Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:53, курсовая работа
Рынок пассажирских авиаперевозок является уникальным, поскольку ещё не существует других доступных большинству видов транспорта, способных за считанные часы доставить пассажира в любой оборудованный аэропортом город страны. Общеизвестно, что существует несколько крупных авиакомпаний, и можно догадаться, что ввиду большой стоимости самолетов новым фирмам пробиться на рынок пассажирских авиаперевозок было бы затруднительно.
Содержание 2
Введение 3
1.Теоретические основы деятельности естественных монополий и их государственного регулирования 5
1.1. Понятие естественной монополии и её особенности 5
1.2. Инструменты государственного регулирования естественных монополий. 9
2. Практический анализ рынка пассажирских авиаперевозок 21
2.1. Основные документы, регулирующие деятельность гражданских авиакомпаний 21
2.2. Границы рынка гражданских авиаперевозок 25
2.3. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок и критерии эффективности государственного регулирования этого рынка 30
2.4 Анализ изменений, происходящих на рынке пассажирских авиаперевозок 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Итак, естественная монополия – состояние рынка, когда конкуренция ввиду технческих особенностей неэффективна, и одна фирма может производить продукцию с более низкими издержками чем остальные, в результате чего и становится монополистом. У товара такой фирмы не существует близких заменителей, в результате чего регулирование рынка со стороны государства становится очень важным моментом для сохранения эффективности на рынке.
Если отрасль является естественной монополией, это дает фирме возможность установления цены, выше издержек и ограничения объема выпуска по сравнению с оптимальным для общества. Соответственно, как было сказано выше, такая отрасль требует определенных мероприятий со стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения ресурсов. Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:
• ценообразование на продукцию естественных монополий;
• ограничение доходности фирмы - естественной монополии;
•
регулирование отношений
Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для потребителей равна издержкам ее производства. Большие отклонения от этой системы ценообразования обуславливают излишние потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком высок. Но в естественных монополиях средние издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба.
Рисунок
1.1 Естественная монополия
и ее регулирование. [4,
с. 130]
А это, как иллюстрирует рис. 1.1, означает, что предельные издержки ниже средних. Установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производства продукции в объеме QI и требовало бы соответствующего изменения цены PI, которая в этом случае оказывается ниже величины средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулирующих агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа. Как уже говорилось наиболее правильный и выгодный способ ценообразования в условиях естественных монополий это установка цены на уровне предельных издержек, но при этом издержки на производство не будут восполняться, чтобы избежать это используют, так называемый двухкомпонентный тариф. Этот способ представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг (переменная плата).
В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная плата за подключение к муниципальной электрической сети, а затем - отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт - час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если бы переменная составляющая была установлена равной предельным издержкам. Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную схему, при которой несколько первых киловатт электроэнергии отпускается по высокой цене, а цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.
Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цены на уровне средних издержек. Этот подход проиллюстрирован на рис 1.1. Если ценообразование на основе двухкомпонентного тарифа исключено, работники органов регулирования могут решить установить цену равную P. В этой точке доходы лишь возмещают издержки по удовлетворению спроса потребителей на продукцию в объеме Q. Такое решение называют вторично-оптимальным.
Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе средних издержек. Первая: естественно объем производства будет меньше в точке E, и здесь будут иметь место социальные потери, но все же эта точка предпочтительнее, чем точка EII. Вторая: предельные издержки предприятий сфер коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во времени. К примеру наращивание производства электроэнергии требует гораздо меньше затрат в ночное время, когда работают только наиболее эффективные предприятия, чем в дневное время, когда для удовлетворения спроса отрасль коммунального обслуживания часто вынуждена работать на полную мощность. Цены должны отражать изменения величины предельных издержек во времени; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.[4, c. 130-132]
Цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста. Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточности деятельности естественной монополии рис. 1.2.. Это требует выбора такого уровня цены, чтобы фирма могла получать нормальную прибыль, лишь производя выпуск, равный объему спроса на ее продукцию.
Рисунок
1.2. «Социально справедливая» цена на
товар естественной монополии. [1, c.
261]
Естественные монополии отличаются тем, что их средние затраты выше предельных, так что ценообразование по придельным затратам приводит их к убыточности. Это порождает ряд проблем. Тем не менее, многие проблемы, указанные нами в связи с ценообразованием по предельным издержкам, сохраняют свою силу и для «социально справедливой» цены. Это относится к асимметрии информации об уровне издержек, создающей стимул к завышению отчетного уровня затрат естественной монополии. Кроме того, практически оценка уровня нормальной доходности для естественной монополии чрезвычайно затруднена. Довольно сложно определить уровень риска, соответствующий положению естественной монополии, и следовательно, величину премии за риск. Дополнительные проблемы связаны с тем, что уровень хозяйственного риска естественной монополии преимущественно зависит от осуществляемой государством политики.
