Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад

Описание работы

Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

      Но самая выгодная ситуация  создавалась, когда индивид, получив дар от одного партнёра, немедленно возмещал его встречным даром. Если он ещё перед этим дал дар другому, то его положение было завидным. Он не имел обязательств ни в каком направлении, в то время как его партнёры были должны ему. У него был запас ценностей, который он мог использовать по своему желанию. И использовал он его опять-таки для мербока. Человек мог иметь не одну пару партнёров, а несколько. Чем активнее он участвовал в мербоке, тем больше был его престиж. 

      У аборигенов не было обыкновения копить вещи. Они извлекали престиж и удовлетворение из преходящего обладания предметами, движущимися по путям мербока. Ценность вещей состояла не в том, чтобы ими можно было владеть, а в том, что их можно использовать для выполнения различного рода обязательств, в частности проистекающих из мербока. Нет ничего более бесполезного в туземной экономике, чем накопление вещей, которых некому было посылать. 

      Вполне понятно, что необходимость  выполнения обязательств, в частности  тех, что связаны с мербоком, заставляли человека трудиться более упорно. 

      У. Станнер, подробно описав  мербок, указывает на его сходство  с церемониальным обменом кула, существовавшем в одном из  районов Меланезии (823, 2. С. 107). Кула  была детально рассмотрена в работах Б. Малиновского (607, 609) и последующих исследователей. О ней существует большая литература (603;  718; 255. С. 25-27;  876;  277. С. 12-20;  467; 458. С. 195-202;  558;  708;  469;  897 и др.). 

      Не вдаваясь в детали, отметим  лишь, что в куле реально произошло логически напрашивающееся смыкание первого и последнего звеньев обмена подобного хксаро и мербоку. В результате возникло кольцо. Кольцо кулы со всеми разветвлениями охватывало острова восточной оконечности Новой Гвинеи, о. Норманби, о. Добу, о. Санароа, о. Фергюссон, о. Товара, о-ва Амфлетт, о-ва Тробриан, о-ва Маршалл-Беннетт, о. Муруа (Вудларк), о-ва Лафлон, о. Токона, о. Янаба и о. Иегума, о. Мисима и о. Панаэти, о. Вару, о. Тубетубе. 

      По этому кольцу движутся предметы, которые туземцы называют соулава и мвали. Соулава - ожерелья из особого вида раковин, мвали - браслеты из раковин другого рода. Обе эти формы вещей в принципе представляют собой украшения, но вряд ли когда-либо используется для этой цели. Главное их предназначение - участие в обмене. Ожерелья движутся по часовой стрелке, браслеты - в противоположном направлении. 

      Кольцо состоит из единиц, которые  Б. Малиновский назвал общинами  кулы. Каждая община представляет  собой деревню или группу деревень, которые организуют заморские путешествия. Кула состоит, во-первых, из передач, которые происходят постоянно внутри общин кулы, во-вторых, больших заморских экспедиций, в результате которых большое количество ценностей перемещается между общинами, отделёнными друг от друга морем. Однако не следует думать, что во время заморских экспедиций сторонами обмена являются общины кулы. Обмен всегда происходит между отдельными людьми, которые являются постоянными партнёрами. Каждый человек, участвующий в куле, всегда имеет дело по меньшей мере с двумя партнёрами. Получая от одного из них в качестве дара, скажем, ожерелье, он, продержав его у себя определённое время, передаёт другому. Получив от последнего в качестве отдара браслет, он, продержав его у себя, передаёт первому. И так поступает каждый участник кулы. В результате ни ожерелья, ни браслеты никогда не задерживаются надолго в чьих-либо руках. Они постоянно движутся по кругу навстречу друг другу. Человек может иметь не одну пару партнёров, а несколько. И чем больше у него партнёров, тем выше престиж. 

      Партнёры по куле передают  друг другу не только мвали  и соулава. Они обмениваются  и другими вещами. Частично - это  чистый дарообмен. Когда экспедиция  достигала места назначения, каждый  гость направлялся в дом своего  партнёра и вручал ему небольшой подарок. Хозяин дарил ему пищу, а перед отплытием давал ответный подарок. Но партнёры могли давать друг  другу и такие вещи, в которых получающий испытывал нужду. Здесь по существу мы имеем дело с товарообменом, но таким, который вёлся в оболочке дарообмена. Его можно было бы назвать дароторговлей. Дароторговля всегда ведётся между только определёнными людьми, которых в этнографической литературе принято именовать торговыми партнёрами. Партнёры по куле были одновременно и торговыми партнёрами. 

      Если между партнёрами по куле  любые передачи происходили только  в форме дарообмена, то с остальными  членами данной общины кулы  гость вёл чистый товарообмен  (607. С. 105,  608. С. 99-100, 276-278, 361-364). 

      Но это, по-видимому, позднее явление. Туземцы о. Вогео, которые находились на более ранней стадии развития, вели товарообмен с соседями только в форме дарообмена и исключительно лишь через торговых партнёров (499. С. 398-399). 

      С кулой были тесно связано  много различного рода явлений. Но они не должны заслонять от нас её существа. Кула, взятая сама по себе, представляет интерес прежде всего тем, что в ней доведён до крайнего предела основной принцип дарообмена: важно не то, что именно обменивается, а обмен сам по себе взятый. 

      Этот важный принцип проявляется,  правда, нередко в менее заметной  форме во всех системах дарообмена. 

      Дарообмен существовал не только  в Арнемленде, но по всей Австралии.  И отдельные районы Австралии  и весь континент в целом  пересекали пути, по которым двигались, переходя из рук в руки, самые различные вещи (766а. С. 134-136, 625,  862а. С. 82-88). Подвески из раковин перемещались от одного конца материка к другому. Бумеранги попадали в места, отстоявшие на 1200 км от места их изготовления (668. С. 80). Исследователи говорят и о дарообмене и о товарообмене. В некоторых случаях, по-видимому, действительно имел место настоящий товарообмен. Однако чаще всего мы имеем дело с дарообменом. 

      Это особенно наглядно видно  в тех случаях, когда вещи обменивались на буквально такие же. Например, бумеранги обменивались на бумеранги, копья на копья. Люди не ценили вещи, которые делали сами, и с готовностью меняли их на такие же, но изготовленные иными людьми. Полученные в обмен вещи были лучше отданных в дар только потому, что были сделаны в другой местности. Особо ценились вещи, сделанные прославленными умельцами. Их стремились всеми силами получить, хотя вполне могли изготовить и сами. И вообще люди определённого племени чаще всего не изготовляли, хотя вполне могли изготовить, вещи, которые могли получить путём дарообмена. Сэкономленное время использовалось на производство вещей, идущих на "экспорт". 

      Результатом было своеобразное  разделение труда между племенами,  которое не было связано с  различием природных ресурсов и имело чисто социальное происхождение. Существовала традиция изготовлять одни вещи в одних местах, другие - в других. Важно отметить также, что вещи, полученные в обмен, нередко вообще не использовались. И тем не менее их постоянно стремились получить. Ценность их состояла не в их потребительной стоимости, а в том, что они были получены в дар. Человек чувствовал большое удовлетворение, когда посылал и получал дары. Великая гордость человека состояла в том, чтобы выставить на всеобщий показ предметы, полученные в дар. Это давало ему большой престиж (625, 9, 4. С. 432,  625, 10, 2. С. 171-174,  854. С. 56-57, 80;  891. С. 95, 145). 

      Чтобы совершить обмен, люди  навещали другие группы. Обмен  совершался во время межобщинных  сборищ, которые устраивались по разным поводам. В некоторых районах отмечено существование особого рода мест, где люди собирались специально для обмена (766а. С. 134-135,  625, 9, 4. С. 407, 410, 625, 10, 2. С. 178 и др.). Исследователи иногда называют их "рыночными" местами, хотя правильнее было бы говорить не о рынках, а о ярмарках. 

      Если подвести некоторые итоги,  то можно сказать, что обмен  между общинами возник в форме  дарообмена. Первоначально был важен  сам акт обмена, а не обмениваемые  вещи. Вещи, переходя из рук в руки, преодолевали большие расстояния. В результате к людям, живущим в определённой местности, могли попадать предметы, которые в ней не изготовлялись. Как следствие обмен мог приобрести и утилитарный характер. Люди начали вести обмен и ради получения определённых предметов, которые сами не изготовляли и не были способны изготовить. Так в рамках дарообмена начал возникать товарообмен. Он долгое время происходил в форме дарообмена и по каналам дарообмена. В дальнейшем товарообмен мог выделиться и приобрести самостоятельный характер. Возможно, что это имело место и у австралийцев. Во всяком случае товарообмен наряду с дарообменом существовал у бушменов Добе (580. С. 96). Но все же, хотя у австралийщев кое-где уже существовало и такое межплеменное разделение труда, которое было связано с различием ресурсов - природных и трудовых, т.е. невозможностью или неспособностью изготовлять те или иные предметы, в целом у них преобладал дарообмен. 

      4. Возникновение дароплатежа 

      Рассмотренный выше дарообмен осуществлялся сам по себе и не был связан с какими-либо иными ситуациями в жизни людей. Человек сам решал, кому дарить и что дарить. В этом смысле дарообмен носил свободный характер. Однако в дальнейшем наряду с дарообменом подобного рода возник и такой, который носил, если можно так выразиться, вынужденный характер. 

