Объем производства и реализации продукции

Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

я.docx

— 92.00 Кб (Скачать)

     1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов:

а) Для определения резервов роста объема производства за счет создания дополнительных рабочих мест необходимо резерв роста количества рабочих мест умножить на годовую фактическую выработку, в расчете на одного человека. Расчет производим по формуле (13):

 

     На  предприятии работает 145 человек, предполагается увеличить численность до 160 человек. Среднегодовая выручка на человека определяется отношением объема выпуска  продукции к среднесписочному количеству работников 154,48 тыс.руб./чел (65900/145) .  

Таблица 10- Резерв роста объема производства за счет создания                     дополнительных рабочих мест

Резерв  роста количества рабочих мест, ч. Среднегодовая фактическая выработка, тыс. руб. Резерв роста объема производства, тыс. руб.
15 154,48 2317,2
 

     Из  представленных данных в таблице можно сделать вывод, что при увеличении количества рабочих мест до 160 человек, при фактической среднегодовой выработке на одного человека 154,48, происходит увеличение объема производства продукции на 2317,2тыс. руб.

б) Произведем расчет резервов роста объема производства за счет более эффективного использования рабочего времени следующим образом: резерв роста фонда рабочего времени умножим на часовую фактическую выработку. Применяем формулу (14):

 

     Количество рабочих дней в году 247. Продолжительность рабочего дня 8 час. Часовой фонд рабочего времени определяется умножением численности работников на количество рабочих часов в году и составляет 286520. Часовая выработка на одного человека определяется отношением объема выпуска продукции к фонду рабочего времени и составляет 23.

Таблица 11 – Резерв роста объема производства за счет сокращения потерь

                     рабочего времени

Резерв  роста фонда рабочего времени, ч/час. Часовую  фактическая  выработка р.чел/ч. Резерв увеличения объема производства, руб.
495 23 11385
 

     Из  представленных данных можно сделать  вывод, что при сокращении потерь рабочего времени на 495 ч/час. и при фактической часовой выработке, объем производства вырастет на 11385 руб.

в) Для определения резервов роста объема производства за счет повышения уровня производительности труда необходимо резерв роста часовой выработки умножить на возможный фонд рабочего времени, по формуле (15):

 

Таблица 12 – Резерв роста объема производства за счет повышения уровня 

                        производительности труда

Резерв  роста часовой выработки р. чел/ч Возможный фонд рабочего времени, дн Резерв увеличения объема производства, тыс. руб.
5,3 287015 1521,1795
 

     Из представленных расчетов можно сделать вывод, что при увеличении часовой выработки на 5,3 р.чел/ч и при возможном фонде рабочего времени равном 287015 чел.час., объем производства вырастает на 1521,1795тыс.руб.

     2. за счет улучшения использования основных фондов:

а) Величину резервов роста объема выпуска продукции за счет приобретения дополнительных машин и оборудования можно рассчитать следующим образом: резерв роста количества оборудования умножим на фактическую годовую выработку. Формула (16):

 

     Количество  оборудования на предприятии составляет 40 единиц. Следовательно, среднегодовая выработка составляет 212 тыс. руб. на единицу оборудования. Предполагается увеличить количество оборудования с 40 до 43 единиц.

Таблица 13 – Резерв роста объема производства за счет увеличения количества оборудования

Резерв  роста количества оборудования, шт Среднегодовая выработка, тыс. руб./ед. Резерв увеличения объема производства, тыс. руб.
3 212 636
 

     По  расчетам из таблицы видно, что при увеличении количества оборудования до 43 единиц, объем выпуска продукции увеличивается на 636 тыс. руб.

б) Для определения резервов роста объема производства за счет увеличения времени работы оборудования, необходимо резерв роста рабочего времени оборудования умножить на среднечасовую фактическую выработку, по формуле (17):

 

Эффективное время работы оборудования равно  105689. Простои оборудования 4200 маш.час. Часовая выработка составила 3,5 тыс. руб.

Таблица 14 – Резерв роста объема производства за счет увеличения времени  

                        работы оборудования

Резерв  роста времени работы оборудования, маш.час Среднечасовая выработка, тыс.руб/маш.час Резерв увеличения объема производства, тыс. руб.
4200 3,5 14,700
 

     Исходя  из представленных в таблице данных можно сделать вывод, что при увеличении времени оборудования на 4200 маш. час., при фактической среднечасовой выработке на единицу оборудования 3,5 тыс. руб, произойдет увеличение объема производства продукции на 14,700 тыс. руб.

в) Для определения резервов роста объема производства за счет увеличения часовой производительности единицы оборудования, необходимо резерв роста среднечасовой выработки умножить на эффективное время по всей группе оборудования, формула (18):

 

Предполагается увеличить выработку до 4 тыс.руб/маш.час.

Таблица 15 – Резерв роста объема производства за счет увеличения времени  

                        работы оборудования

Резерв  роста среднечасовой производительности единицы оборудования, тыс.руб/маш.час Эффективное время  для всей группы оборудования, маш/час. Резерв увеличения объема производства, тыс. руб.
0,5 4438938 2219,5
 

     По  данным таблицы можно сделать  вывод, что при увеличении среднечасовой выработки оборудования 4 тыс.руб./маш.час., объем выпуска продукции увеличится на 2219,5 тыс.руб.

     Исходя  из подсчитанных резервов можно сделать  вывод по предприятию в целом. Данные результаты подсчетов резервов по продукции представим в таблице 16.

Таблица 16 – Итог резервов увеличения объема выпуска продукции

Источники резервов Соответствующее увеличение объема выпуска продукции, тыс.руб.
Увеличение  численности работников 2317,2
Увеличение  фонда рабочего времени 11,385
Увеличение  среднечасовой выработки 1521,1795
Увеличение  численности оборудования 636
Увеличение  времени работы оборудования 14,700
Увеличение  выпуска продукции за 1 машино-час 2219,5
Итого: 6719,96
 

     Исходя  из данных таблицы 16, можно сделать вывод, что в результате использования приведенных источников резерва организация в отчетном периоде может увеличить объем производства на 6719,96 тыс. руб.

     При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки  готовой продукции на складах  предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос  на тот или другой вид продукции  и реальную возможность ее реализации.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдается  объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения  рынка и усиления конкуренции  не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

     Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное  обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры  рынка является одним из важнейших  индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличению суммы за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

     Также важным является ритмичность работы предприятия. Ритмичность – это  равномерный выпуск и отгрузка продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных  планом. Ритмичная работа является условием своевременного выпуска и  реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2006. – 408с.
  2. Ионова А.Ф. Финансовый анализ / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2006. – 624с.
  3. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. – М.: Кнорус, 2007. – 224с.
  4. Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. – М.: КОРУС, 2010. – 320с.
  5. Савицкая Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2005. – 651с.
  6. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: Юнити, 2007. – 583с.
  7. http://www.codinfo.ru/descr/okp.html
  8. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_4162_DocumIsPrint__Page_2.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А – «Выписка из бизнес-плана» 

Продукт План. цена , т ,

тыс. руб.

План.

выручка

А 1 2 3 4
  1. Кастрюля
477,5 14 6685 6685
  1. Сковородка
380 12 4576 4576
  1. Чайник
210 14,8 3105 3105
  1. Столовый набор
550 7,2 3985 3985
  1. Сервиз
980 3,1 3070 3070
  1. Набор тарелок
871 4,5 3879 3879
Итого: - 63 25300 25300

Информация о работе Объем производства и реализации продукции