Основные проблемы вывода заработной платы из тени

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Зарплаты «в конвертах» в 90-е годы казались практически нормой, и выгодно это было всем, кроме государственной казны, которая недополучала десятки миллиардов рублей. Со временем «черные» зарплаты превратились в «серые» - это когда мизерную часть зарплаты работники получают официально через бухгалтерию, а все остальное уже в конвертах. Минимальное поступление этих платежей приводит к недофинансированию медицинских и социальных программ, сокращению объемов бесплатной медицинской помощи, не позволяет увеличивать пособия, пенсии.

Содержание

Введение.
Заработная плата: правовые аспекты.
Налогообложение заработной платы.
2.1. НДФЛ.
2.1.1. Исчисление НДФЛ.
Работник -налоговый резидент.
Работник -не резидент.
2.1.2. Удержание НДФЛ и перечисление его в бюджет
2.2. ЕСН.
Исчисление ЕСН
ЕСН с выплат иностранным работникам
2.3. Отмена ЕСН и изменения в налогообложении с 2010 года.
"Теневая" составляющая экономической деятельности: терминология и сущность
«Зарплатные» схемы.
Масштабы и факторы «теневых» процессов.
Проблемы вывода заработной платы из «тени» в современной России.
Меры по решению проблемы вывода зарплаты из «тени».
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа ПДиЗП.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам".

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку  государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

В общем, поскольку  в законопроекте упор сделан на преследование  людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, экономические результаты его принятия могут оказаться  во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Не более благоприятными будут, думается, и социальные результаты использования преимущественно  репрессивных методов. Проводя этот курс, власти будут сталкиваться с сопротивлением не только "теневиков-хозяйственников", ставших, как уже отмечалось, жертвой, губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым "теневая" экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих "лежащих на боку" предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как "относительно низкий", а уровень сопротивления властям - как "относительно высокий". В целом, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

В отношении  теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Сегодняшняя экономическая политика по отношению  к предпринимателю выражена очень  просто: “Мы тебя будем давить, а  ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

    4.Проблемы  вывода заработной  платы из тени  в современной  России.

     Борьба  с "серыми" зарплатами... это словосочетание так же привычно, как словосочетание малый бизнес... И всегда в контексте -борьба С,  а, не работа НАД... Помотреть только на заголовки статей, приведенных ниже на эту тему: МРОТ нанесет удар, налоговики начали агрессивную политику, под ударом малый бизнес... Просто сводки с фронтов... Получается, что проще с чем-то бороться, чем выстроить грамотную разумную политику по оздоровлению ситуации в налогообложении малого бизнеса. А, ведь есть кроме "кнута" еще и "пряник" -социально-экономические рычаги, благодаря которым скрывать заработок становится просто невыгодно.

И для власти и для бизнеса очевидно: «серые» зарплаты – негативная тенденция для развивающейся российской экономики, способная привести к далеко идущим последствиям. Но выжить без "серых" схем сейчас может минимум малых предприятий - зарплатные налоги не сопоставимы сейчас с никакими другими расходами предпринимателей. Государство давно сформировало свое негативное отношение к “серым” зарплатам и всячески старается заставить работодателей оплачивать труд по официальным ведомостям. Между тем, по оценкам Министерства по налогам и сборам, “серые” схемы выплаты денежного вознаграждения используют от 25 до 50% отечественных компаний. И это несмотря на то, что большинство россиян считают, что “белая” зарплата выгоднее “серой”.  
Фонд “Общественное мнение” опубликовал результаты опроса 1500 респондентов “Зарплата: “по ведомости” и “в конверте”, который проводился в ста населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. На вопрос, что выгоднее работникам: получать всю зарплату официально, по ведомости, или получать всю зарплату или ее часть неофициально, “в конверте”, большинство, 57% респондентов, ответили, что выгоднее получать официально. Причем у 61% из этого числа доходы “серые”. Тех же, кто считает, что “серая” оплата труда выгоднее, значительно меньше – всего 13%, причем 13% из этого числа получают вполне официальную зарплату. А 30% респондентов этот вопрос завел в тупик, и они затруднились ответить. Также большинство опрошенных, 48%, негативно относятся к “серым” зарплатам, среди них 47% – это те, кто получает неофициальную получку. Одобряет политику укрывательства трудовых выплат 15% опрошенных, среди них 15% получающих зарплату официально. Основным доводом в пользу “белых” зарплат респонденты назвали “гарантию обеспечения пенсии в старости”. Также им нравится, что “все видно, за что расписываешься”, “знаешь, сколько заработал, в чем обманули и в чем не обманули”, “можно проконтролировать выплаты и отчисления”. Также официальная зарплата не доставляет проблем с налоговой инспекцией. 
 
Стоит отметить, что всего лишь 1% респондентов среди преимуществ “белой” зарплаты назвал возможность получения кредита. Отчасти столь низкий показатель объясняется тем, что практически все банки, выдающие потребительские кредиты, не проверяют доходы заемщика.

