Объем производства и реализации продукции

Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

я.docx

— 92.00 Кб (Скачать)
 

     На  основании расчета видно, что первые три года происходит спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства возрос на 3,2%, а объем реализации – на 2,7%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции. Это говорит о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

     Рассчитаем  среднегодовой темп роста производства и среднегодовой темп роста реализации продукции по формулам (2) и (3):

или 100,6% =>  

  или 100.9 =>

     Среднегодовой темп прироста выпуска продукции  составляет 0,6%, а реализации продукции  – 0,9%.

     Анализ  выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе горизонтального  сравнительного анализа. Рассчитывается отклонение фактического выпуска и  реализации продукции от планового.

Таблица 3 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции  

                     предприятием за 2009 г.

Изделия VТП в сопоставимых ценах,

тыс. руб.

± ∆ абс.,

тыс. руб.

Темп  прироста, %
План. Факт.
  1. Кастрюля
6685 6871 186 2,71
  1. Сковородка
4576 4594 18 0,39
  1. Чайник
3105 2987 -118 -3,95
  1. Столовый набор
3985 4028 43 1,07
  1. Сервиз
3070 2893 -177 -6,12
  1. Набор тарелок
3879 4189 310 7,99
Итого: 25300 25562 262 1,04
 

     По  данным таблицы 3 можно сделать вывод  о том, что по продукции «Чайник» и «Сервиз» производство снизилось на 3,95% и на 6,12 % соответственно. Производство остальных видов продукции увеличилось и самый большой рост наблюдается по продукции «Набор тарелок», который составляет 7,99 %. В целом по производству на предприятии план перевыполнен на 1,04 %.

2.2 Анализ  ассортимента и структуры продукции  

 

     Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент  и структура производства продукции.

     При формировании ассортимента и структуры  продукции предприятие должно учитывать  спрос на данные виды продукции и  наиболее эффективное использование  всех ресурсов, имеющихся на предприятии.      

     Оценка  плана по ассортименту продукции  производится в сопоставимых ценах  с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

Таблица 4 - Выполнение плана по ассортименту

Изделие VТП в план. ценах,

тыс. руб.

Выполнение

плана по факту, %

VТП, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. Выполнение  плана по ассортименту, %
план факт  
1 6685 6871 102,78 6685 100
2 4576 4594 100,39 4576 100
3 3105 2987 96,19 2987 96,2
4 3985 4028 101,08 3985 100
5 3070 2893 94,23 2893 94,23
6 3879 4189 107,99 3879 100
Итого 25300 25562 101,04 25005 98,8
 

   Из  таблицы 4 видно, что план по ассортименту продукции № 3 и №5 недовыполнен на 3,8% и 5,77% соответственно. По остальным видам продукции план выполнен. В целом по предприятию план по ассортименту недовыполнен на 1,2 %. На это могло повлиять изменение спроса на отдельные виды продукции, плохое техническое оборудование, недостатки в системе управления и др. Нужно искать резервы выполнения плана по ассортименту и корректировки производственной программы. Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

   Расчет  структуры производства проводим способом цепной подстановки, рассчитываем следующие  показатели: товарная продукция в  ценах плана и изменение товарной продукции за счет структуры.

Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции

Изделие Оптовая цена за 1 шт.,

руб.

VТП,

 т.

VТП в ценах плана, тыс. руб. ∆ VТП за счет структуры, тыс. руб.
план факт план Фактически  при плановой структуре факт
А 1 2 3 4=2х1 5 6=3х1 7=6-5
1 477,5 14 14,4 6685 6689 6871 182
2 380 12 12,1 4576 4556 4594 38
3 210 14,8 14,2 3105 3114 2987 -127
4 550 7,2 7,3 3985 3956 4028 72
5 980 3,1 2,9 3070 3030 2893 -137
6 871 4,5 4,8 3879 3902 4189 287
Итого - 63 63,1 25300 25247 25562 315
 

   Данные  показателя графы «Факт пересчитанный на план. структуру» получены умножением показателя предыдущей графы (по плану) по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах. Рассчитываем коэффициент выполнения плана по формуле (5)

Квп = =100,2

   Объем производства продукции по факту  перевыполнен на 0,2 % по сравнению с  запланированным объемом производства.

   Рассчитываем  структуру по плану. Используем вертикальный сравнительный анализ: 
 
 
 
 
 

   Рассчитываем  структуру по факту: 
 
 
 
 
 

   Рассчитываем  удельный вес: 
 
 
 
 
 

   Исходя  из расчетов можно сделать вывод, что удельный вес выпуска продукции №3 снизился на 1 %, удельный вес выпуска продукции №5 снизился на 0,3%, удельный вес выпуска продукции №1, №2, №4 и №6 выросли на 0,6%, 0,2%, 0,1% и 0,5% соответственно.

   Рассчитаем фактически объем выпуска при плановой структуре  
 
 
 
 
 

   Вывод: изменение структуры выпуска товарной продукции №3 и №5 отрицательно повлияло на выпуск товарной продукции по предприятию, он снизился на 264 тыс.руб. В целом изменение структуры выпуска продукции повлияло положительно, общий объем производства вырос на 315 тыс.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске. 

2.3 Анализ  качества произведенной продукции

     Важным  показателем деятельности производственных предприятий является качество продукции. Её повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Качество  продукции – понятие, которое  характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

     По  продукции, качество которой характеризуется  сортом рассчитывается объем производства продукции по плану и факту, удельный вес продукции по каждому сорту и стоимость выпуска продукции по высшего сорта.

Таблица 6 - Анализ качества продукции

Сорт Цена  за 1 шт., руб. Выпуск  продукции, шт. Выпуск  продукции, тыс.руб. Удельный  вес, % Стоимость выпуска по цене 1 сорта, тыс.руб.
план факт план факт план факт план факт
А 1 2 3 4=2х1 5=3х1 6 7 8 9
I 100 5000 4800 500 480 56,2 52,5 500 480
II 70 3000 3500 210 245 34,3 26,8 300 350
III 90 2000 2100 180 189 20,2 20,7 200 210
Итого - 10000 10400 890 914 100 100 1000 1040
 

     По  итогам таблицы 6 можно видеть, что  удельный вес продукции I сорта снизился на 3,7 % (52,5 % - 56,2 %) , удельный вес продукции II сорта снизился на 7,5 % (26,8 % - 34,3 %), удельный вес продукции III сорта повысился на 0,5 % (20,7 % - 20,2 %).

Информация о работе Объем производства и реализации продукции