Оплата труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ форм и систем оплаты труда и разработка путей их совершенствования.
В соответствии с целью сформулированы задачи дипломной работы:
- изучить теоретические и методологические основы оплаты труда;
- исследовать анализ форм и систем оплаты труда на предприятии ТОО «Карлыгаш»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Современные трансформации в оплате труда………………………………5
1.2 Основные формы и системы заработной платы……………………………9
1.3 Зарубежный опыт стимулирования труда за рубежом……………………12
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОО «КАРЛЫГАШ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТОО «Карлыгаш»……21 2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ТОО «Карлыгаш»……………………………………………………………………..22
2.3 Анализ деятельности управления организации………………………..…34

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРДПРИЯТИИ
3.1 Обоснование необходимости совершенствования форм и систем оплаты труда на предприятии …………………………………………………………..43
3.2 Совершенствование процедуры обучения и повышения квалификации……………………………………………………………………473.3 Совершенствование методов мотивации и стимулирования персонала………………………………………………………………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….56

Работа содержит 1 файл

Оплата труда.docx

— 186.32 Кб (Скачать)

     К организационным  документам на предприятии относят:

1.штатное расписание;

2.должностные инструкции;

3.учредительные документы.

Распорядительные документы  включают в себя: приказ, распоряжения, указания,  решения и постановления.

К информационно – справочным документам относятся: служебные акты, докладные записки,  объяснительные  записки, факсы и E – mail, справки, доверенность, телефонограмма, исковые заявления (в суд), жалобы.

     Документы  по трудовым отношениям: индивидуальный  трудовой договор; коллективный  трудовой договор; договор материальной  ответственности; обязательства  о неразглашении коммерческой  тайны. 

     Обработка  входящей и исходящей документации. Вся поступающая корреспонденция  регистрируется в журнале входящей  документации. Документы регистрируются  в день их поступления и  только 1 раз. На каждом регистрационном  документе проставляется регистрационный  номер, номер дела по номенклатуре, порядковый номер документа по  журналу. Регистрация документов  ведётся в журнале. Порядковый  номер документа ведётся в  течении года по возрастающей.

Исполненные о соответственно оформленные документы формируются  в дела. В каждое дело подшивается  не более 250 листов, при толщине дела 3-4 см; если документов в деле больше они подразделяются на тома. Дата начала и окончания дела и сведения о количестве листов проставляются на обложке после завершения его делопроизводства.

Исходящие документы регистрируются в журнале исходящей корреспонденции. На документах проставляется индекс и номер дела, а порядковый номер  проставляется в исходящем журнале. Документы отправляются в конвертах.

     Объём документооборота  определяется общим количеством  входящих и исходящих внутренних  документов за месяц, квартал,  год. Регистрируемые документы  передаются на рассмотрение руководителю  предприятия. Он в свою очередь  пишет резолюцию – своё решение  под данному вопросу (в левом  верхнем углу). Печати, штампы, бланки  с указанием наименования предприятия  подлежат обязательному  хранению  в сейфах и несгораемых металлических  шкафах.  Документы, заверяемые  печатью: акты, балансы, ведомости,  доверенности, договора, инструкции, контракты,  накладные, описи, отчёты, планы,  положения, поручения, правила,  протоколы, сметы, тарифы, требования, указания и уставы.

     Все данные  документы используются на предприятии  для осуществления его успешной  деятельности. Документооборот предприятия  осуществляется рационально в  целях осуществления успешной  деятельности предприятия.   Ответственность  за данные документы несёт  главный бухгалтер.

     Проведённый  анализ показывает эффективность  управления кафе, кафе  является платёжеспособным, рентабельным и ликвидным.

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

3.1 Обоснование необходимости  совершенствования форм и систем  оплаты труда на предприятии

 

Отечественные экономисты приложили  много усилий для разработки и  внедрения новых систем материального  стимулирования труда. Они настойчиво искали пути повышения эффективности  производства и делали это через  механизм распределения вновь созданной  стоимости как одного из элементов  системы стимулов к производительной работе.

Важным моментом было то, что новые разработки в области  системы материального стимулирования, а именно: оплаты труда – главной  и важнейшей его части, удовлетворяла  потребности производства. Это был  один из случаев, когда научная мысль  предусмотрела спрос.

В условиях государственной  и коллективной собственности на средства производства квинтэссенцией оплаты труда выступал принцип единства цели, сущность которого состояла в  объединении интересов участников всех уровней производственного  процесса в достижении конечной цели – увеличения производства продукции  определённого вида. Оплата труда  часто носила сквозной характер, когда  материальное стимулирование осуществлялось за одни и те же показатели.

Применение такого подхода  действительно обеспечивало объём  производства. Основным же его недостатком  было аккумулирование безразличия  работников к показателям производственной деятельности, не задействованных в  построении системы оплаты труда, а  поскольку интересы были общие, наблюдались  массовые факты искажения данных первичного учёта. Таким образом, накапливались  негативные тенденции, свойственные определённой системе материального стимулирования. При сдельной системе оплаты труда  завышались объёмы выполненных работ, изготовленной продукции, производилось  неэффективное использование ресурсов; при аккордно-премиальной системе  недостаточно контролировались затраты  производства и т.д.

Ещё один недостаток консолидационного  подхода к построению оплаты труда  состоит в объективной невозможности  всех групп участников производственного  процесса одинаково влиять на результаты труда, также контролировать их.

В период государственно-плановой системы хозяйствования принципы и  механизмы построения оплаты труда  разрабатывались и доводились предприятиям административным путём, каналы реализации продукции на цены закупки ресурсов устанавливались централизованно  для всех. Пути поступления денежных средств также были жёстко определены, фактор риска сведён до минимума, а поэтому системы стимулирования и способы ее применения могли существенно влиять на мотивационные стимулы к труду.

Текущая ситуация такова, что  в политике организации материального  стимулирования возник определённый вакуум, связанный в первую очередь с  процессом размежевания функций  директирования, когда административно-командные  методы управления уже ликвидированы, а экономические методы ещё недостаточно теоретично и методично отработаны, не действуют или полностью отсутствуют. Самая большая опасность скрывается в том, что происходит это одновременно с катастрофическим падением производства, когда затраты на продукцию огромны. Образовался в определённой мере замкнутый круг. Уровень заработной платы низкий, и денег на нее  хронически не хватает. А в свою очередь  низкая оплата труда, к тому же выплаченная  с опозданием в 3-4 месяца, а иногда и больше, практически сводит к  минимуму заинтересованность работника  в эффективном производстве. Однако необходимо обеспечивать подъём экономики  и в первую очередь в сфере  материального стимулирования, предприятиям следует начинать работу с формирования философии построения механизма  оплаты труда и выплаты вознаграждения в общей системе стимулирования трудовой активности.

Оплата труда является основным элементом производственных затрат. Она обеспечивает возмещение затрат живого труда, когда создаёт  прибавочный продукт – основу расширенного производства. Элемент  этот настолько важен, что целые  предприятия и даже отрасли «перемещаются  в просторе», приближаясь к наиболее выгодным рынкам труда.

В таблице 3.1 сформулированы требования к организации оплаты труда, которые диктуются новыми условиями хозяйствования.

 

Таблица 3.1 – Новые требования к организации оплаты труда

Новые условия  хозяйствования при перерождении на рыночные отношения

Новые требования к организации оплаты труда

Развитие различных форм собственности на средства производства

Обеспечение примерно равной оплаты за равный труд независимо от форм собственности

Приватизация средств  производства

Среди работников в особую категорию выделяются владельцы  средств производства, у которых  форма оплаты труда должна быть отличной от оплаты труда наемного работника

Укрепление хозяйственной  самостоятельности предприятий

Дальнейшее расширение самостоятельности  предприятий в организации оплаты труда

Возрастание роли руководителей  предприятий

Организация оплаты труда  руководителей должна учитывать  специфику их роли

Продолжение таблицы 3.1

С приватизацией собственности  усиливается роль владельцев в ее использовании и соответственно снижается роль работников наемного труда

Рабочим, чтобы защитить свои права, необходимо участвовать  в разработке условий индивидуального  трудового договора или в работе профсоюза по заключению коллективного  договора

Создается рынок труда

Оплата труда должна учитывать  стоимость рабочей силы

Переход на принцип самоокупаемости  хозяйственной деятельности позволяет  предприятиям на оплату туда направлять только часть заработного дохода

Повышается зависимость  источника оплаты труда от общих  итогов работы предприятия

В рыночных условиях заработная плата наемных работников определяется стоимостью рабочей силы

Из заработной платы наемных  работников исключается ее часть, связанная  с социальной защитой трудящихся

Возрастает значение социальной защиты трудящихся

Коренным образом меняется роль государства в организации  оплаты труда


 

Таким образом, организовывая  систему материального стимулирования труда в условиях рыночных отношений, необходимо исходить из классического  принципа «противовесов и балансов». Этот принцип не является новым. Концептуально  принцип «противовесов и балансов»  является ни чем иным, как проявление адаптированного к сфере экономики  общего закона диалектики «объединения и борьбы противоположностей», что  раскрывает источник самодвижения и  развития объективного мира. Поскольку  система материального стимулирования труда представляет собой большой  сегмент экономических взаимоотношений, которые функционируют в обществе в целом и на каждом отдельном  предприятии, для обеспечения её всестороннего совершенствования  следует выявить и поддерживать в оптимальном соотношении проявление закономерностей, которые влияют на действия объективных законов.

