Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений………………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2 Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13
2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20 2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………….………………35
Список использованной литературы……………………….....................……..37

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

     Равновесная ставка заработной платы и равновесный  уровень занятости данного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд.

     Для каждого отдельного предприятия  задана ставка заработной платы Wc. Каждая из многих нанимающих фирм нанимает такую  небольшую долю общего имеющегося в  наличии предложения данного вида труда, что никто не может влиять на ставку заработной платы.

     Иначе говоря, предложение труда абсолютно  эластично для отдельной фирмы. Для каждой отдельной фирмы выгодно  нанимать рабочих до точки, в которой  текущая ставка заработной платы равна МRР труда. Это правило использования ресурсов.

     Отражение правила МRР=МRС. (рисунок 1) 

     

     Рисунок 1.1 - Модель рыночного равновесия 

     В этом случае ставка заработной платы  и соответственно предельные издержки на труд являются постоянными для  отдельной фирмы.

     Следует отметить еще одну важную функцию  рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости  в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения  избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы.

     Активное  регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющей  использовать различные организационные  формы и методы обеспечения занятости  населения и социальной защиты, соответствующие  конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынок труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.

     Рынок труда всегда стремиться к равновесию. Равновесие - это особенность рынка  труда, при которой совокупный спрос  на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли сырья, техники, технологий, потребительских товаров. Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда [4].

     На  конкурентных рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается  как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников. Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы. Например, одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денежных выплат, а реальная - определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемые в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы.

     В большинстве случаев различия в  заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых  работ. Различия в оплате труда определяются качеством выполняемых функций, а также тем, что работа может быть приятной или неприятной, сложной или более простой. Надбавка к заработной плате увеличивает ее основную ставку за выполнение работ в ночное время, в неблагоприятных или вредных для здоровья условиях. Высококвалифицированный труд вознаграждается более высокой заработной платой, во-первых, потому, что такой труд вносит более весомый вклад в получаемую прибыль. Во-вторых, высокая зарплата квалифицированных специалистов компенсирует прошлые затраты времени, средств, усилий на образование и профессиональную подготовку.

     Существенные  различия в заработной плате могут  иметь место при отсутствии конкуренции  между сугубо профессиональными  группами работников, например между врачами и математиками, водителями грузовиков и воспитателями детских учреждений и т.д. Для представителя каждой из подобных категорий работников практически невозможно перейти из одной группы в другую, а, следовательно, конкуренции между этими группами не возникает. Конкурентная среда возникает либо внутри каждой профессиональной группы, либо в группах взаимозаменяемых профессий и специальностей.

     Особую  группу составляют люди, обладающие талантом или уникальными способностями: музыканты, ученые, гроссмейстеры, государственной деятели и т.п. В оплату их труда входят элемент экономической ренты, оплаты за исключительность их природных дарований.

     В целом, если существует конкурентная среда, то уровень заработной платы от равновесия для каждой профессиональной группы устанавливается на рынке труда под влиянием взаимно уравновешивающихся спроса и предложения на рабочую силу. Но реальная ситуация зачастую отличается от идеальных условий полностью конкурентного рынка. С одной стороны, это происходит из-за политики работодателя в области найма работников и установления им заработной платы, а с другой - из-за монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты, порождаемых действиями, например, профсоюзов. В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением заработной платы и увеличением безработицы, либо увеличением занятости и инфляцией номинально растущей и реально снижающейся заработной платы.

 

     2. Анализ государственного  регулирования в  Республике Казахстан

2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан

 

     Активное  регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий  использовать различные организационные  формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке.

     Рекрутинговый рынок (рекрутинговая компания - фирма, работающая напрямую только с работодателями на платной основе) сложился позже, примерно в начале 90-х годов. Серьезную  позицию он занял только с появлением частных кадровых агентств. В настоящий момент рынок рекрутинговых услуг развивается быстрыми темпами. Усиливается конкуренция и повышается качество оказываемых услуг.

     В Казахстане агентства по трудоустройству  приобрели свою популярность примерно в 1997 году. Причем это были не просто филиалы каких-либо зарубежных фирм, а самостоятельные организации. Сегодня только в Алматы насчитывается более 150 крупных агентств по трудоустройству, не считая рекрутинговых компаний. Каждое из подобных агентств предлагает широкий выбор вакансий: от офис-менеджера до медицинского работника.

     Активное  регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий  использовать различные организационные  формы и методы обеспечения занятости  населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынок труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.

     Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

     В большинстве стран биржи труда  являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем, на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

     Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

  1. Регистрация безработных.
  2. Регистрация вакантных мест.
  3. Трудоустройство безработных и лиц, желающих получить работу.
  4. Изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней.
  5. Тестирование лиц, желающих получить работу.
  6. Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных.
  7. Выплата пособий.

     Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают территориальные  центры занятости населения, являющиеся одной из важных структур рыночного  хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль, и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу.

     Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики.

     В современных условиях большинство  граждан трудоустраиваются не через центры занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства.

     Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы осуществляет Министерство труда и социальной защиты в Казахстане, а так же его органы на местах - Центры и службы занятости.

     Это же ведомство разрабатывает и  реализует общую государственную  политику в области труда, развитие трудовых отношений на основе социального  партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

     В настоящее время можно констатировать, что рынок частных агентств занятости (далее – ЧАЗ) в принципе состоялся, и с каждым годом в его развитии отмечается некоторый количественный и качественный рост. Однако говорить о том, что это уже полностью  сформировавшаяся сбалансированная система, где решены ключевые вопросы юридического, инфраструктурного, функционально-технического и прочего характера, пока еще не представляется возможным.

     В настоящее время, в соответствии с официальными данными Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в целом по республике насчитывается 74 зарегистрированных частных агентств занятости.

     В последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров в крупных городах. Так, около 50% от общего количества официально зарегистрированных ЧАЗ расположены в городе Алматы.

     Вместе  с тем, в ряде областей количество зарегистрированных частных агентств занятости либо крайне незначительно, либо такие ЧАЗ отсутствуют вообще. Например, в Кызылординской области нет ни одного частного агентства по трудоустройству.

     Региональный  дисбаланс распределения ЧАЗ  подтверждают и последние данные по юридическим и физическим лицам, которые получили лицензии Министерства на ведение деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу.

     В целом, региональный дисбаланс во многом обусловлен реальным положением на областных  рынках труда, которые складываются в соответствии с существующим соотношением спроса и предложения на рабочую силу. Кроме того, в ряде областей посредническую деятельность на периферии осуществляют филиалы ЧАЗ, головные офисы которых зарегистрированы в городах.

     Основная  сфера деятельности ЧАЗ в Республике Казахстан, прежде всего, касается сферы трудового посредничества и содействие решения вопросов занятости. В частности, в соответствии с Законом «О занятости населения» частные агентства занятости оказывают гражданам на договорной основе следующие услуги:

Информация о работе Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда