Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад
Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег
Разборно-коммуналистические
отношения соответствуют такому уровню
развития производительных сил, при котором
весь создаваемый обществом продукт был
жизнеобеспечивающим. На этой стадии развития
ни один способный к труду человек не мог
от него уклониться. Противоположный образ
действия с неизбежностью непосредственно
ставил под угрозу само бытие коллектива.
Существующие отношения побуждали человека
не просто трудиться, но трудиться с максимальной
отдачей. Ни один индивид не мог ограничиться
добычей такого количества продуктов,
которое было достаточно для его собственного
прокормления. Ведь все, что он добыл, поступало
в общую собственность коллектива и вместе
со всей остальной добычей подлежало распределению
между членами коллектива сообразно с
их потребностями. В результате даже добыв
много, человек мог получить мало, остаться
полуголодным, если потерпели неудачу
остальные члены коллектива.
В таких условиях
человек с неизбежностью должен
был стремиться добыть возможно больше
продукта. Только таким способом он
мог гарантировать себе прожиточный
минимум. Все это было достаточным стимулом
развития производства. Побуждаемые этим
мотивом люди развивали производительные
силы общества, что рано или поздно должно
было привести к появлению более или менее
регулярного избыточного продукта. Существование
такого продукта этнографами зафиксировано
практически во всех известных им первобытных
общества. Появление регулярного избыточного
продукта привело к перестройке производственных
отношений.
Пока его не
было, общество не могло позволить
ни одному из своих членов использовать
создаваемый в нем продукт для каких-либо
других целей, кроме физического его потребления.
С его появлением объективная необходимость
в такого рода ограничениях отпала. Возникла
реальная возможность использования членами
коллектива созданного в нем продукта
и для иных целей. И эта возможность рано
или поздно с неизбежностью превратилась
в действительность.
В условиях существования
на данном этапе дуально-родового брака,
который был дисэкономическим и
дислокальным (см. лекцию X "Социальная
организация отношений между полами: Возникновение
и развитие") каждый взрослый член любого
из двух родов-общин, состоявших в групповом
браке, был не только связан, по крайней
мере, с одним взрослым членом другого
коллектива, принадлежащим к противоположному
полу, но и заинтересован в поддержании
такой связи.
И способом закрепления
этих связей между индивидами, принадлежащими
к разным коллективам, мог быть только
обмен пищей, а также и другого
рода продуктами между лицами, составлявшими
пару. По своей природе этот обмен был
качественно отличен от товарообмена.
Он принадлежал к той распространенной
в доклассовом обществе форме, которая
получила название обмена дарами (подарками),
или дарообмена.
Как свидетельствуют
данные этнографии, суть дарообмена заключается
в создании новых или поддержании уже
существующих социальных связей между
индивидами либо группами индивидов. Данная
связь устанавливается, как правило, не
по взаимному предварительному соглашению
сторон, а по инициативе одной из них, которая
предлагает другой стороне дар. Принятие
дара означает установление связи. В качестве
дара может выступить вещь, которая нужна
получателю. Однако он принимает дар и
в том случае, если вещь ему абсолютно
не нужна. Дело в том, что отказ от дара
рассматривается как оскорбление. Если
приняв дар, человек получал друга, союзника,
то отказавшись принять его, он наживал
врага. Поэтому отказ от дара был крайне
редким явлением. По существу принятие
дара было обязательным.
Ценность дара
заключалась не в самой вещи, а
в связи, которая устанавливалась в
результате дарения между давателем и
получателем. Связь эта носила двусторонний
характер. Принятие дара накладывало на
человека обязательство ответного дара.
Природу и время отдара определял сам
получатель. Даритель, как правило, не
имел права ни потребовать отдара, ни указать
на то, что бы он хотел получить в качестве
отдара.
Однако свобода
отдаривания была ограничена определенными
рамками. Важным в дарообмене был
принцип не только взаимности, но и
эквивалентности. Отдар должен был
быть примерно равноценен дару. Отдар
не должен был следовать немедленно за
даром, ибо это могло быть расценено как
стремление возможно быстрее оборвать
связь. Подобное действие могло вызвать
вражду. Отдар должен был последовать
спустя определенное время после дара.
Этот промежуток времени никогда точно
не определялся, однако не мог быть не
только чрезмерно малым, но и чрезмерно
большим. Если дарополучатель долгое время
тянул с отдаром, то связь обрывалась и
даритель из друга превращался во врага.
То же самое происходило, если отдар был
несоразмерно мал по сравнению с даром.
Если отдар
происходил вовремя и был приблизительно
эквивалентен дару, то за ним следовал
новый дар, и все начиналось сначала.
Но если отдариватель особо ценил
данную связь, то он в качестве отдара
давал заведомо больше, чем получил в качестве
дара. Тем самым он ставил первоначального
дарителя в положение человека обязанного
отдаривать. Тот в свою очередь мог отдарить
с избытком над полученным и т.д.
Таким образом,
социальная связь, возникшая в результате
дара, сохранялась и поддерживалась, пока
она функционировала как своеобразный
канал, по которому шло встречное движение
даров, причем примерно в равном количестве.
Дарообмен всегда
означал переход объектов из собственности
в собственность, из одной ячейки собственности
в другую. Поэтому вполне понятно, что
на стадии раннепервобытного общества
он мог происходить только между членами
разных общин, разных социоисторических
организмов.
Возникновение
дарообмена между лицами противоположного
пола, принадлежавшими к разным половинам
дуальной организации, привело к появлению
индивидуального брака, что рано или поздно
привело к совместному поселению супругов.
В результате род и община перестали совпадать.
В состав общины стали входить люди, принадлежавшие
к разным родам.
Но, что в данном
случае главное, появление дарообмена
привело к существенному
Появление дарообмена
с необходимостью предполагало переход,
по крайней мере, части продуктов, являвшихся
собственностью коллектива, не только
в пользование, но и в распоряжение отдельных
его членов. Результатом было движение
от разборно-коммуналистической собственности
к иной форме коммуналистической же собственности.
Если разборно-коммуналистическая собственность
предполагала, что все добытое членами
коллектива находится не только в собственности,
но и в распоряжении общества в целом,
а отдельные индивиды только пользуются
взятой долей, то характерная черта новой
формы коммуналистической собственности
заключалась в том, что многие продукты
труда, продолжая оставаться собственностью
коллектива, перешли в распоряжение отдельных
его членов. Произошло своеобразное расщепление
между собственностью на продукты труда
и распоряжением ими.
Изменение характера
собственности наглядно проявилось
в изменении природы отношений
распределения. Если разбор означал
переход доли общественного продукта
исключительно лишь в пользование
членов коллектива, то новые отношения
распределения прежде всего состояли
в том, что индивиду выделялась доля общественного
продукта, которой он мог распоряжаться.
Часть этого продукта он потреблял, часть
использовал для разных социальных потребностей,
в частности, для дарения. Здесь уже имел
место не разбор продукта членами коллектива,
а его дележ между ними. Поэтому данные
отношения распределения можно было бы
назвать дележными, и соответственно новую
форму коммуналистических отношений в
целом можно было бы именовать дележно-коммуналистическими
отношениями.
С появлением более
или менее регулярного
В этих условиях
нужны были новые стимулы к труду. И они
возникли. Объективная заинтересованность
общества в том, чтобы каждый его член
трудился с наибольшей отдачей, первоначально
находила свое проявление в почете, которым
стали окружать людей, вносивших больший,
чем остальные, вклад в создание общественного
продукта. Искусные и удачливые охотники
пользовались уважением и раньше. Однако
если раньше в центре внимания были их
личные качества, то теперь прежде всего
их вклад в совокупный общественный продукт.
Одновременно с возвеличиванием охотников,
вносивших существенный вклад в общий
фонд, формировалось неуважительное отношение
к тем, чей вклад был невелик. Деление охотников
на удачливых и неудачливых и дифференцированное
отношение к ним встречается у самых различных
народов.
До поры, до времени
это помогало. Но рано или поздно
этот стимул переставал действовать. Объективной
необходимостью стало изменение
отношений распределения, а тем
самым и собственности. Эта трансформация
могло состоять только в замене коммуналистического
распределения, при котором человек получал
долю продукта в силу одной своей принадлежности
к общине, распределением по труду.
В идеале это
означало переход продукта, созданного
человеком, не только в его распоряжение,
но и в собственность, а тем
самым и возникновение наряду с общественной
собственностью отдельной собственности
членов общины. Разумеется, это не означало,
что все созданное человеком могло использоваться
лишь им самим, что община должна была
превратиться в совокупность субъектов,
которые ничем в экономическом отношении
не были между собой связаны. Циркуляция
продукта внутри общины, которая происходила
раньше, не могла прекратиться. Она по-прежнему
оставалась необходимым условием существования
общества. Люди по-прежнему должны были
давать друг другу и получать друг от друга
различного рода продукты, среди которых
главную роль играла пища. Однако эта циркуляция,
происходившая раньше в форме дележа,
теперь должна была приобрести иные общественные
формы.
Суть перехода
к распределению по труду заключалась
в том, что человек не был больше обязан
делиться с остальными членами социоисторического
организма. Теперь все, что он давал другим
членам общины, подлежало возмещению.
Дележ должен был быть заменен обменом.
Вещественный состав полученной им доли
общественного продукта мог меняться,
но сама эта доля должна была оставаться
неизменной. И вполне понятно, что в таких
условиях у человека, который трудился
больше других, должно было скапливаться
больше материальных благ, чем у других
членов общества.
Но на пути перехода
от распределения по потребностям к
распределению по труду, от дележа между
членами общины к обмену между
ними лежали огромные препятствия. Общество
по-прежнему продолжало требовать от
каждого трудоспособного своего
члена делиться всем тем, что находилось
в его распоряжении со всеми остальными
членами общины и применять санкции к
тем, кто с этими нормами не желал считаться.
В результате развитие социально-экономических
отношений пошло не по прямому, а по своеобразному
кружному пути.
Член общины
был обязан делиться только тем продуктом,
который был в его
Чтобы не делиться
созданным или добытым
Человек, подаривший
одну реальную вещь, становился потенциальным
собственником другой реальной вещи, эквивалентной
по ценности подаренной. И так как он был
не реальным, а только потенциальным собственником,
вещь реально в его руках не находилась,
то он не был обязан делиться ею с членами
своего коллектива. Такая обязанность
появлялась только тогда, когда он реально
получал отдар. Но достаточно было, получив
вещь, снова подарить ее, как она опять
оказывалась вне недосягаемой для других
членов его общины.