      Примером может послужить своеобразный  церемониальный обмен, который,  как и мербок, описан У. Стеннером  у племен муллук муллук и  маднгедла Арнемленда (823, 4). Этот  обмен носил название куе. Он был связан с браком. Куе состоял из двух моментов. Первый - пир, который устраивался мужем для родственников жены. Второй момент - реципрокальный куе - дарение тестем целого набора предметов мужу дочери. 

      Все родственники жены, которые участвовали в пире, должны были внести свой вклад в реципрокальный куе. Здесь мы сталкиваемся с помогодачей, но в своеобразном варианте: человек получает помощь сразу от нескольких людей. В таком случае можно говорить не просто о помогодаче, а о помогосборе. В реципрокальном куе использовались те же предметы, что и в мербоке. Кто имел такой предмет, тот вкладывал его. Кто не имел, должен был предварительно получить его. Делалось это путем займа у других людей: в своей общине, в других общинах, в других племенах. Заем через сравнительно короткий срок должен был возвращен такими же вещами и в таком же количестве. Здесь мы сталкиваемся с помогозаёмными или даже заёмно-долговыми отношениями. Они могли устанавливаться между членами не только разных общин, но и внутри одной общины, исключая лишь близких родственников. 

      Никто не мог отказаться от  вклада в реципрокальное куе.  В противном случае не только  он сам, но все его близкие  (отец, мать, сёстры, братья, сыновья,  дочери, жена) становились объектами  осмеяния и презрения. 

      Куе происходило через несколько  лет после заключения брака.  Через некоторое время следовало  повторение. Для дальних родственников  жены куе проводилось дважды, для близких - трижды. 

      Когда время куе приближалось, мужчина, который устраивал пир, обращался за помощью к своим братьям и сёстрам. И она оказывалась. Утром в день куе мужчина и его братья отправлялись за пищевыми ресурсами, которые были заранее разведаны, разысканы и отмечены, т.е. в какой-то степени запасены. Пища доставлялась в лагерь, где готовилась сёстрами. 

      В данном случае мы опять  сталкиваемся с помогосбором. Помощь  оказывается как пищей, так  и трудом. Когда при помогосборе  несколько человек дают продукты  одному, то перед нами вывернутый  наизнанку дачеделёж, каким он был, например, после удачной охоты. В последнем случае, как известно, один человек одновременно давал добытый им продукт нескольким людям. 

      Куе начиналось  с того, что  отец жены вручал дочери реципрокальный  куе, который она позднее передавала мужу. После, той процедуры следовал пир. В церемонии куе участвовали не только близкие родственники мужа и жены, но и другие лица, причём не обязательно приглашённые. В обществе аборигенов считалось немыслимым отстранить даже отдалённых родственников от еды, если её было достаточно, особенно когда она носила публичный характер. Не ели лишь муж, его братья и сёстры. Они сидели голодными. Несколько более счастливыми были старшие родственники. Они имели право испробовать немного. 

      Количество пищи, которая собиралась для пира куе и потреблялось на нём, было в прежние времена значительным. И она щедро выставлялась и расточалась. Как уже отмечалось, люди, которые собирали и готовили пищу, к ней не прикасались. И понятно почему. Они её дарили и поэтому теряли на неё право. Пища была даром. Правда, получившие, тот дар, не относили его домой, а тут же поедали. Но это не меняло сути дела. Такого рода дарение можно было бы назвать дароугощением. 

      Таким образом куе хотя и  своеобразный, но дарообмен. Своеобразен он и тем, что в нем дарение трудно отличить от отдаривания, ибо они происходили одновременно. Но главное, куе происходил не сам по себе, а был привязан к определённым отношениям людей, отличным от дарообменных, а именно к брачным. Куе был обязательным сопровождением брака. Человек, вступивший в брак, не мог не устраивать куе. В этом смысле пища, которая доставалась на пире куе родственникам жены, была не просто даром, а одновременно и платежом. Она совмещала в себе особенности дара и платежа. Поэтому её можно было бы охарактеризовать как дароплатеж. Слово да-роплатеж одновременно обозначает как особую форму дара, так и процесс передачи его. Оно соединяет в себе понятие дара и понятие дарения. 

      Дароплатежом был и реципрокальный  куе, т.е. совокупность вещей, которая от тестя поступала зятю. Эта передача также была совершенно обязательной. Куе представлял собой обмен дароплатежами. Оба они были связаны с браком и в этом смысле являлись брачными. 

      Вообще брачные дароплатежи были  одной из самых распространённых форм дароплатежей. Первые из них чаще всего производились при заключении брака. Такого рода дароплатежи нередко понимаются как только платежи, причём такие, которые поступают исключительно лишь со стороны жениха. В действительности, когда брачные дароплатежи (именно дароплатежи, а не просто платежи) появились, то во многих, если не во всех случаях, они делались не только стороной жениха, но и стороной невесты. И нередко при этом встречные дароплатежи в конечном счёте были эквивалентными. Ни одна сторона не получала прямых материальных выгод. 

Информация о работе Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества