Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений………………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2 Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13
2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20 2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………….………………35
Список использованной литературы……………………….....................……..37

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Республики Казахстан 

Университет международного бизнеса 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему: Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнила: Кыпчакбаева М.А

Студентка гр.Финансы-02

1 курса, 3 г.о, з.о

Проверила: Ахмедьярова М.В 
 
 
 
 
 

АЛМАТЫ 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений……………………………………………….……………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2 Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13

2. Анализ государственного  регулирования в  Республике Казахстан...20    2.1  Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20

2.2.  Инструменты  и методы государственного регулирования  рынка труда………………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………….………………35

Список использованной литературы……………………….....................……..37

 

      Введение

 

     Труд  – это основное условие существования  человека. Труд - это не только средство удовлетворения потребностей, это еще и то, без чего невозможно здоровье людей, выносливость, мужество, развитие интеллекта и нравственности. И если существует угроза потери работы - это серьезная проблема для каждого человека. Для большинства людей заработная плата - единственный источник доходов, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению материального уровня, но и к появлению неуверенности в будущем, возникновению собственной неполноценности.

     Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

     Современный этап развития общества обусловил радикальные  сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ реально преобразил социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

     Сейчас  с определенной долей уверенности  можно утверждать, что в Казахстане переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствующей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится на предприятиях и в организациях частного характера.

     Неудачи и ошибки в реформировании в сфере  и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

     Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

     Переход к регулируемой рыночной экономике  коренным образом изменил ситуацию в области занятости населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидация неэффективных рабочих мест, обновление технической базы производства привели к значительному высвобождению рабочей силы, перераспределению ее между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию в Республике рынка труда. При этом усугубилась неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных регионах предложение рабочей силы существенно превысило спрос на нее.

     Становление рыночных отношений в Казахстане сопровождается проведением процесса приватизации и разгосударствления, где объективно происходит перераспределение  трудовых ресурсов из государственного в частный сектор. Данный переход, к сожалению, резко обострил в Республике вопросы занятости населения, которые характеризуются следующими причинами:

  • общий спад производства на уровне всего национального хозяйства, негативные предпосылки которого были заложены еще в плановой экономике;
  • с введением либерализации цен на товары (1992т.) и бесконтрольной эмиссии денежной массы со стороны Российской Федерации отмечалось наличие очень высокого уровня инфляции (вплоть до середины 90-х гг.);
  • увеличение спроса на работников определенных специальностей, таких, как переводчики, программисты, банкиры, менеджеры, аудиторы и т.п.;
  • в результате эффективного использования рабочего времени произошло высвобождение рабочих рук;
  • в целях максимизации прибыли и экономии на издержках — уменьшение количества рабочих мест, обеспеченное за счет привлечения только высококлассных специалистов.

     Одним из приоритетов продвижения  Казахстана в число  наиболее конкурентоспособных  и динамично развивающихся  государств мира, названных в Послании Президента страны народу, является современная социальная политика, защищающая наиболее "уязвимые" слои населения и поддерживающая развитие экономики.

     Актуальность  темы дипломной работы обуславливается  формированием эффективной системы занятости, которая является сердцевиной антикризисной программы действий Правительства Республики Казахстан, так как безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому на данный момент времени стал острый вопрос о формировании новой социально-экономической модели занятости при переходной экономике, которая способствовала улучшению экономического климата в стране, а также решала бы возникшие острые социальные проблемы общества, связанные с безработицей и с исходящей из нее проблемой обнищания населения.

     Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда  и трудовых отношений в Республике Казахстан.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.

     2. Изучить состояние рынка труда  в Казахстане

     3. Дать обзор законодательной базы  регулирования рынка труда и  трудовых отношений в Республике  Казахстан.

     Методологической  основой реферата являются Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Конституция Республики Казахстан, научные труды учёных-экономистов, материалы периодической печати и официальные данные, предоставленные государственными органами Республики Казахстан.

 

      1. Теоретические  аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений

     1.1 Понятие,  функции и категории  рынка труда

 

     В системе экономических отношений  рынок труда занимает важное место. Здесь сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые  представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

     Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием происходящих процессов на рынке труда становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

     Рынок труда - один из индикаторов, позволяющий судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития [1].

     Рынок труда является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут  переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий  труда и заработной платы.

     На  современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда - это механизм, или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

     На  рынке труда существуют три основных агента: предприниматели, профсоюзы  и государство. Государство выступает  в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

     Механизм  регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Он реализуется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве не занятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п.

     При всей схожести развития экономики и  социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из стран привела  к формированию разных моделей рынка  труда. Такое разнообразие моделей  можно свести к двум основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

     Внешний рынок труда предполагает мобильность  рабочей силы между фирмами, внутренний основан на движении кадров внутри предприятия либо перемещении работника  на новое рабочее место, сходное  по выполняемым функциям и характеру  работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствует переходу работников на другие предприятия.

     Таким образом, внешний рынок труда  характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Информация о работе Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда