Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад
Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег
Но самая выгодная ситуация
создавалась, когда индивид, получив дар
от одного партнёра, немедленно возмещал
его встречным даром. Если он ещё перед
этим дал дар другому, то его положение
было завидным. Он не имел обязательств
ни в каком направлении, в то время как
его партнёры были должны ему. У него был
запас ценностей, который он мог использовать
по своему желанию. И использовал он его
опять-таки для мербока. Человек мог иметь
не одну пару партнёров, а несколько. Чем
активнее он участвовал в мербоке, тем
больше был его престиж.
У аборигенов не было обыкновения копить
вещи. Они извлекали престиж и удовлетворение
из преходящего обладания предметами,
движущимися по путям мербока. Ценность
вещей состояла не в том, чтобы ими можно
было владеть, а в том, что их можно использовать
для выполнения различного рода обязательств,
в частности проистекающих из мербока.
Нет ничего более бесполезного в туземной
экономике, чем накопление вещей, которых
некому было посылать.
Вполне понятно, что
У. Станнер, подробно описав
мербок, указывает на его сходство
с церемониальным обменом кула,
существовавшем в одном из
районов Меланезии (823, 2. С. 107). Кула
была детально рассмотрена в работах
Б. Малиновского (607, 609) и последующих исследователей.
О ней существует большая литература (603;
718; 255. С. 25-27; 876; 277. С. 12-20; 467; 458.
С. 195-202; 558; 708; 469; 897 и др.).
Не вдаваясь в детали, отметим
лишь, что в куле реально произошло логически
напрашивающееся смыкание первого и последнего
звеньев обмена подобного хксаро и мербоку.
В результате возникло кольцо. Кольцо
кулы со всеми разветвлениями охватывало
острова восточной оконечности Новой
Гвинеи, о. Норманби, о. Добу, о. Санароа,
о. Фергюссон, о. Товара, о-ва Амфлетт, о-ва
Тробриан, о-ва Маршалл-Беннетт, о. Муруа
(Вудларк), о-ва Лафлон, о. Токона, о. Янаба
и о. Иегума, о. Мисима и о. Панаэти, о. Вару,
о. Тубетубе.
По этому кольцу движутся
Кольцо состоит из единиц, которые
Б. Малиновский назвал
Партнёры по куле передают
друг другу не только мвали
и соулава. Они обмениваются
и другими вещами. Частично - это
чистый дарообмен. Когда
Если между партнёрами по куле
любые передачи происходили
Но это, по-видимому, позднее явление.
Туземцы о. Вогео, которые находились на
более ранней стадии развития, вели товарообмен
с соседями только в форме дарообмена
и исключительно лишь через торговых партнёров
(499. С. 398-399).
С кулой были тесно связано
много различного рода явлений. Но они
не должны заслонять от нас её существа.
Кула, взятая сама по себе, представляет
интерес прежде всего тем, что в ней доведён
до крайнего предела основной принцип
дарообмена: важно не то, что именно обменивается,
а обмен сам по себе взятый.
Этот важный принцип
Дарообмен существовал не
Это особенно наглядно видно
в тех случаях, когда вещи обменивались
на буквально такие же. Например, бумеранги
обменивались на бумеранги, копья на копья.
Люди не ценили вещи, которые делали сами,
и с готовностью меняли их на такие же,
но изготовленные иными людьми. Полученные
в обмен вещи были лучше отданных в дар
только потому, что были сделаны в другой
местности. Особо ценились вещи, сделанные
прославленными умельцами. Их стремились
всеми силами получить, хотя вполне могли
изготовить и сами. И вообще люди определённого
племени чаще всего не изготовляли, хотя
вполне могли изготовить, вещи, которые
могли получить путём дарообмена. Сэкономленное
время использовалось на производство
вещей, идущих на "экспорт".
Результатом было своеобразное
разделение труда между
Чтобы совершить обмен, люди
навещали другие группы. Обмен
совершался во время
Если подвести некоторые итоги,
4. Возникновение дароплатежа
Рассмотренный выше дарообмен осуществлялся
сам по себе и не был связан с какими-либо
иными ситуациями в жизни людей. Человек
сам решал, кому дарить и что дарить. В
этом смысле дарообмен носил свободный
характер. Однако в дальнейшем наряду
с дарообменом подобного рода возник и
такой, который носил, если можно так выразиться,
вынужденный характер.
Примером может послужить
Все родственники жены, которые участвовали
в пире, должны были внести свой вклад
в реципрокальный куе. Здесь мы сталкиваемся
с помогодачей, но в своеобразном варианте:
человек получает помощь сразу от нескольких
людей. В таком случае можно говорить не
просто о помогодаче, а о помогосборе.
В реципрокальном куе использовались
те же предметы, что и в мербоке. Кто имел
такой предмет, тот вкладывал его. Кто
не имел, должен был предварительно получить
его. Делалось это путем займа у других
людей: в своей общине, в других общинах,
в других племенах. Заем через сравнительно
короткий срок должен был возвращен такими
же вещами и в таком же количестве. Здесь
мы сталкиваемся с помогозаёмными или
даже заёмно-долговыми отношениями. Они
могли устанавливаться между членами
не только разных общин, но и внутри одной
общины, исключая лишь близких родственников.
Никто не мог отказаться от
вклада в реципрокальное куе.
В противном случае не только
он сам, но все его близкие
(отец, мать, сёстры, братья, сыновья,
дочери, жена) становились объектами
осмеяния и презрения.
Куе происходило через
Когда время куе приближалось,
мужчина, который устраивал пир, обращался
за помощью к своим братьям и сёстрам.
И она оказывалась. Утром в день куе мужчина
и его братья отправлялись за пищевыми
ресурсами, которые были заранее разведаны,
разысканы и отмечены, т.е. в какой-то степени
запасены. Пища доставлялась в лагерь,
где готовилась сёстрами.
В данном случае мы опять
сталкиваемся с помогосбором. Помощь
оказывается как пищей, так
и трудом. Когда при помогосборе
несколько человек дают
Куе начиналось с того, что
отец жены вручал дочери
Количество пищи, которая собиралась
для пира куе и потреблялось на нём, было
в прежние времена значительным. И она
щедро выставлялась и расточалась. Как
уже отмечалось, люди, которые собирали
и готовили пищу, к ней не прикасались.
И понятно почему. Они её дарили и поэтому
теряли на неё право. Пища была даром. Правда,
получившие, тот дар, не относили его домой,
а тут же поедали. Но это не меняло сути
дела. Такого рода дарение можно было бы
назвать дароугощением.
Таким образом куе хотя и
своеобразный, но дарообмен. Своеобразен
он и тем, что в нем дарение трудно отличить
от отдаривания, ибо они происходили одновременно.
Но главное, куе происходил не сам по себе,
а был привязан к определённым отношениям
людей, отличным от дарообменных, а именно
к брачным. Куе был обязательным сопровождением
брака. Человек, вступивший в брак, не мог
не устраивать куе. В этом смысле пища,
которая доставалась на пире куе родственникам
жены, была не просто даром, а одновременно
и платежом. Она совмещала в себе особенности
дара и платежа. Поэтому её можно было
бы охарактеризовать как дароплатеж. Слово
да-роплатеж одновременно обозначает
как особую форму дара, так и процесс передачи
его. Оно соединяет в себе понятие дара
и понятие дарения.
Дароплатежом был и
Вообще брачные дароплатежи