Оценка эффективности государственной политики по регулированию гражданских авиакомпаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Рынок пассажирских авиаперевозок является уникальным, поскольку ещё не существует других доступных большинству видов транспорта, способных за считанные часы доставить пассажира в любой оборудованный аэропортом город страны. Общеизвестно, что существует несколько крупных авиакомпаний, и можно догадаться, что ввиду большой стоимости самолетов новым фирмам пробиться на рынок пассажирских авиаперевозок было бы затруднительно.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1.Теоретические основы деятельности естественных монополий и их государственного регулирования 5
1.1. Понятие естественной монополии и её особенности 5
1.2. Инструменты государственного регулирования естественных монополий. 9
2. Практический анализ рынка пассажирских авиаперевозок 21
2.1. Основные документы, регулирующие деятельность гражданских авиакомпаний 21
2.2. Границы рынка гражданских авиаперевозок 25
2.3. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок и критерии эффективности государственного регулирования этого рынка 30
2.4 Анализ изменений, происходящих на рынке пассажирских авиаперевозок 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 145.12 Кб (Скачать)

     Внедрение конкуренции на рынок  естественной монополии. Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок. В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Цена предложения фирмы за право действовать в отрасли в одиночку зависит от ее ожиданий относительно будущего потока прибыли. Чем больше ожидаемая монопольная прибыль в отрасли, тем выше будет конкуренция на стадии тендера за право покупки франчайзы и тем выше уровень цены предложения. Уплаченную сумму можно рассматривать как компенсацию за злоупотребление рыночной властью. Однако государство в состоянии увязать конкуренцию за право доступа в отрасль с обязательствами фирмы - естественной монополии поставлять продукцию по возможно более низкой цене. Преимущества франчайзинга как метода регулирования отрасли естественной монополии заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не были выполнены должным образом. Непростым вопросом служит определение срока действия франчайзы. Поскольку осуществление деятельности в отрасли влечет за собой необратимые издержки (включая издержки по получению франчайзы), более продолжительный контракт способен привлечь большее число фирм, особенно крупных. Краткосрочный контракт может снизить стимулы фирмы к инвестированию, так как фирмы будут опасаться расторжения контракта и потери всех необратимых затрат, связанных с его получением. С другой стороны, краткосрочный контракт в большей степени может учесть все возможные последствия изменения рыночных условий, что снижает риск оппортунистического поведения фирмы-франчайзера. Чем продолжительнее срок действия контракта, тем труднее специфицировать его условия, тем выше риск его невыполнения и ожидаемые издержки мониторинга выполнения соглашения.[1, c. 269-271]

     Итак, ввиду необходимости государственного регулирования естественным монополий  существует несколько способов контроллировать  монопольную фирму: установление цены на продукцию монополиста государством, ограничение доходов монополиста, и т.д. У каждого метода существуют свои достоинства и недостатки, и задачей государства является выбор правильного способа для каждого отраслевого рынка в отдельности. Как будет показано далее, на рынке пассажирских авиаперевозок основным средством предотвращения возникновения естественной монополии служит поощрение конкуренции.

2. Практический анализ  рынка пассажирских  авиаперевозок

2.1. Основные документы, регулирующие деятельность гражданских авиакомпаний

      Основным  документом, определяющим государственное  регулирование рынка гражданских  авиаперевозок является Воздушный  Кодекс РФ. Ст. 24 ВК РФ гласит: «Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 функции по государственному регулированию деятельности в области гражданской авиации осуществляет Министерство транспорта РФ». В самом деле в Министерстве транспорта есть раздел – Федеральное Агенство Воздушного Транспорта (Росавиация), где и описываются главные документы для получения лицензии, то есть основного средства влияния государства на состояние рынка гражданских авиаперевозок. [10]

      Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган (Росавиацию) заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

      - полное, сокращенное и фирменное  наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый Государственный Реестр юридических лиц. При этом под адресами мест осуществления лицензированного вида деятельности понимаются разрешенные для полетов регионы и аэропорты в соответствии с частью «С» эксплуатационных спецификаций сертификата эксплуатанта;

      - идентификационный номер налогоплательщика  и данные документа о

постановке  соискателя лицензии на учет в налоговом  органе. 

      К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

      - копии учредительных документов, заверенные нотариально;

      - выписка из Единого Государственного  Реестра юридических лиц (подлинник);

      - документ, подтверждающий уплату государственной    пошлины   за

рассмотрение  лицензирующим органом заявления  о предоставлении лицензии;

      - копия сертификата эксплуатанта, с предоставлением эксплуатационных  спецификаций, содержащих основные  сведения о разрешенных эксплуатанту  условиях эксплуатации воздушных  судов и обеспечения полетов  (части «А», «В» и «С»), заверенные  печатью авиапредприятия;

      - копия договора (полиса) страхования  гражданской ответственности за  вред, причиненный жизни и здоровью  пассажиров воздушного судна,  а также за вред, причиненный  багажу и находящимся при пассажирах  вещам на страховую сумму, предусмотренную  законодательством Российской Федерации,  международными договорами Российской  Федерации и (или) законодательством  страны, на территорию которой  осуществляется воздушная перевозка. [14]

      Таким образом, все эти документы должнеы  быть предоставлены кандидатом на получение  лицензии, чтобы её получить (сохранить).

      Помимо  ВК РФ влияния оказывают и следующие  документы:

      - ФЗ РФ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011г. В данном документе подробно описываются общие положения лицензирования, основные лицензионные требования, организация и осуществление лицензирования. Касательно воздушного транспорта указано помимо прочего, что лицензирование обязательно во всех случаях при пассажирской перевозке кроме случаев, когда перевозка производится для собственных нужд компании.

      - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)» - название документа уже отражает его суть.

      - Приказ Минтранса России от 31.01.2011 № 30 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию перевозок воздушным транспортом пассажиров» - наиболее подробный и конкретный документ, описывающий процесс лицензирования авиакомпаний, желающих заниматься перевозкой пассажиров. Отличие от Федерального Закона №99-ФЗ заключается в том, что приказ конкретизирует именно эту сферу, а не охватывает всеобщий процесс лицензирования в РФ. В том числе указываются условия потери лицензии, и образцы документов, подаваемыз в Минтранс. [14] 
 
 
 

Рисуник 2.1. Последовательность получения лицензии авиакомпанией в РФ: [14]

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Ознакомление соискателя лицензии (лицензиата) с  информацией об исполнении│

│                         государственной функции                         │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Получение  соискателем лицензии (лицензиатом) консультации по процедуре  │

│                   исполнения государственной функции                    │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    Подача соискателем лицензии (лицензиатом) в Управление заявления     │

│                        о предоставлении лицензии                        │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│   Проверка Управлением полноты и  достоверности сведений о соискателе    │

│   лицензий (лицензиате) и возможности  выполнения соискателем лицензии   │

│             (лицензиатом) лицензионных требований и условий             │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│       Принятие Росавиацией решения о  предоставлении или об отказе       │

│                        в предоставлении лицензии                        │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/ 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    Уведомление Управлением соискателя лицензии (лицензиата) о выдаче    │

│                     или об отказе в выдаче лицензии                     │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

                                     │

                                     \/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│     Выдача Росавиацией соискателю лицензии (лицензиату) документа,      │

│                    подтверждающего наличие лицензии                     │

Информация о работе Оценка эффективности государственной политики по регулированию гражданских авиакомпаний