Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:37, доклад
Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные.
Как уже отмечалось, основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями ег
Распорядительная доля могла
быть и большей, и меньшей,
чем потребительная. Если распорядительная
доля была больше
Чем больше человек создавал
своим трудом, тем больше он мог раздать
и тем самым добиться более высокого престижа.
Вполне понятно, что не все люди могли
трудиться в одинаковой степени. Были
более способные к труду и менее способные,
более трудолюбивые и менее трудолюбивые,
более удачливые, скажем в охоте, и менее
удачливые. Одним удавалось довольно легко
добиться престижа, у других с этим ничего
не получалось. Всё это с неизбежностью
порождало известное неравенство людей.
Люди, имевшие престиж, всегда составляли
меньшинство в коллективе. И большинство
относилось к ним амбивалентно. С одной
стороны, ими восхищались, их уважали,
а с другой - им завидовали.
Подобную картину мы наблюдаем,
Более подробными сведениями
мы располагаем о бушменах
кунг. Как отмечает исследователь,
охотники значительно отличались друг
от друга по результату своей деятельности.
Так из 127 охотников 37 ни разу не убили
антилопу, а 43 - по десять и более раз (579.
С. 243). Но это не привело к системе бигменов
(больших людей), в которой бы несколько
талантливых индивидов возвышались бы
над остальными в терминах престижа (579.
С. 246; 580. С. 50). Господствовал идеал равенства.
Основные требования, которые предъявлялись
к удачливому охотнику, - скромность и
преуменьшение своих заслуг (579, 247;
580. С. 48). При вести об успешной охоте люди
проявляли внешнее безразличие или даже
отрицательное отношение (337, 84). Однако
наряду с этим утверждается, что распределение
мяса приносило охотнику престиж (579. С.
248). Впрочем, оно могло повлечь за собой
и обвинение в скупости и неверных действиях,
если кому-либо не понравились его результаты
(579. С. 248, 580. С. 50).
В целом же слишком
Таким образом, одно лишь превышение
распределительных долей над потребительными
и вытекающий отсюда престиж, не могли
сами по себе взятые обеспечить достаточно
успешное развитие общественного производства.
Рано или поздно оно должно было начать
пробуксовывать. Необходимо было изменение
принципа распределения, приход на смену
коммуналистическому распределению распределения
по труду, причём не по форме, а по существу.
Попробуем представить, к чему
в идеале это должно было
привести.
Это должно было означать
Утверждение распределения по
труду означало превращение
Одна из таких форм описана
у некоторых групп эскимосов,
находившихся ещё в целом на
стадии раннепервобытной
При всем внешнем сходстве
с дачедележом мы здесь имеем
дело с иными отношениями.
Иначе говоря, в данном случае
мы сталкиваемся с такой
Дачеобмен непосредственно смыкается
с дачедележом. И логично было бы ожидать,
что развитие социально-экономических
отношений при переходе от первой фазы
развития первобытной экономики ко второй
пойдёт по линии простого перерастания
дачеделёжных отношений в дачеобменные.
Однако в действительности всё обстояло
гораздо сложнее. Нарисованная выше идеальная
картина выражает только общую тенденцию
развития, но не его реальный ход.
2. Раздвоение первобытной
Как следует из сказанного
выше, суть перехода к распределению
по труду заключалась в том, что человек
не был больше обязан делиться с остальными
членами социально-исторического организма.
Теперь всё, что он давал другим членам
общины, подлежало возмещению. Вещественный
состав полученной им доли общественного
продукта мог меняться, но сама эта доля
должна была оставаться неизменной. И
вполне понятно, что в таких условиях у
человека, который трудился больше других,
должно было скапливаться больше материальных
благ, чем у других членов общества.
Но, как мы уже знаем, на предшествующей
фазе эволюции первобытного общества
формировалось и сформировалось резко
отрицательное отношение к накоплению
ценностей в руках отдельных людей, к тому,
что этнографы именуют скупостью, жадностью.
Идеалом была щедрость, прежде всего в
отношении между членами коллектива. И
такое отношение по инерции сохранялось
очень долгое время и после перехода к
фазе позднепервобытной общины и даже
предклассового общества.
В качестве примера можно
У капауку продолжал
У эскимосов Аляски, если человек
накапливал богатство лишь для
себя, то либо его заставляли
всё раздать, либо убивали,
а имущество делили (898. С. 196).
Если же обратиться к периоду
перехода от фазы раннепервобытной
общины к фазе позднепервобытной общины,
то общество в то время столкнулось с явным
противоречием. Производство не могло
дальше развиваться без перехода к распределению
по труду, без хотя бы частичного отказа
человека от обязанности делиться с другими
членами общины. И в то же время общество
не могло позволить человеку накапливать
в своих руках материальные ценности.
Оно продолжало его обязывать быть щедрым,
продолжало обязывать его отдавать созданные
ценности другим людям.
Таким образом нужно было, чтобы человек
одновременно, с одной стороны, прекратил
делиться созданным им продуктом с иными
членами коллектива, а с другой, - продолжал
щедро передавать его в иные руки. Из этого,
казалось бы, безвыходного положения мог
быть лишь один выход: нужно было созданный
человеком продукт всё в большем количестве
передавать членам иных социально-исторических
организмов.
И эта передача должна была
давать престиж как человеку,
который давал продукт, так
и социально-историческому
В результате часть продукта,
созданного в каждом социально-
Переход от фазы
Описаны системы циркуляции
избыточного продукта были давно. Но как
особое экономическое явление выделены
они были сравнительно поздно. Это было
сделано, как уже отмечалось, Б. Малиновским,
не предложившим однако никакого общего
термина для обозначения этих отношений.
У. Станнер, столкнувшись с системой этих
связей, назвал её церемониальной экономикой
(823). К. Дюбуа был введён термин "престижная
экономика" (375).
Различные объекты