При создании системы стимулирования труда, основанной на принципе «противовесов  и балансов», необходимо выделить главную  цель конкретного производства. Тогда  все цепочки производственного  процесса, которые имеют общую  цель, работают за моделью команды, где каждый выполняет действия, которые  являются его обязанностью. Совместная работа, которая направлена на общий  конечный результат, позволяет выполнять  один из пунктов принципа, а именно «баланс» интересов. Довольно часто  именно на этом этапе заканчивалось  организационное построение системы  стимулирования.

Другой пункт этого  принципа – «противовесы»   предусматривает выявление и включение в систему оплаты производственных показателей, на достижения и улучшения которых могут влиять конкретные трудовые коллективы или отдельные члены предприятия. Для этого формируется перечень подразделений, должностей и профессий и устанавливается соответствующий список показателей, в зависимости от которых определяется заработная плата. При таком подходе для каждого работника или группы работников будут установлены критерии оценки эффективности работы.

При тяжелом экономическом  положении трудно заставить действовать  систему стимулирования трудовой активности работников. Но она является одним  из основных путей выхода из экономического кризиса.

Поэтому в процессе становления  рыночных отношений, исключительно  важно создание эффективной системы  организации оплаты труда.

В хозяйственной практике применяют простые и премиальные, прямые и косвенные; аккордные и  прогрессивные системы оплаты труда; с премированием за индивидуальные и коллективные достижения в труде; системы, которые строятся на тарифной и бестарифной основе. Все они  являются более или менее эффективными. Каждая из них способствует стимулированию работника высокопроизводительно  трудиться. Но все они имеют ряд  недостатков. Поэтому при выборе формы и системы оплаты труда, условий и размеров материальных вознаграждений, необходимо учитывать  ряд таких факторов: функции работающих в производственном процессе, содержание и характер их работы, условия труда, стратегические цели и поточные задания  предприятия, особенности производства.

Наряду с объективными факторами существуют и субъективные, на которые также следует обратить внимание: консерватизм мышления людей, традиции и привычки, которые сложились, организованная инертность, которая  препятствует введению новшеств.

Поэтому при введении новой  или совершенствовании уже существующей системы оплаты труда следует  использовать такую стратегию:

а) нововведение не следует  делать частным явлением, работник должен быть уверен, что принятые «правила игры» сохраняются на определённое время, например, на период действия коллективного  договора;

б) малозначительные изменения, как правило, неэффективны и на них  не следует тратить время;

в) существенные нововведения следует готовить с высокой степенью ответственности по специальному плану;

г) в процессе введения новшеств следует обратить внимание на обучение персонала, его психологическую  готовность к восприятию нового.

Совершенная система оплаты труда должна отвечать следующим  требованиям:

а) оплата труда должна осуществляться в соответствии с количеством, качеством  и результатами труда работника  и стоимостью рабочей силы на рынке  труда;

б) она должна включать материальные вознаграждения за высокие производственные результаты, личный вклад в деятельность предприятия и т.д.;

в) иметь стимулирующее  воздействие на работающих;

г) обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который бы ему  позволил возместить затраты и получить прибыль.

 

3.2 Совершенствование процедуры обучения и повышения квалификации

 

В ТОО «Карлыгаш» постоянно проводится обучение и повышение квалификации сотрудников. В основном, это затрагивает персонал сервисной службы, обучение которых реализуется в форме регулярных тренингов, и поваров, обучение которых проходит в виде стажировки.

Тренинги для официантов проводятся 3 – 4 раза в год выездными  специалистами. Внутренние тренинги среди  сервисного персонала проводятся руководителями подразделений по мере необходимости  в связи с появлением в меню новых блюд и напитков, усовершенствованием  или внедрением новых стандартов обслуживания и т.п. Однако, несмотря на регулярно проводимое обучение, текучесть кадров среди официантов не уменьшается.

В первую очередь, для решения  данной проблемы, необходимо придерживаться таких основных принципов, как:

1. Знание профильного  рынка труда в своем регионе.

Информация о работе Оплата труда