Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений………………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2 Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13
2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20 2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………….………………35
Список использованной литературы……………………….....................……..37

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

     Но  речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких «ключевых показателей», в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.

     Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

     На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

     1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

     2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

     3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социальной защиты РК, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социальной защиты РК на рынке труда.

     На  региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне.

     Политика  трудоустройства и социальной поддержки  незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что  и на федеральном уровне. Поскольку  задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными  органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

     На  микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

     На  предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и  внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного  решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

     В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей  силы, от уровня благосостояния семей  зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

     Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.

     Можно указать на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

     Во  – первых, широкое распространение  общего государственного планирования с применением целевых установок  и ориентированных показателей. При этом общее государственное  планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

     В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

     В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

     Существует  также, комплекс мер косвенного регулирования  рынка рабочей силы: налоговая, кредитная  и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда  оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д.

     В Послании Президента народу Казахстана 28 февраля 2007 года говорится о современной  социальной политике, в центре внимания которой запросы и нужды людей и создание рабочих мест. Главной задачей является адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах. «Мы будем продолжать нашу политику адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в защите, но решать именно на рыночных принципах. Нужно помогать тем, кто действительно нуждается. Нуждаются многодетные, малообеспеченные семьи, инвалиды, им мы и должны помогать. А социальная поддержка остальных граждан заключается в том, чтобы создавать рабочие места» [16].

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

     Таким образом, современное государственное  регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательно-организационных иных мер.

     Занятость и получаемый доход оказывают  непосредственное влияние на такие  составляющие уровня жизни как полноценное  питание, здоровье, образование, воспроизводство  населения и т.д. Именно низкий уровень  занятости приводит со временем к бедности, и в группу риска стать бедными в первую очередь попадают длительно неработающие. Безработный и бедность ходят рядом.

     В 2011 году для снижения бедности и безработицы будет проводиться активная политика, направленная на обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы и повышение качества рабочей силы.

     С целью расширения возможностей для  достойного труда, повышения гибкости рынка труда будут приняты  системные меры, предусматривающие:

  • создание рабочих мест на основе оптимального размещения производства в региональных центрах, кластерного развития отраслей, приоритетного развития несырьевого сектора экономики;
  • повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы через профессиональное обучение, стимулирование участия работодателей в организации внутрипроизводственного обучения персонала, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
  • эффективную социальную поддержку безработных по повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

     Будут приняты меры по проведению активной политики занятости молодежи через реализацию программ кредитования и выделение грантов на получение ими профессионального образования, создание собственного дела, привлечение молодежи в сферу малого и среднего бизнеса.

     В 2011 году будет проведена работа по совместной деятельности бизнеса и образовательной системы в области подготовки квалифицированных кадров для экономики. С этой целью будут приняты меры по обучению и профессиональной подготовке национальных кадров через систему профессионально-технических и высших образовательных заведений, предусматривающей использование потенциала иностранных компаний, работающих на территории Казахстана, частного бизнеса.

     Преобладающая часть безработных - люди в возрасте 30-44 лет. Казалось бы, самый трудоспособный возраст. Почти 29% безработных - это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. В территориальном разрезе наиболее высокий процент безработных в «нефтяных» регионах: Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях.

     По  информации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, уровень безработицы, рассчитанный по отношению к экономически активному населению, снизился за прошедшие 3 года. Основной предпосылкой сокращения безработицы является развитие экономики и обеспечение занятости населения страны.

     В то же время исследования, проводившиеся  в мире, показали, что сами по себе экономические реструктурирование и рост недостаточны для снижения уровня бедности, хотя они и составляют важную его часть. «Для создания рабочих  мест и лучших условий для людей необходимо, чтобы стабильный экономический рост сопровождался диверсификацией и обновлением производства».

     Кроме того, высокие показатели экономического роста в стране должны, наверное, сопровождаться политикой перераспределения  аккумулированных богатств, тесно связанной с проблемой бедности.

     Для сокращения безработицы в стране должен быть создан механизм поощрения  предпринимателя за каждое вновь  открытое рабочее место. Развитие экономики  ставит жесткие условия к уровню подготовки людей, предлагающих себя на рынке труда. Работодатели вынуждены повышать квалификационные требования при приеме на работу. Молодежь без опыта работы и нужной квалификации не может найти себе применение. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу, так как работодатели предпочитают нанимать работников-мужчин.

     Как известно, именно малый бизнес и  самозанятость населения являются наиболее эффективными источниками  создания новых рабочих мест и  снижения безработицы. Отсюда вытекает необходимость создания благоприятных условий для развития предпринимательства.

     Количество  зарегистрированных малых предприятий  в Республике Казахстан возросло с 1999 года почти на 600 тыс. Но проблем  с, регистрацией малых предприятий  еще предостаточно. В качестве положительного международного опыта можно привести создание так называемых универсальных центров регистрации малых предприятий в Юго-Восточной Азии, где все организационные вопросы решаются в одном учреждении. Создание таких универсальных центров, работающих с малыми предприятиями может носить уведомительный характер. Предприниматель сообщает в соответствующий орган о создании малого предприятия, и его включают в реестр налогоплательщиков. Более того, вновь созданное предприятие какое-то время работает в льготном налоговом поле.

Информация о работе Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда