Оценка эффективности государственной политики по регулированию гражданских авиакомпаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок пассажирских авиаперевозок является уникальным, поскольку ещё не существует других доступных большинству видов транспорта, способных за считанные часы доставить пассажира в любой оборудованный аэропортом город страны. Общеизвестно, что существует несколько крупных авиакомпаний, и можно догадаться, что ввиду большой стоимости самолетов новым фирмам пробиться на рынок пассажирских авиаперевозок было бы затруднительно.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1.Теоретические основы деятельности естественных монополий и их государственного регулирования 5
1.1. Понятие естественной монополии и её особенности 5
1.2. Инструменты государственного регулирования естественных монополий. 9
2. Практический анализ рынка пассажирских авиаперевозок 21
2.1. Основные документы, регулирующие деятельность гражданских авиакомпаний 21
2.2. Границы рынка гражданских авиаперевозок 25
2.3. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок и критерии эффективности государственного регулирования этого рынка 30
2.4 Анализ изменений, происходящих на рынке пассажирских авиаперевозок 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 145.12 Кб (Скачать)

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

             
 
 
 

2.2. Границы рынка гражданских авиаперевозок

      У каждого отраслевого рынка можно  выделить 4 типа границ: пространственные, продуктовы, временные и отраслевые.

      Временные границы есть тот период, который  мы рассматриваем для анализа  рынка граждаских авиаперевозок, а  именно 2007-2011 года (5 лет). Этот период в  нашем случае задан исследованием, но он также может быть задан и  жизненным циклом товара.

      В качестве пространственных границ был  выбран исключительно российский рынок  гражданских авиаперевозок, то есть включающий только национальные рейсы, без международных. В таком случае мы имеем везде одинаковые условия  конкуренции.

      Также в практическом анализе важным является определение предприятий, включаемых в рассматриваемый отраслевой рынок (отраслевые границы). Для этого можно использовать показатель охвата, отражающий долю гражданских авиаперевозок всех предприятий, отнесенных нами к исследуемому отраслевому рынку, в общем количестве перевезенных на авиалайнерах пассажиров. 
 
 

Таблица 2.1. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-декабрь 2010-2011 гг.[14]
 
 
Авиапредприятие Перевезено  пассажиров, чел.
    январь-декабрь % 
к пр.
2010 2011
1 Аэрофлот - российские авиалинии 11 285 781 14 173 777 125.6
2 ТРАНСАЭРО 6 646 538 8 453 371 127.2
3 ЮТэйр 4 420 470 5 802 323 131.3
4 Сибирь 4 834 964 5 128 319 106.1
5 Россия 3 072 734 3 537 459 115.1
  Итого по 5 авиакомпаниям 30 260 487 37 095 249 122.6
  Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,% 53.1 57.9  
6 Уральские Авиалинии 1 792 220 2 513 371 140.2
7 Оренбургские  авиалинии 2 401 197 2 507 202 104.4
8 Северный Ветер 1 193 882 1 721 639 144.2
9 ВИМ-АВИА 1 327 363 1 612 531 121.5
10 Глобус 1 092 617 1 472 135 134.7
11 Нордавиа - региональные авиалинии 1 398 411 1 468 344 105.0
12 Владивосток Авиа 1 261 726 1 213 933 96.2
13 Авианова 1 302 460 1 048 946 80.5
14 Якутия 903 283 1 018 999 112.8
15 Небесный Экспресс 1 143 276 942 397 82.4
  Итого по 15 авиакомпаниям 44 076 922 52 614 746 119.4
  Уд.вес 15 авиакомпаний от общего объема по ГА,% 77.4 82.1  
16 Авиационные линии  Кубани 666 454 900 364 135.1
17 ДОНАВИА 1 385 862 864 050 62.3
18 Ред Вингс 875 938 781 357 89.2
19 Таймыр 537 230 771 686 143.6
20 ЮТэйр-Экспресс 544 868 691 894 127.0
21 Татарстан 603 325 592 861 98.3
22 Авиационная транспортная компания "ЯМАЛ 501 865 565 311 112.6
23 Башкортостан 223 196 430 038 192.7
24 КАВМИНВОДЫАВИА 591 934 415 816 70.2
25 АЙ ФЛАЙ 383 689 410 403 107.0
26 РусЛайн 238 769 405 467 169.8
27 Саратовские авиалинии 337 279 376 651 111.7
28 Газпром авиа 448 607 373 941 83.4
29 Когалымавиа 528 862 348 285 65.9
30 Авиалинии Дагестана 354 830 337 920 95.2
31 Сахалинские авиатрассы 294 401 298 442 101.4
32 Полет 179 746 270 130 150.3
33 АЛРОСА 240 792 257 793 107.1
34 БАРС АЭРО 161 556 254 785 157.7
35 Московия 470 575 247 844 52.7
  По  сумме авиапредприятий  53 646 700 62 209 784 116.0
  В целом по ГА 56 950 735 64 121 536 112.6
  Удельный  вес ,% 94.2 97.0  

      В данном случае речь идет о достаточно однородной продукции, поэтому можно  говорить что практически все  авиапредприятия, перевозящие пассажиров, относятся в данному отраслевому  рынку. Исключением являются компании, предоставляющие услуги частных рейсов на малых самолетах, которые не попали в таблицу. Таким образом, показатель охвата (для 2011г.) будет равен:

      Ко= 64 121 536 / 62 209 784 *100% = 97%

      Показатель  охвата говорит о том, что отраслевые границы рынка выделяются достаточно четко.

      Второй  показатель, который можно использовать для того, чтобы определить отраслевые границы рынка – это показатель специализации. Рассмотрим таблицу:

Таблица 2.2. Основные показатели работы гражданской авиации России
  за январь-декабрь  2010-2011 годы [14]
 
Показатель  работы по видам сообщений Единица  
измерения
январь-декабрь 2010 январь-декабрь 2011 % к соответст. периоду  прошлого года
ПАССАЖИРООБОРОТ тыс.пасс.км. 147 118 514.42 166 759 987.96 113.4
в том числе:        
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ   87 524 299.22 100 403 787.89 114.7
из  них:        
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ   79 772 420.17 89 092 732.74 111.7
между Россией и  странами  СНГ   7 751 879.05 11 311 055.15 145.9
ВНУТРЕННИЕ  ПЕРЕВОЗКИ   59 594 215.20 66 356 200.07 111.3
из  них:        
местные  перевозки   1 142 189.70 1 099 881.32 96.3
ТОННОКИЛОМЕТРЫ тыс.ткм. 17 956 016.99 19 958 531.15 111.2
в том числе:        
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ   11 699 021.22 13 015 171.99 111.3
из  них:        
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ   10 959 604.38 11 958 812.27 109.1
между Россией и  странами  СНГ   739 416.84 1 056 359.72 142.9
ВНУТРЕННИЕ  ПЕРЕВОЗКИ   6 256 995.77 6 943 359.16 111.0
из  них:        
местные  перевозки   119 193.03 124 699.47 104.6
ГРУЗООБОРОТ тыс.ткм. 4 715 350.69 4 950 132.23 105.0
в том числе:        
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ   3 821 834.29 3 978 831.08 104.1
из  них:        
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ   3 780 086.56 3 940 466.32 104.2
между Россией и  странами  СНГ   41 747.73 38 364.76 91.9
ВНУТРЕННИЕ  ПЕРЕВОЗКИ   893 516.40 971 301.15 108.7
из  них:        
местные  перевозки   16 395.96 25 710.15 156.8

      Показатель  специализации определяется долей  перевозки пассажиров в общей  деятельности компаний, работающих на рассматриваемом нами отраслевом рынке. Поскольку пространственные границы  границы мы уже определили (только рейсы, отправление и назначение которых находятся на территории РФ), для расчета показателя мы будем  рассматривать только внутренние перевозки. В данном случае мы не можем сравнивать количество перевезенных пассажиров с грузом, и поэтому сравним сопоставимые показатели перевезенных километро-тонн. Получаем для 2011г:

      Кс= 6 943 359 / (6 943 359 + 971 301) = 0,877

      Показатель  специализации достаточно высок, и  это говорит о том, что в  основном авиакомпании специализируются на пассажирских перевозках. Это связано  с тем, что большинство грузов и товаров можно хранить достаточно большое время и их можно доставлять по назначению другими, гораздо более  дешевыми путями. На авиалайнерах перевозятся  исключительно быстропортящиеся грузы, либо грузы в такие регионы, в  которые их затруднительно доставить  иными видами транспорта. С пассажирскими  перевозками всё обстоит несколько  иначе. Ввиду небольших отпусков или срочных командировок у людей  нет возможности терять время  на наземные виды транспорта, если расстояние до назначения велико, соответственно клиентура у авиакомпаний достаточно высока, о чем и говорит показатель специализации.

      Продуктивые границы – перечень продукции (услуг), которая входит в данный отраслевой рынок. Для того, чтобы определить их в рынке гражданских авиаперевозок, необходимо всего-лишь построить ряд ближайших альтернатив авиаперевозкам, и найти то место, где происходит резкий разрыв в этом ряду (согласно подходу Дж. Робинсон). Если речь бы речь шла об определенном продукте питания, то можно было построить большой ряд альтернатив, и определение продуктовых границ было бы достаточно комплексной задачей. В нашем же случае число видов транспорта строго ограничено. Ближайшие заменители:

      - железная дорога

      - автотранспорт

      Прокоментируем  каждый из них и определим, какие  потребности и в какой мере они удовлетворяют, по сравнению  с авиаперевозками. Главные преимущества авиатранспорта – высокая скорость и дальность полета, а так же возможность добираться до оборудованных  аэропортами островов и других труднодоступных  мест.

      Если  рассматривать железную дорогу, то сразу видно, что скоростью поезда уступают авиатранспорту на порядок. К  тому же железнодорожное полотно  ввиду географических особенностей ландшафта располагается не по прямой, а вынуждено петлять. К преимуществам  можно отнести в некоторых  моментах более высокий уровень  удобства (есть возможность поспать), во время поездки можно больше увидеть, а так же более низкие цены и более высокий лимит  перевозки багажа по весу (в самолетах  он ограничен 20-30кг + ручная кладь 5кг). Ещё можно добавить более низкую аварийность. Тем не менее главное  достоинство самолетов (скорость) недосягаемо. Лишь на короткие расстояния железнодорожный  транспорт имеет преимущества.

      Автотранспорт – рассмотрим как езду на личном автомобиле, так и перемещение  на рейсовых автобусах. В обоих случаях комфорт езды значительно ниже, чем у ЖД и у авиалайнеров, поскольку особенно в России качество дорог оставляет желать лучшего. Так же в рейсовых автобусах нет возможности в любой момент размять ноги или принять приличную пищу (в самолетах авиакомпании как правило сами следят за тем, чтобы пассажиры не голодали, на поездах есть всегда готовый кипятильник с горячей водой и удобный стол). К недостаткам перемещения на личном автомобиле можно отнести высокую утомляемость от управления автомобилем лично. Более того, автотранспорт выделяется наибольшей аварийностью, особенно в зимний период. Скорость перемещения на дорожном транспорте сопоставима с ЖД.

      Как вывод можно сказать, что границы  данного рынка ограничены достаточно отчетливо, ввиду отсутствия близких  заменителей. Временные границы  ограничены исследованием и составляют период 2007-2011гг. Пространственные границы  ограничены внутренними перевозками  пассажиров. Отраслевыми границами  служит высокие показатели охвата и  специализации, то есть авиаперевозки  пассажиров есть главная деятельность авиакомпаний и только они этим и  занимаются. Продуктовые границы  обусловлены полным отсутствием близких заменителей при путешествии на средние и дальние расстояния, лишь железная дорога и автотранспорт служат заменителями для людей, располагающих малым транспортным бюджетом и редко совершающих поездки. Основная же маса людей безоговорочно пользуется воздушным транспортом.

      2.3. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок и критерии эффективности государственного регулирования этого рынка

    Рынки пассажирских авиаперевозок Западной Европы и США зачастую анализируются как пример состязательного рынка, концепция которого представлена в работах Баумоля, Панзара, Уиллига и Кейвза, а вовсе не как монополия. В какой же степени характеристики состязательного рынка могут быть присвоены российскому рынку авиаперевозок? Согласно Баумолю: «состязательный рынок – это рынок, вход на который абсолютно свободный и выход абсолютно бесплатный» [3]. Это предполагает, что новичок не находится в невыгодном положении в отношении техники, качества продукта по отношению к укоренившейся фирме. Существенной чертой состязательного рынка, является то, что на таких рынках любое равновесие должно характеризоваться нулевой прибылью, и в долгосрочном периоде равновесные цены должны быть равны предельным затратам, что напоминает рынок совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции – это обязательно состязательный рынок, но не наоборот. Состязательный рынок не зависит от отраслевой структуры. Эффект масштаба и эффект разнообразия могут ограничивать число фирм, образующих небольшую группу действующих фирм и занимающихся минимизацией затрат, но фирмы не могут позволить себе поднять цены выше предельных издержек, что обещало бы новичку прибыль выше нормальной и создавало бы стимулы для входа. Такой подход подразумевает ряд условий, невыполнение которых поставило под сомнение существование состязательного рынка в исследуемой отрасли.

    Условие свободного доступа к технологиям, которыми владеют действующие фирмы, является реально выполнимым на множестве  рынков, в том числе и на рынке  пассажирских авиаперевозок. Под доступными технологиями при наличии парка  самолетов в первую очередь подразумеваются  услуги основных и гостевых аэропортов [9].

      Далее перейдем к анализу, насколько данный отраслевой рынок является монопольным. Для этого обратимся к анализу концентрации продавцов. Эмпирический анализ подтверждает тесную взаимосвязь наличия монопольной власти на рынке и уровня концентрации продавцов. В ряде случаев, например, при выработке мер антимонопольного регулирования, необходимо оценить уровень потенциальной монопольной власти до принятия решений. По этим причинам широкое распространение при оценке степени несовершенства рынка получили показатели концентрации продавцов.

      Очевидно, что чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят  друг от друга, а, следовательно, тем  важнее становится для фирм учитывать  ответную реакцию конкурентов. Уровень  концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность  сговора в отрасли. В этой связи  можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей  степени этот рынок является конкурентным. 
 

      Назовем 5 крупнейших фирм на рынке гражданских  авиаперевозок:

    - Аэрофлот  – российские авиалинни: крупнейшая  фирма, доля рынка в 2011г. составляла 22,1%, базируется в аэропортах Владивостока, Магадана, Москвы и Санкт-Петербурга;

    - ТРАНСАЭРО:  ближайший преследователь лидера, доля рынка – 13,2%, базируется в аэропорте Домодедово (Москва);

    - ЮТэйр:  доля рынка – 9,0%, базируется в аэропортах Москвы, Ханты-Мансийска

    - S7 Airlines (Сибирские авиалинии): доля рынка – 8,0%, базируется в аэропорту Толмачево (Новосибирск);

    - Россия: доля рынка: 5,5%, базируется аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. 

      Далее рассмотрим базовые условия на рынке. Предложение на рынка пассажирских авиаперевозок обуславливается  многими факторами: размер оплаты труда кадров, величина самолетного парка компании, стоимость авиационного керосина, стоимость самих самолетов, плата за бронирование билета в системе бронирования, стоимость бланка билета, оплата за обслуживание самолета в аэропортах и т.д. Все эти факторы составляют себестоимость перевозки пассажира, которая доходит до 95% и выше от стоимости билета. Например, билет из Новосибирска в Москву у компании S7 Airlines стоит 7780 руб., а прибыль организации составит лишь 190 руб. [6] Как видно, наценка на получение прибыли в авиационной деятельности относительно мала, по сравнению с, к примеру, торговой деятельностью, где наценка на товар зачастую доходит до 100%. Поэтому цены на билеты в настоящий момент времени растут соответственно росту инфляции (рост цен на керосин, рост з/п работников и т.д.). Если авиакомпания будет устанавливать цены выше, то конкуренция её поглотит.

Информация о работе Оценка эффективности государственной политики по регулированию гражданских авиакомпаний