Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа
Зарплаты «в конвертах» в 90-е годы казались практически нормой, и выгодно это было всем, кроме государственной казны, которая недополучала десятки миллиардов рублей. Со временем «черные» зарплаты превратились в «серые» - это когда мизерную часть зарплаты работники получают официально через бухгалтерию, а все остальное уже в конвертах. Минимальное поступление этих платежей приводит к недофинансированию медицинских и социальных программ, сокращению объемов бесплатной медицинской помощи, не позволяет увеличивать пособия, пенсии.
Введение.
Заработная плата: правовые аспекты.
Налогообложение заработной платы.
2.1. НДФЛ.
2.1.1. Исчисление НДФЛ.
Работник -налоговый резидент.
Работник -не резидент.
2.1.2. Удержание НДФЛ и перечисление его в бюджет
2.2. ЕСН.
Исчисление ЕСН
ЕСН с выплат иностранным работникам
2.3. Отмена ЕСН и изменения в налогообложении с 2010 года.
"Теневая" составляющая экономической деятельности: терминология и сущность
«Зарплатные» схемы.
Масштабы и факторы «теневых» процессов.
Проблемы вывода заработной платы из «тени» в современной России.
Меры по решению проблемы вывода зарплаты из «тени».
Заключение.
Список используемой литературы.
Казалось
бы, то же самое явление будет называться
по-другому. Но хитрость заключается в
том, что ставка сборов вырастет с 2011 года
с 26 до 34%. Отменят и так называемые регрессивные
шкалы. Принцип их работы прост: чем выше
зарплата, тем ниже налог. Сейчас, если
сотрудник зарабатывает не более 218 тысяч
рублей в год, ЕСН равен 26%. С более крупных
сумм предприятие платит налог по меньшей
ставке. Считается, что эта мера стимулирует
развитие отраслей с хорошо оплачиваемыми
специалистами.
Новый закон предполагает,
что компания или организация будет платить
по единому тарифу с любой зарплаты, которая
не превышает 415 тысяч рублей в год (около
35 тысяч рублей в год). Если вы получаете
больше, ставка будет равна нулю. В таком
случае будущий пенсионер сможет рассчитывать
только на минимальный размер пенсии.
Законом определен верхний предел налоговой базы, с которой работодатель обязан начислять страховые взносы. Этот предел установлен в размере 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Таким образом работодателей стимулируют увеличивать заработную плату.
Сейчас, в 2009 году, каждая начисленная работнику заработная плата обходится работодателю дороже на 26 %, которые составляют ЕСН. Работодатель не заинтересован в повышении зарплаты, ведь тогда возрастут его расходы на уплату ЕСН. В будущем году тарифы страховых взносов будут сохранены в размерах действующих ставок ЕСН - 26%, но уже с 2011 года совокупный тариф планируется увеличить до 34%: в Пенсионный фонд России - 26%, в Фонд соцстрахования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медстрахования - 2,1%, в территориальные фонды ОМС - 3%.
Так же изменения коснутся пособий по временной нетрудоспособности и материнству
С 2010 года перечень пособий, которые оплачиваются за счет средств Фонда обязательного социального страхования РФ, будет сокращен. В него войдут следующие пособия для работающих граждан:
Остальные пособия, а также вышеперечисленные пособия неработающим гражданам будут выплачиваться из бюджетных средств.
С 2010 года отменяется ограничение размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Согласно новым правилам, пособия будут исчисляться в размере 100% от фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Максимальный размер пособий будет соответствовать максимальной заработной плате, при которой осуществляются отчисления на социальное страхование. В 2010 году эта сумма составит 34583 рубля.
Для улучшения
материального положения
Трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будут повышены путем увеличения доли расчетного пенсионного капитала на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Это позволит более оперативно пересчитывать размер пенсий.
Эксперты
расходятся в оценках грядущих перемен,
одни считают, что повышение ставки
ляжет дополнительным бременем на бизнес. Как заявил
замминистра финансов РФ Сергей Шаталов,
увеличение налоговой нагрузки в 2011 году
в связи с заменой ЕСН составит 800-850 млрд.
рублей. По мнению Евгения Гонтмахера,
это, наряду с кризисом, вынудит работодателей
искать способы компенсировать возросший
налог. Скорее всего, считает он, начнется
снижение зарплат, а практика их периодической
индексации может надолго уйти в историю,
возродится традиция выдавать деньги
в конвертах.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам
Валерий Гартунг тоже не в восторге от
грядущей реформы ЕСН. "Я против того,
чтобы увеличивать налоговую нагрузку
на бизнес, - рассказал
он "Труду-7". - Он не в том состоянии. Бизнес ответит серыми
зарплатными схемами и новыми сокращениями
работников".
Впрочем, не все Российские эксперты столь
пессимистичны в оценках. Научный руководитель
Высшей школы экономики Евгений Ясин считает,
что паниковать не стоит. "Да, это решение
вызовет повышение расходов предприятий
и снижение зарплат, - констатирует эксперт.
- Но я все же надеюсь, что возврата к серым
схемам не произойдет - сейчас в бизнесе
гораздо больше здравого смысла".
С ним не согласен директор департамента
стратегического анализа аудиторско-консалтинговой
компании ФБК Игорь Николаев. По его мнению,
возврат к старой системе уменьшит социальную
защищенность работника, например, при
зарплате в конверте будет почти невозможно
получить кредит. "Никто нам до сих пор
не объяснил, чем вдруг оказался так плох
ЕСН и чем хороши страховые выплаты, - говорит
эксперт. - Фактически это увеличение налоговой
нагрузки, причем в самый неподходящий
период".
Отмена
с 2010 года ЕСН и переход на страховые
платежи увеличит нагрузку на бизнес
и спровоцирует использование
"По
многим отраслям нагрузка на
фонд заработной платы
Глава
РСПП также отметил, что на этапе
выхода из кризиса важно выстроить нормальную
технологию отношений бизнеса и власти,
при которой предпринимательская активность
будет использоваться как главный ускоритель
экономики.
3."Теневая" составляющая экономической деятельности: терминология и сущность.
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для России, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно раньше, чем у нас.
В различных странах используются следующие термины: "неофициальная", "подпольная" и "скрытая" экономика (англоязычными авторами); "подземная", "неформальная" (во французских изданиях), "тайная", "подводная" (в работах итальянских специалистов); "теневая" (в немецких источниках). В зарубежной экономической и социологической литературе нет, впрочем, не только единого термина, определяющего явление, но и однозначного понимания самого феномена.
В России для обозначения рассматриваемого феномена также используются разные термины: "нелегальная", "внелегальная", "подпольная", "криминальная", "неформальная", "теневая" и т.п. Причем "теневая" и "неформальная" экономика трактуются то как тождественные, то как различающиеся понятия. Во втором случае под "теневой" понимается экономика сугубо криминальная.
"Теневая" - значит разрешенная законом деятельность, которая официально "не показывается" или приуменьшается осуществляющими ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Проблема определения параметров "скрытого" хозяйствования близка к традиционной для статистики проблеме - обеспечить полный охват отчетностью экономических единиц.
Существует несколько «зарплатных» схем. Наиболее распространенная — зарплата в конвертах. Работникам выдается заработная плата, которая не проходит по ведомости, либо отражается только минимально возможная ее часть. Экономия очевидна: ЕСН и страховые отчисления платить не нужно или их размер мизерный.
Есть, например, схема, при
В данном случае такие затраты на оплату труда специалиста не являются выплатой в пользу работника организации. ЕСН и пенсионные взносы платить не нужно. А при этом еще можно уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль, принять к вычету НДС. Получается двойная экономия на налогах. Однако в последнее время все труднее использовать такие грубые схемы.
Продвинутые
налогоплательщики применяют
Существует схема выплаты зарплаты в качестве страховой премии. В данном случае организация освобождается от уплаты ЕСН и страховых взносов в ПФР. И это далеко не полный перечень «зарплатных» схем.
Нет абсолютного разделения: "теневая" экономика - по одну сторону, легальная -по другую. Есть один хозяйственный процесс с "теневой" составляющей.
Даже согласно официальным данным, "теневая" составляющая российской экономики достигла весьма значительных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то в России - 23% и более. Специалисты же МВД дают цифры свыше 45-50% от ВВП. Опираясь на косвенные показатели, можно увидеть, что этот процент еще выше. По-видимому, теневой капитал в России набрал критическую массу, приблизившись к латиноамериканскому уровню, достигающему 60-65%.
Многие западные специалисты считают основной, а то и единственной причиной развития "теневой" экономики налоговый прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный: в десятке лидеров "теневой" экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция, Австрия) в десятку не попали. 33% ВНП - этот уровень налогов и социальных отчислений можно считать критическим в плане провоцирован™ расползания "теневой" экономики.
Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
Данный вывод сделан на основании изучения практики развитых стран, но он еще более справедлив для стран развивающихся. В частности, наиболее известный в этой области знания перуанский ученый и общественный деятель Э. де Сото приходит к выводу, что "теневая" экономика есть реакция граждан на систему, которая ставит их в положение своеобразных жертв правового и экономического беспредела.
Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов "теневой" экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.
Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) разовое "открытие" экономики внешнему миру; г) рестриктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг производителей.
Ситуация с материальным положением основной массы населения в России складывается совершенно по-иному, что диктуется правилами рыночного хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 году. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.
Вопрос о бедности - это и вопрос о минимальной заработной плате, соотношении последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в полтора раза превышая его, то с 1992 года она в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума. Это означает, что минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
Информация о работе Основные проблемы вывода заработной платы из тени