Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
На основании расчета видно, что первые три года происходит спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства возрос на 3,2%, а объем реализации – на 2,7%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции. Это говорит о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Рассчитаем среднегодовой темп роста производства и среднегодовой темп роста реализации продукции по формулам (2) и (3):
или 100,6% =>
или 100.9 =>
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,6%, а реализации продукции – 0,9%.
Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе горизонтального сравнительного анализа. Рассчитывается отклонение фактического выпуска и реализации продукции от планового.
Таблица 3 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
предприятием за 2009 г.
Изделия | VТП
в сопоставимых ценах,
тыс. руб. |
± ∆ абс.,
тыс. руб. |
Темп прироста, % | |
План. | Факт. | |||
|
6685 | 6871 | 186 | 2,71 |
|
4576 | 4594 | 18 | 0,39 |
|
3105 | 2987 | -118 | -3,95 |
|
3985 | 4028 | 43 | 1,07 |
|
3070 | 2893 | -177 | -6,12 |
|
3879 | 4189 | 310 | 7,99 |
Итого: | 25300 | 25562 | 262 | 1,04 |
По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по продукции «Чайник» и «Сервиз» производство снизилось на 3,95% и на 6,12 % соответственно. Производство остальных видов продукции увеличилось и самый большой рост наблюдается по продукции «Набор тарелок», который составляет 7,99 %. В целом по производству на предприятии план перевыполнен на 1,04 %.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства продукции.
При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование всех ресурсов, имеющихся на предприятии.
Оценка плана по ассортименту продукции производится в сопоставимых ценах с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.
Таблица 4 - Выполнение плана по ассортименту
Изделие | VТП
в план. ценах,
тыс. руб. |
Выполнение
плана по факту, % |
VТП, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | Выполнение плана по ассортименту, % | |
план | факт | ||||
1 | 6685 | 6871 | 102,78 | 6685 | 100 |
2 | 4576 | 4594 | 100,39 | 4576 | 100 |
3 | 3105 | 2987 | 96,19 | 2987 | 96,2 |
4 | 3985 | 4028 | 101,08 | 3985 | 100 |
5 | 3070 | 2893 | 94,23 | 2893 | 94,23 |
6 | 3879 | 4189 | 107,99 | 3879 | 100 |
Итого | 25300 | 25562 | 101,04 | 25005 | 98,8 |
Из таблицы 4 видно, что план по ассортименту продукции № 3 и №5 недовыполнен на 3,8% и 5,77% соответственно. По остальным видам продукции план выполнен. В целом по предприятию план по ассортименту недовыполнен на 1,2 %. На это могло повлиять изменение спроса на отдельные виды продукции, плохое техническое оборудование, недостатки в системе управления и др. Нужно искать резервы выполнения плана по ассортименту и корректировки производственной программы. Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Расчет
структуры производства проводим способом
цепной подстановки, рассчитываем следующие
показатели: товарная продукция в
ценах плана и изменение
Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции
Изделие | Оптовая
цена за 1 шт.,
руб. |
VТП,
т. |
VТП в ценах плана, тыс. руб. | ∆ VТП за счет структуры, тыс. руб. | |||
план | факт | план | Фактически при плановой структуре | факт | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4=2х1 | 5 | 6=3х1 | 7=6-5 |
1 | 477,5 | 14 | 14,4 | 6685 | 6689 | 6871 | 182 |
2 | 380 | 12 | 12,1 | 4576 | 4556 | 4594 | 38 |
3 | 210 | 14,8 | 14,2 | 3105 | 3114 | 2987 | -127 |
4 | 550 | 7,2 | 7,3 | 3985 | 3956 | 4028 | 72 |
5 | 980 | 3,1 | 2,9 | 3070 | 3030 | 2893 | -137 |
6 | 871 | 4,5 | 4,8 | 3879 | 3902 | 4189 | 287 |
Итого | - | 63 | 63,1 | 25300 | 25247 | 25562 | 315 |
Данные показателя графы «Факт пересчитанный на план. структуру» получены умножением показателя предыдущей графы (по плану) по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах. Рассчитываем коэффициент выполнения плана по формуле (5)
Квп = =100,2
Объем
производства продукции по факту
перевыполнен на 0,2 % по сравнению с
запланированным объемом
Рассчитываем
структуру по плану. Используем вертикальный
сравнительный анализ:
Рассчитываем
структуру по факту:
Рассчитываем
удельный вес:
Исходя из расчетов можно сделать вывод, что удельный вес выпуска продукции №3 снизился на 1 %, удельный вес выпуска продукции №5 снизился на 0,3%, удельный вес выпуска продукции №1, №2, №4 и №6 выросли на 0,6%, 0,2%, 0,1% и 0,5% соответственно.
Рассчитаем
фактически объем выпуска при плановой
структуре
Вывод:
изменение структуры выпуска товарной
продукции №3 и №5 отрицательно повлияло
на выпуск товарной продукции по предприятию,
он снизился на 264 тыс.руб. В целом изменение
структуры выпуска продукции повлияло
положительно, общий объем производства
вырос на 315 тыс.руб. Это значит, что увеличилась
доля более дорогой продукции в общем
ее выпуске.
2.3 Анализ
качества произведенной
Важным показателем деятельности производственных предприятий является качество продукции. Её повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
По продукции, качество которой характеризуется сортом рассчитывается объем производства продукции по плану и факту, удельный вес продукции по каждому сорту и стоимость выпуска продукции по высшего сорта.
Таблица 6 - Анализ качества продукции
Сорт | Цена за 1 шт., руб. | Выпуск продукции, шт. | Выпуск продукции, тыс.руб. | Удельный вес, % | Стоимость выпуска по цене 1 сорта, тыс.руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4=2х1 | 5=3х1 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | 100 | 5000 | 4800 | 500 | 480 | 56,2 | 52,5 | 500 | 480 |
II | 70 | 3000 | 3500 | 210 | 245 | 34,3 | 26,8 | 300 | 350 |
III | 90 | 2000 | 2100 | 180 | 189 | 20,2 | 20,7 | 200 | 210 |
Итого | - | 10000 | 10400 | 890 | 914 | 100 | 100 | 1000 | 1040 |
По итогам таблицы 6 можно видеть, что удельный вес продукции I сорта снизился на 3,7 % (52,5 % - 56,2 %) , удельный вес продукции II сорта снизился на 7,5 % (26,8 % - 34,3 %), удельный вес продукции III сорта повысился на 0,5 % (20,7 % - 20,2 %).
Информация о работе Объем производства и реализации продукции