  Вот только некоторые примеры того, чего лишаются работники, получая зарплату нелегально:  

Показатели, если Вы получаете заработную плату
ОФИЦИАЛЬНО  НЕ ОФИЦИАЛЬНО
Заработная  плата
10 000 рублей 1000 рублей  официально + 9000 рублей в "конверте"
   
Отчисления  в пенсионный фонд за год (на пенсию)
16 800 рублей 1600 рублей
Возврат из бюджета НДФЛ (если Вы платите  за обучение, покупали жилье, лекарства)
15 600 рублей 1560 рублей
Оплата  больничного листа в месяц
10 000 рублей 1000 рублей
Оплата  больничного листа по беременности и родам
50 000 рублей 5000 рублей
Получение в банке ипотечного кредита
  ДА НЕТ

Кроме примеров, показанных в таблице, у  работника отсутствуют рычаги воздействия  на работодателя в случае его незаконных действий. А у работодателя, кроме  экономии на налогах, появляется много  способов ущемления прав работника. Например, увеличивать продолжительность рабочего дня без соответствующих доплат, оплачивать отпуска и выплачивать компенсации исходя из «белой» зарплаты.

В случае конфликта с работодателем при  увольнении работник рискует получить только «белую» зарплату, указанную в трудовом договоре, штатном расписании. В ходе судебного разбирательства доказать незаконность действий работодателя будет очень сложно. Например, при обращении в банк с целью получения кредита, как правило, заемщику необходимо представить справку об уровне дохода. Работодатель выдаст сотруднику справку об официальной, а не о реальной зарплате, что может оказать негативное воздействие на решение банка.

Не следует  забывать, что при переходе на накопительную  систему пенсионного страхования пенсионное обеспечение напрямую зависит от объема произведенных взносов в ПФР. А если зарплаты мизерные, то и отчисления в ПФР соответствующие. Финансовые средства теряют фонды медицинского и социального страхования и государственный бюджет.

До определенного времени потери бюджета от «экономии» на «зарплатных» налогах не привлекали особого внимания. На этапе становления рыночных отношений в России платить налоги с зарплаты было весьма обременительно  и уровень зарплаты был довольно низкий.

Но эти времена прошли, политика государства изменилась. С 2005 года процентная ставка ЕСН была снижена почти на 10% — с 35,6 до 26%. Но опыт снижения ЕСН показал, что существенное облегчение для налогоплательщика не привело к массовому «обелению» зарплаты.  

С начала 2006 года в налоговых органах всех регионов России созданы комиссии по легализации теневой заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков работают также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На заседания приглашаются налогоплательщики, которые платят заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.

В ходе работы комиссий налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая заработная плата может являться как объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании различных «серых» схем.

Разработан  комплекс мер по выводу зарплат из тени. Налоговики планируют:

— проводить  проверки совместно с органами внутренних дел;

— расширить  контрольные функции государственных  внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС);

— активизировать деятельность Межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий  и организаций, касающейся оплаты труда  и полноты уплаты налогов, созданной при Правительстве Москвы.

В состав Межведомственной комиссии вошли руководители ведущих комплексов социальной и  экономической сферы Правительства  Москвы, Комитета города по делам о  несостоятельности(банкротстве), ГУВД г. Москвы, Государственной инспекции труда г. Москвы, УФНС России по г. Москве, государственных социальных внебюджетных фондов.

Задачами  Межведомственной комиссии являются обеспечение  и координация деятельности федеральных  органов власти, органов государственной  власти г. Москвы, предприятий и организаций для решения   вопросов:

— легализации  доходов физических лиц;

— увеличения налогооблагаемой базы;

— создания благоприятных условий труда;

— контроль за соблюдением законодательства об оплате труда.

Уже три года, начиная  с 2006 года, в налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Фиксируются жалобы граждан по факту выплаты «серой» заработной платы. Наибольшее количество таких жалоб поступает от работников, которым было отказано в выдаче кредита, а также от тех, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, полученные по телефонам доверия и в ходе камеральных и выездных проверок.

Уровень заработной платы должен быть не ниже среднестатистического по соответствующей отрасли. В ближайшей перспективе налоговые органы планируют перейти к доведению уровня заработных плат до среднестатистического по соответствующей отрасли. Официальная зарплата ниже такого уровня может привлечь внимание налоговиков и послужить причиной тщательной проверки такой организации. По статистике в Москве средняя зарплата сотрудников  строительных компаний составляет 17 000 руб., а торговых организаций — 15 000 руб. Стандарты предусмотрены и для ряда других областей деятельности.

Государство на разных этапах вводило разные карательные и поощрительные меры в рамках борьбы с серыми зарплатами а так же нарушениями прав трудящихся, в том числе при увольнении. В результате предпринятым мер, таких, как снижение ставки ЕСН в 2005 году, а так же активной позиции фискальных органов, в т.ч. налоговых инспекций а так же созданных «Межведомственных Комиссий по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда» к концу 2007-началу 2008 года года, процент «серых» зарплат, особенно в больших городах  немного снизился. Но, тем не менее, проблема до сих пор является актуальнейшей.

Объем серых  зарплат в Российской экономике традиционно остается значительным. В числе основных причин – высокий уровень налогообложения. ЕСН сегодня выплачивается по ставке 26%, а с 2011 года в измененном виде страховые выплаты на эти цели вырастут до 34%, плюс 13% взимается с зарплаты в виде налога на доходы физических лиц. Все это не стимулирует ни работодателей, ни работников выводить зарплаты из тени. Официальной статистики по серым зарплатам нет. По оценке независимых экспертов, до 30–40% доходов работающие граждане получают либо в конвертах, либо по другим серым схемам. 

Информация о работе Основные проблемы вывода заработной платы из тени