между членами разных общин. Хксаро
происходил и внутри общины. Одно из объяснений
состоит в том, что общины у бушменов Добе
были аморфными с текучим составом. Поэтому
провести грань между своими и чужими
не так просто. Вчера человек был членом
одной общины, сегодня - другой.
Но ограничиваться только
Супруги и близкие
При хксаро, как это вообще
характерно для дарообмена, отдар
происходил спустя некоторое
время - от полугода до года.
В некоторых работах
Партнёрство при хксаро носило
постоянный, иногда даже наследственный
характер. Человек систематически
давал партнёру вещи. Это могло
происходить раз в несколько
месяцев, раз в год, раз в
несколько лет. Вещь, поступившая
в обмен, должна была двигаться
по определённому пути. По этому же пути
в обратном направлении двигались отдары.
Человек, получив дар, должен был, продержав
его некоторое время у себя, в свою очередь
передать другому. Если он желал оставить
вещи за собой на более или менее длительное
время, то должен был заменить её другой
вещью, чтобы не прервать поток даров.
Переходя из рук в руки, вещи передвигались
на большие расстояния. Так, например,
за два года вещь могла пройти 200 км, при
этом 5 раз переменив хозяев. Далёкие пути
хксаро могли включать и 20-30 человек. На
вопрос о том, где кончался путь, источники
чёткого ответа не дают. По-видимому, он
кончался там, где индивид либо решал сохранить
за собой дар, либо послать его в другом
направлении.
При этом он посылал обратно
по тропе, по которой получил дар, отдар.
Как свидетельствуют материалы, из даров,
проходивших по путям, получатели использовали
лишь 25-40%. Остальные только переходили
из рук в руки.
Объектами обмена могли быть
самые разнообразные вещи, но
никогда - пища. Наиболее часто по путям
хксаро двигались ожерелья из бус, сделанных
из скорлупы страусовых яиц, различного
рода изделия из бус, стрелы, копья, ножи.
Имеются данные, говорящие о том, что в
прошлом в хксаро использовались только
изделия из бус.
Вещи,
которые использовались в хксаро, назывались
кай, что означает богатство. Соответственно,
каждый их обладатель именовался кайха,
т.е. богачем. У некоторых наиболее активных
участников обмена на внешней стороне
их хижин висели сумки, наполненные вещами,
использовавшими в хксаро. Однако наличие
кай в сумках не делало человека кайха
- богачём. Богач не тот, кто хранит кай,
а тот, который дарит вещи другим. Истинное
богатство то, которое находится в дарообращении.
Богатство человека измеряется частотой
передач, а соответственно и числом партнёров.
Разные люди по-разному
Пока вещи находятся в сумках,
каждый может попросить их
для себя. По обычаям кунг в
такой просьбе трудно отказать.
Единственное основание для отказа
- сообщить, что вещь уже обещана в дар.
Таким образом, предметы, предназначенные
для хксаро, выбывают из сферы дележа ещё
до того, как они реально поступают в дарообращение.
Люди тщательно следят за тем, чтобы вещь,
предназначенная для хксаро, действительно
поступила в обмен. Иначе говоря, вещи
для хксаро всегда находятся в сумках
лишь временно. Любая выставка богатств
отдельных людей всегда быстро расточается:
вещи идут либо в дар, либо в делёж.
Участие в хксаро приносит
людям престиж. Чем больше он дарит,
чем более он щедр, тем большим является
к нему уважение. Если человек получает
ценный дар, то это дает ему статус, ибо
является показателем того, что другие
его уважают. С другой стороны, люди всегда
знают, когда кто-либо не выполняет своих
обязательств по хксаро. Если дар не возвращен,
то это порицается. Когда человек получил
ответный дар, но не передал его дальше,
возникает конфликт.
Участие в хксаро является
мощным стимулом к труду. Чем
больше человек имеет
Явление в основных своих
Главный принцип мербока
Вполне понятно, что вещь, которую
человек получал в дар от
одного партнёра и которая
предназначалась в дар другому
партнёру, выпадала из дележа, т.е.
становилась отдельной
Партнёрства носили постоянный характер.
Индивид стремился обзавестись партнёрами
на всю жизнь. Каждый партнёр обязан был
время от времени давать другому дар. Получение
дара делало человека должником. Он должен
был в будущем вернуть дар равный, а ещё
лучше больший по ценности, чем полученный
им. Дары во время движения могли уменьшаться
за счёт "доения". Например, туземец,
получив кусок охры, мог отколоть часть.
Человек мог, получив дар, полностью сохранить
его за собой. Но в таком случае он оказывался
в сложном положении. Он имел партнёра,
которому был обязан отдаром, но у него
не было партнёра, который был бы ему обязан
отдаром. Он должен был заместить полученный
и присвоенный дар. Неспособность выполнить
обязательства вела к конфликтам. Человек
оказывался в унизительном положении.
Против него использовалось колдовство,
что вело к болезни и даже смерти. Поэтому
обычной была практика использования
дара, полученного от одного партнёра,
для выполнения обязательств перед другим
партнёром.