Оценка экономической эффективности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – сформулировать четкое понимание экономической эффективности предприятия и показателей эффективности, научиться использовать полученные знания в практических работах, научиться делать выводы об эффективности предприятия на основании рассчитанных показателей.

Содержание

Введение 4

Часть 1 5

1. Заработная плата работников 5

1.1 Понятие заработной платы и функции оплаты труда 5

1.2 Минимальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и ее состав, бюджет прожиточного минимума 6

2. Тарифная система оплаты труда 9

2.1 Единая тарифная сетка работников РБ и тарифные коэффициенты ЕТС 9

2.2 Система квалификационных справочников 10

2.3 Тарифные ставки и оклады 11

3. Формы и системы оплаты труда 12

3.1 Сдельная форма оплаты труда и системы сдельной оплаты труда 12

3.2 Повременная форма оплаты труда и системы повременной оплаты труда 15

3.3 Коэффициент трудового участия и контрактная система найма работников 15

4. Пути совершенствования оплаты труда 16

Часть 2 18

1. Основные фонды предприятия и эффективность их использования 18

2. Оборотные средства предприятия и эффективность их использования 23

3. Себестоимость продукции (работ, услуг) 28

4. Прибыль(Убыток) 29

5. Рентабельность (Показатель убыточности) 30

Заключение 33

Литература 34

Работа содержит 1 файл

Ляхнович Ю.С. - Курсовая работа.docx

— 344.03 Кб (Скачать)

  Размер  минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

  В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2020 от 26.12.2008 г. с 01.01.2009 г. установлена месячная минимальная заработная плата в размере 229 700 рублей, часовая заработная плата в размере 1360 рублей. Декретом Президента Республики Беларусь от 15.02.2002 г. № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» было установлено, что минимальная заработная плата применяется исключительно к сфере трудовых отношений. Размеры пенсий, стипендий, пособий, других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисляются исходя из базовой величины, устанавливаемой Советом Министров при изменении тарифной ставки первого разряда.

  Критерием определения минимальной заработной платы является минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой денежную оценку минимально-необходимых благ и услуг. МПБ рассчитывается на основе стоимости потребительской корзины, которая включает минимальный набор жизнеобеспечивающих средств, удовлетворяющих потребности человека.

  Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

  Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив для:

  • прогнозирования изменений уровня жизни населения;
  • усиления социальной защиты и поддержания наименее защищенных слоев населения;
  • определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
  

Таблица 1

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет

    № п/п Социально-демографическая  группа населения Среднедушевой минимальный потребительский бюджет на месяц, руб
    1 семья из четырех  человек
      524770
    2 трудоспособного населения
      671680
    3 молодая семья  с одним ребенком
      549680
    4 пенсионеров
      536160
    5 студентов
      512320
    6 детей в возрасте до трех лет
      413310
    7 детей в возрасте от трех до шести лет
      511950
    8 детей в возрасте от шести до четырнадцати лет
      586230

  Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются  для разных социально-демографических  групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

  Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 апреля 2011 г. № 28 утверждены следующие размеры  среднедушевых минимальных потребительских  бюджетов в ценах марта 2011 г. на период с 1 мая 2011 г. по 31 июля 2011 г.: (табл. 1).

  Натурально-вещевая  структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин.

  Стоимостная величина минимального потребительского бюджета определяется исходя из средних  цен покупки во всех видах торговли соответствующих товаров и услуг.

  Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике.

  Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов человека или семьи на:

  • питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;
  • одежду, белье, обувь;
  • лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  • жилье и коммунальные услуги;
  • культурно-просветительские мероприятия и отдых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в дошкольных учреждениях.

  Минимальный потребительский бюджет утверждается Советом

Министров Республики Беларусь.

  В соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.01.1992 г. № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» стоимостная величина минимального потребительского бюджета пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.

  Структура и состав потребительских корзин пересматриваются с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления Советом Министров  Республики Беларусь с участием профсоюзов, объединений потребителей и других общественных объединений не реже одного раза в 5 лет.

  Прожиточный минимум (ПМ) — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

  Бюджет  прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина физиологического прожиточного минимума с включением в эту величину обязательных платежей и взносов.

  Бюджет  прожиточного минимума как социальный норматив предназначается для:

  • анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
  • оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
  • обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

  В прожиточный минимум входят следующие  виды материальных благ и услуг:

  • продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены;
  • жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
  • услуги детских дошкольных учреждений.

  Конкретное  наполнение каждого указанного вида материальных благ и услуг в отдельности  и прожиточного минимума в целом  для основных социально-демографических групп населения определяется на основе норм потребления, разработанных учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие прожиточного минимума последние определяются статистическим методом.

  В соответствии с Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 г. № 239-3 «О прожиточном  минимуме в Республике Беларусь» прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

  Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 553 от 28 апреля 2011 г. утверждены следующие  размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и  по основным социально-демографическим  группам в ценах марта 2011 г. в  расчете на один месяц на период с 1 мая 2011 г. по 31 июля 2011 г.: (табл.2).

Таблица 2

Бюджет прожиточного минимума

№ п/п Социально-демографическая  группа населения Бюджет прожиточного минимума на месяц, руб
1 В среднем на душу населения 343260
2 Для трудоспособного  населения 373260
3 Для пенсионеров 294210
  Для детей: 342370
4 студентов 342370
5 детей в возрасте от 3 до 16 лет 366220
6 детей в возрасте до 3 лет 289430
 
 
 
 
 
 

  Бюджет  прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Граждане (семьи), признанные малообеспеченными, имеют право  на государственную социальную помощь.

  1. Тарифная система оплаты труда
  2. Единая тарифная сетка работников РБ и тарифные коэффициенты ЕТС
  

Таблица 3

Единая  тарифная сетка работников Республики Беларусь

Разряды 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициенты 1,0 1,16 1,35 1,57 1,73 1,90 2,03 2,17 2,32
Разряды 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Коэффициенты 2,48 2,65 2,84 3,04 3,25 3,48 3,72 3,98 4,26
Разряды 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Коэффициенты 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84

  Тарифная  система создана для правильной организации оплаты в зависимости  от отраслей экономики, категорий рабочих  и условий труда. Система оплаты труда должна предусматривать разницу  между трудом квалифицированным  и неквалифицированным.

  Тарифная  система состоит из Единой тарифной сетки (ETC), тарифно-квалификационных справочников (ТКС), тарифных ставок и должностных окладов.

  Первый  элемент тарифной системы — тарифная сетка (табл. 3). Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки Республики Беларусь утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты от 20.09.2002 г. № 123

  Она определяет механизм дифференциации и регулирования основной (тарифной) части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Единая  тарифная сетка работников Республики Беларусь является инструментом тарифного  нормирования оплаты труда и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке) определяются тарифные ставки (оклады) работников.

  Дифференциация  и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников производятся в зависимости от следующих факторов:

  • сложности труда (квалификации) — в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);
  • содержания и специфики труда рабочих, руководителей, специалистов и других служащих (межпрофессиональная, междолжностная дифференциация);
  • общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов, характерных для определенной отрасли (подотрасли) (межотраслевая дифференциация).

  Тарифные  коэффициенты ETC показывают, во сколько раз тарифные ставки 2-го и последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда.

  Нарастание  тарифных коэффициентов ETC по диапазонам разрядов установлено в следующих размерах: с 1-го по 4-й разряд — 16%, с 4-го по 6-й разряд — 10%, с 6-го по 27-й — 7%.

Информация о работе Оценка экономической эффективности предприятия