Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений………………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2 Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13
2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20 2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………….………………35
Список использованной литературы……………………….....................……..37

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 317.50 Кб (Скачать)
l type="DISC">
  • сложившуюся систему оплаты труда (чем и кем она определяется, какие факторы участвуют в ее формировании, какие организационные структуры соразмеряют трудовой вклад и вознаграждение работника и т. д.);
  • систему регулирования рынка труда (структуры, выполняющие посреднические функции между работниками и работодателем, обеспечивающие в общенациональном или региональном масштабе соответствие между работой и работником, помощь в подготовке и переподготовке рабочей силы, в разрешении серьезных трудовых конфликтов);
  • иерархию организационных форм, обеспечивающих прямые и обратные связи между общенациональными и региональными (местными) рынками труда; систему образования и подготовки кадров;
  • социальное страхование (вопросы пенсионного обеспечения, пособия по случаю производственного травматизма и потери работы и др.).
  •      Рыночные  отношения - есть форма экономической  организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют. Всякое функционирование системы, как известно, предполагает наличие соответствующего механизма, то есть своей организации.

         Подобная  концепция занятости создает  качественно новые представления  о труде как социально-экономической  категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости  со временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и в трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере приложения трудовых усилий.

         Проблемы  становления нового типа социально-трудовых отношений в Казахстане, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу.

         1.2 Государственное  регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда

     

         Вследствие  многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка  рабочей силы он нуждается в квалифицированном  регулировании.

         Выделяют  четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

         Все более важное значение приобретают  также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

         В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг ) служили воззрения  сторонников активной государственной  политики (кейнсианцы и ииституционалисты) В 80-90-х гг в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику

         Важной  основой регулирования рынка  труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис 1.2) 

         

         Рис. 1.2 Кривая Филлипса IP- среднегодовой темп прироста цен LUE - уровень безработицы %, W-годовой прирост заработной платы % 

         Эта зависимость быта рассчитана английским экономистом А. Филлипсом на основе данных по Англии, охватывающих периоде 1861 по 1958 г

         Если  допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменении заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы Кривая Филлипса даст варианты выбора или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении иен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

         Существует  модифицированный вариант кривой Филлипса, основывающийся на разработанной Э. Фелпсом и М.Фридменом теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории естественный уровень безработицы достигается в ситуации, когда силы, вызывающие повышение и понижение темпов инфляции и заработной платы, уравновешивают друг друга и в результате их динамика стабильна. При такой трактовке кривая Филлипса имеет отрицательный наклон только в краткосрочном периоде. В длительном периоде, при естественном уровне безработицы с устойчивыми темпами инфляции эта кривая занимает вертикальное положение (рис. 1.3). 

         

         Рис. 1.3 Модифицированная кривая Филлипса

         L- - уровень безработицы, % 1р - среднегодовой темп прироста цен, % 

         Долгие  годы кривая Филлипса служила базой  социально-экономического регулирования  в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь; несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

         Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка; налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг .

         Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования  и воздействия на динамику занятости  и безработицы через конъюнктуру  в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка груда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

         В Казахстане в значительной степени  современные процессы в сфере  занятости обусловлены приватизацией государственной собственности и развитием корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности. Это вызвало реструктуризацию занятости и образование новых сфер приложения труда в соответствии с требованиями рынка, включая создание новых предприятий, высвобождение избыточного персонала из действующих производств, привлечение квалифицированной рабочей силы в рыночный сектор экономики. Развитие негосударственного сектора экономики обеспечивает большую часть доходных занятий экономически активного населения.

         Одновременно  наблюдается повышение уровня безработицы, прежде всего за счет населения неконкурентоспособного на рынке труда и перехода скрытой  безработицы на несостоятельных  предприятиях и в бюджетной сфере  в официальную форму регистрируемой службой занятости.

         Кроме того, происходит ее пополнения за счет увеличения числа беженцев и вынужденных  переселенцев. Растет хроническая безработица, связанная с низкой мобильностью и конкурентоспособностью безработных  на рынке труда. В условиях смешанной экономики ученые выделяют три основные типа региональных рынков труда:

    • асимметричные, которым присущ существенные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулируемого и "теневого" рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости и экономической активности населения;
    • равновесные, с относительно развитыми структурами рынка труда при переходе от прежней системы "полной" занятости к системе экономической активности населения в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений; это проявляется в процессах трансформации скрытой безработицы в открытые формы;
    • диверсифированные, характеризуемые высокой степенью реконструктуризации занятости и саморегуляции, которые создают условия для высокой мотивации и мобильности работников; быстрым развитием рыночного сектора экономики и системы экономической активности населения, обеспечивающих разнообразие форм занятости, низкий уровень продолжительность регистрируемой безработицы под воздействием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы, проводимых мер активной политики занятости; начиная с 1995 года, резко возросла дифференциация региональных рынков труда.

         Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д. Все это указывает на необходимость государственного вмешательства в сферу рынка труда и законодательного регулирования занятости населения.

         Для регулирования рынка труда в  Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, проводить  взвешенную политику распределения  средств производства. Необходима также  система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны, и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства, - с другой.

         Исходным  условием рынка труда служит организация  оперативного изучения и анализа  спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест со стороны государственных и частных предприятий, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы.

         Чисто конкурентный рынок труда характеризуется  следующими чертами:

         1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

         2) многочисленные квалифицированные  рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают  данный вид, услуг труда; 

         3) ни фирмы, ни рабочие не осуществляют  контроль над рыночной ставкой заработной платы, ни те ни другие не "диктуют заработную плату"

         Рыночный  спрос. Предположим, что есть 200 фирм, предъявляющих спрос на конкретный вид полуквалифицированного или  квалифицированного труда. Общий, или  рыночный, спрос на данный вид труда можно определить путем суммирования по горизонтали кривых спроса на труд.

         Рыночное  предложение. Допускается, что на предложение  труда не оказывают влияния профсоюзы; между рабочими существует свободная  конкуренция на имеющиеся свободные  места. Кривая предложения конкретного вида труда будет плавно подниматься, отражая тот факт, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы получить больше рабочих. В определенных границах у рабочих имеются альтернативные возможности выбрать место работы, то есть они могут работать в других отраслях в той же самой местности или же они могут работать по своей специальности, но в других городах. В условиях полной занятости группа предприятий на данном конкретном рынке труда должна платить все более и более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь данный вид труда из этих альтернативных мест работы.

         Иными словами, кривая рыночного предложения  поднимается потому, что она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь рабочих на определенные рабочие места, ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых.

         Повышенная  заработная плата привлекает больше людей на данное рабочее место - людей, которых не привлекала низкая заработная плата, ибо их издержки упущенных  возможностей были слишком высоки.

    Информация о работе Основные методы государственного регулирования занятости и рынка труда