Объем производства и реализации продукции

Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

я.docx

— 92.00 Кб (Скачать)

     Рассчитаем  средний коэффициент сортности по формулам (7) и (8): 
 

Выполнение плана  по качеству =

    План  по качеству произведенной продукции  на предприятии фактически выполнен на 100 %, это означает, что на предприятии  хорошее исходное качество сырья, высокий  уровень технологии и организации  производства, высокий уровень квалификации рабочих, качественное оборудование и  т.д.

2.4 Анализ ритмичности  работы предприятия

 

     При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели. Прямые показатели – коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности.

     Косвенные показатели ритмичности – наличие  доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

    Таблица 7 - Ритмичность выпуска продукции по декадам

Кварталы Выпуск  продукции,

тыс.руб.

Коэффициент выполнения плана Выпуск  продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности, тыс.руб. Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
План факт  
I 15000 17500 1,17 15000 23,3 %
II 18000 16300 0,91 16300 25,3 %
III 15500 13200 0,85 13200 20,5 %
IV 16000 18900 1,18 16000 24,8 %
Итого 64500 65900 1,02 60500 93,9 %
 

     Чтобы рассчитать ритмичность выпуска продукции по кварталам, необходимо вычислить прямой показатель – коэффициент ритмичности (К ритм) по формуле (10):  

     По  данным таблицы и проведенным  расчетам можно сделать вывод, что  коэффициент ритмичности снизился на 6,2%. Это говорит о нарушении равномерного выпуска продукции.

     Коэффициент вариации (Кв) определяется по формуле (11) - как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции: 
 
 

     Коэффициент вариации составляет 0,148. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 14,8 %, это немного, но все же его необходимо уменьшать.

     Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитывается как  сумма положительных и отрицательных  отклонений в выпуске продукции  от плана за каждый день (неделю, квартал, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. На предприятии ООО «Кастрюлька» он равен:

     Карит = 0,16+0,091+0,085+0,02=0,36 

2.5 Факторный  анализ реализации продукции

     Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством  и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства. 
 
 
 
 

     Таблица 8 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатели VТП, тыс. руб. Абсолютное  отклонение факта от плана Изменение реализации продукции за счет изменения  факторов
План Факт
    1
2 3 4 = 3 – 2 5
  1. Остаток готовой продукции на начало года
850 700 -150 -150
  1. Выпуск товарной продукции
64500 65900 1400 +1400
  1. Остаток готовой продукции на конец года
1000 1300 100 +300
  1. Остаток товаров, отгруженных покупателям. На начало года.
3500 4000 500 -500
  1. Остаток товаров, отгруженных покупателям. На конец года.
4200 5000 2800 -800
  1. Реализация продукции
58650 58900 250 250
 

     Из  таблицы 8 видно, что план реализации продукции перевыполнен на 250 тыс.руб. за счет увеличения ее выпуска и  сверхплановых остатков товаров, отгруженных  покупателям на начало года. Отрицательное  влияние на объем продаж оказали  следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах  предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам  для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

     Анализ  выполнения договорных обязательств за год осуществляется на основе расчета, в котором отражаются план поставки и недопоставки продукции за каждый месяц, нарастающим итогом с начала года, а также процент выполнения плана – формула (10).

Таблица 9 – Анализ выполнения договорных обязательств за 2009 год,  

                тыс. руб.

Период План  поставки продукции Недопоставки  продукции Выполнение, %
За  месяц С начала года За месяц С начала года За месяц С начала года
Январь 7500 7500 -300 -300 96,0 96,0
Февраль 7800 15300 -100 -400 98,7 97,4
Март 8000 23300 -400 -800 95,0 97,0
Апрель 8200 31500 -500 -1300 93,9 95,6
Май 8500 40000 -100 -1400 98,9 96,5
Июнь 8700 48700 -600 -2000 93,1 95,9
Июль 8900 57600 -800 -2800 91,0 95,1
Август 9000 66600 -500 -3300 94,4 95,0
Сентябрь 9100 75700 -400 -3700 95,6 95,1
Октябрь 9200 84900 -300 -4000 96,7 95,3
Ноябрь 9400 94300 -200 -4200 97,8 95,5
Декабрь 9500 103800 -600 -4800 93,6 95,4
 

     Расчет  анализа выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции показал, что  в целом за год недопоставлено продукции на сумму 4800 тыс. руб., или на 4,6 %.Недовыполнение плана для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Также предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

 

3 ВЫВОДЫ  И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      На  основе проведенного анализа объема и реализации продукции ООО «Кастрюлька» можно сделать следующие выводы:

      По  положительным результатам:

  1. За пять последних лет объем производства вырос на 3,2 %, а объем реализации – на 2,7 %. Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,6%, а реализации продукции – 0,9%.
  2. Изменение структуры выпуска продукции повлияло положительно, общий объем производства вырос на 315 тыс.руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
  3. План по качеству произведенной продукции на предприятии  фактически выполнен на 100 %, это означает, что на предприятии хорошее исходное качество сырья, высокий уровень технологии и организации производства, высокий уровень квалификации рабочих, качественное оборудование и т.д.
  4. План реализации продукции перевыполнен на 250 тыс.руб. за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.
  5. Выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2009 г. по производству на предприятии план перевыполнен на 1,04 %. Это положительная тенденция.

      По  отрицательным результатам:

  1. За 2006 год недопоставлено продукции на сумму 4800 тыс.руб., или на 4,6 %. Недовыполнение плана для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Также предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Чтобы этого не допустить предприятие должно пересмотреть план отгрузки товаров. Оно может заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд, что гарантирует предприятию стабильный сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Производить продукцию на экспорт.
  2. План по ассортименту продукции в целом по предприятию недовыполнен на 1,2 %. На это могло повлиять изменение спроса на отдельные виды продукции, плохое техническое оборудование, недостатки в системе управления и др. Нужно искать резервы выполнения плана по ассортименту и корректировки производственной программы. Определять потребности потребителей в том или ином товаре; оценивать конкурентоспособность выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучать жизненный цикл товаров; внедрять новые, более совершенные виды продукции.
  3. Коэффициент ритмичности составляет 93,9 %. Фактический выпуск продукции за 1 и 4 квартал превышает план на 5400 тыс.руб., а фактический выпуск продукции за 2 и 3 квартал ниже плана на 4000 тыс.руб., это ухудшает все экономические показатели. Это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Коэффициент вариации равен 0,148, выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика на 14,8 %. Для более эффективной производственной деятельности  коэффициент вариации должен снижаться, а коэффициент ритмичности – повышаться. Коэффициент аритмичности равен 36 %. Чтобы повысить коэффициент ритмичности и снизить коэффициент вариации необходимо улучшить использование трудовых ресурсов, создать дополнительные места, повысить уровень производительности труда, приобрести дополнительное оборудование и т.д.

4 РЕЗЕРВЫ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Слово "резерв" происходит или от французского "reserve", что в переводе на русский  язык означает "запас", или от латинского "reservere" — "сберегать", "сохранять". В связи с этим в практике АХД  термин "резервы" употребляется  в двояком значении. Во-первых, резервами  считаются запасы ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т.д.), которые  необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них. Во-вторых, резервами считаются возможности  повышения эффективности производства. Отсюда следует, что резервы как  запасы и как возможности повышения  эффективности производства — это совсем разные понятия и отсутствие четкого разграничения между ними часто ведет к терминологической путанице.

     Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.

     Основными источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции и  т.д.

     Для определения резервов увеличения суммы  прибыли за счет снижения себестоимости  продукции необходимо предварительно выявленный резерв снижения себестоимости  каждого вида продукции умножить на возможный объем ее продаж с  учетом его роста.

     Под резервами снижения себестоимости  продукции понимают конкретные неиспользованные возможности ее экономии. Учет и  реализация выявленных резервов позволяют  снижать себестоимость по всем направлениям.

     Основным  источником резерва роста объема производства является рост эффективности  использования ресурсов. Резервы роста производства и реализации продукции состоят из трех групп:

1. за  счет улучшения использования  трудовых ресурсов (создание дополнительных  рабочих мест; более эффективное использование рабочего времени; повышение уровня производительности труда);

2. за  счет улучшения использования  основных фондов (приобретения дополнительного оборудования; увеличение времени работы оборудования; увеличение часовой производительности оборудования);

3. За  счет более эффективного использования  материальных ресурсов (дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции; сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются; планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции).

Информация о работе Объем производства и реализации продукции