Поскольку условия спроса и издержек подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена также требует постоянной корректировки. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства с тем, чтобы выиграть на разнице между уровнем цены и уровнем реальных издержек. Выбирая периодичность пересмотра регулируемых цен, государственные органы сталкиваются с дилеммой: эффективность размещения ресурсов или эффективность производства (чем короче интервалы между пересмотрами цен, тем в большей степени ценовые рычаги способствуют эффективному размещению ресурсов, но тем ниже стимулы к эффективным управленческим решениям и производству). [1, c. 261]
Цена
Рамсея для многопродуктового
(
где R- коэффициент Рамсея (Ramsey number) со значением в интервале от 0 до 1, а ei – эластичность спроса в i – м сегменте рынка. Когда R = 1, тогда выбор каждого данного сегмента рынка будет совпадать с решением, которое было бы добровольно принято монополистами, проводящими ценовую дискриминацию. Когда R = 0, числитель отношения цены к издержкам должен быть равен нулю, а это значит, что цена равна предельным издержкам. Таким образом, формула Рамсея, приближая ситуацию к решению, которое монополист, стремящийся извлечь максимальную прибыль, принял бы естественным путем, - ограничивает объем получаемого монополистом дохода. [17, c. 491-492]
Цель государства - максимизировать выигрыш, выбирая соответствующий объем выпуска, при ограничении безубыточности монополиста (сбалансированного бюджета).
Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Модель ценообразования по издержкам пиковой нагрузки разработана для таких регулируемых государством отраслей, где нагрузка вслед за объемом спроса меняется в течение сезона, недели или дня. Схема ценообразования, помимо общей цели достижения максимума общественного благосостояния, должна заинтересовать компании в создании производственных мощностей, достаточных для удовлетворения «пикового» объема спроса. [1, c. 263] Например, населению и предприятиям требуется значительно больше электроэнергии в дневное и вечернее время, чем ночью. Потребность людей в услугах связи зависит от дня недели и времени суток. Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, что в конце рабочего дня не возможно дозвонится в некоторые районы города из-за пикообразно подскочившего спроса на услуги городской телефонной связи.
Вследствие того, что продукцию невозможно запасать, а спрос на нее колеблется во времени, производственные мощности естественной монополии загружаются не равномерно.
Рисунок
1.3. Изменение издержек регулируемого
монополиста в зависимости от выбора мощности.[1,
c. 264]
Предположим, объектом выбора фирмы является уровень производственной мощности К. Если предположить, что расширение мощности от К1 до К2 происходит в период перехода от непиковой к пиковой нагрузке, то связанное с ним увеличение издержек будет в точности отражать долгосрочные предельные издержки. Долгосрочные предельные (и средние, по условию постоянной отдачи от масштаба) издержки будут включать средние переменные издержки (AVC) и средние постоянные издержки краткосрочного периода. Предположим, что фирма достигает пиковой нагрузки в период времени Н. Государство устанавливает цены таким образом: для всех периодов, кроме Н (периода пиковой нагрузки) на уровне Р= AVC; для периода Н на уровне Рн = LRAC.
Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки служит модификацией ценообразования по предельным издержкам. Принцип ценообразования по предельным издержкам выполняется. Выполняется и условие безубыточности: когда мощность равна объему пикового спроса, бюджет фирмы сбалансирован, и фирма получает нулевую экономическую прибыль. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки предполагает использование ценовой дискриминации по отношению к потребителям. [1, c. 263-265]
Возьмем для примера электроэнергетику. Тарифы на электроэнергию должны быть выше зимой, чем летом (потому что на зиму приходится наивысшее потребление электроэнергии), и выше в дневное и вечернее время, чем ночью. Так обстоит дело во многих странах мира. У нас же зимой они ниже, чем летом, и не различаются по времени суток.
Ясно,
что такое ценообразование
Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня. Легко заметить, однако, что эти меры не в состоянии создать стимулов для повышения качества. Регулирование доходности естественной монополии. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. В этом состоит так называемый эффект Аверча-Джонсона. Регулирование нормы доходности приводит к росту общественного благосостояния благодаря росту объема продаж и снижению цены на товар естественной монополии. Помимо повышения общественного благосостояния, регулирование доходности естественной монополии приводит к изменению пропорций использования ресурсов: фирма делает выбор в пользу более капиталоемкого метода производства. Действие эффекта Аверча-Джонсона тем сильнее, чем выше эластичность замещения труда капиталом для данной производственной функции и чем ниже ценовая эластичность спроса на товар фирмы. Высокая эластичность замещения облегчает изменение технологии производства, низкая ценовая эластичность спроса дает возможность перекладывать растущие издержки на единицу продукции на покупателей товара. [1, c. 267-268]