Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:53, курсовая работа
Рынок пассажирских авиаперевозок является уникальным, поскольку ещё не существует других доступных большинству видов транспорта, способных за считанные часы доставить пассажира в любой оборудованный аэропортом город страны. Общеизвестно, что существует несколько крупных авиакомпаний, и можно догадаться, что ввиду большой стоимости самолетов новым фирмам пробиться на рынок пассажирских авиаперевозок было бы затруднительно.
Содержание 2
Введение 3
1.Теоретические основы деятельности естественных монополий и их государственного регулирования 5
1.1. Понятие естественной монополии и её особенности 5
1.2. Инструменты государственного регулирования естественных монополий. 9
2. Практический анализ рынка пассажирских авиаперевозок 21
2.1. Основные документы, регулирующие деятельность гражданских авиакомпаний 21
2.2. Границы рынка гражданских авиаперевозок 25
2.3. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок и критерии эффективности государственного регулирования этого рынка 30
2.4 Анализ изменений, происходящих на рынке пассажирских авиаперевозок 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Этим анализом мы только подтверждаем вывод о том, что главные компании рынка постепенно получают всё большую власть над ним. Индекс Херфиндаля-Хиршмана постепенно растёт, и совершает сильный рывок в 2011 году. Дисперсия ведет себя аналогично. Оба показателя являются по сути числовым выражением интерпретации состава и поведения ядра рынка. Рост их обуславливается в первую очередь увеличением доли рынка крупнейших компаний: Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что государственная политика по антимонопольному регулированию авиакомпаний, перевозящих пассажиров имеет некоторые недостатки. В целом ситуация на данном рынке говорит о том, что рынок конкурентный, и до установления естественной монополии ещё далеко, но анализ динамики показал, что ситуация с каждым годом ухудшается – крупнейшие фирмы растут, тогда как прочие фирмы теряют часть своей рыночной доли. Это прежде всего связано с тем, что крупные авиакомпании обладают более престижными и современными лайнерами, более качественными кадрами и более широким спектром рейсов. Тем не менее ситуация ещё не критична, и при должном изменении политики государства ситуацию можно исправить заблаговременно до возникновения монополии на рынке.
Данный вывод
Исследование основных способов государственного регулирования естественных монополий выявило следующие методы: регулирование цены на продукцию монополиста, до уровня цены Рамсея (социально справедливой цены, при которой монополист будет в безубытке, а потребительская полезность будет максимизирована), или же до уровня пиковой нагрузки, когда у монополиста будет стимул использовать свои производственные мощности по максимуму; ограничение доходов монополиста до определенного уровня; регулирование прав собственности на имущество монополиста; и наконец создание и поддержка конкуренции монополисту. Далее мы рассмотрим, насколько эффективно эти методы будут применяться на рынке пассажирских авиаперевозок.
Анализ основных документов, регулирующих деятельность естественных монополий на данном рынке выявил, главные: Воздушный Кодекс РФ, ФЗ «О лицензировании некоторых видов деятельности», а так же конкретизирующие эти документы постановления и приказы Министерства Транспорта РФ, обращённые на рынок пассажирских авиаперевозок. Это говорит о том, какие барьеры необходимо преодолеть фирмам, желающим проникнуть на указанный рынок, и при наличии самолетного парка, они невелики. По данным документам можно сделать вывод о том, что основным инструментом государства по регулированию деятельности авиакомпаний является поддержка конкуренции, для того чтобы предотвратить появление монополии.
Далее был произведен анализ рынка пассажирских авиаперевозок. Он показал, что рынок действительно конкурентный – на нём действует 35 авиакомпаний, 5 из которых составляют ядро рынка. Если компании начнут устанавливать цены на более высоком уровне, то они потеряют своих клиентов и будут вытеснены с рынка. Цены на данном рынке компании устанавливают такие, чтобы получать минимальную прибыль. Это позволило сделать первый вывод о том, что государство успешно препятствует возникновению монополии на данном рынке.
В качестве критериев оценки эффективности государственного регулирования рынка пассажирских авиаперевозок были предложены основные показатели монопольной власти на рынке – индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия рыночных долей, индекс Джинни, а так же показатель роста цен на авиабилеты. Их совокупный анализ во взятый момент времени подтвердил вывод, полученный при решении предыдущей задачи, и позволил предположить что доминирующей фирмы на рынке нет, ведь самая крупная фирма не превышает и четверти доли рынка, при том что конкуренты способны оказать ей противодействие, поскольку на данном рынке размер компании практически не снижает предельных издержек фирм.
Но окончательные выводы можно сделать только, решив задачу о динамике отраслевого рынка авиационных перевозок. Только так можно понять, куда идёт тенденция, и анализ показателей в динамике обнаружил тенденцию ухудшения этих показателей, то есть рост доли лидеров рынка, в частности «Аэрофлота», и падение доли рынка малых фирм. Таким образом окончательный результат говорит о том, что государственная политика регулирования авиакомпаний оставляет желать лучшего, и необходимо произвести изменения в ней, чтобы обратить этот тренд. Возможно следует воспользоваться другими методами, чем только поддержка конкуренции.