Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Рассчитаем
средний коэффициент сортности по формулам
(7) и (8):
Выполнение плана по качеству =
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности.
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Таблица 7 - Ритмичность выпуска продукции по декадам
Кварталы | Выпуск
продукции,
тыс.руб. |
Коэффициент выполнения плана | Выпуск продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности, тыс.руб. | Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | |||
План | факт | ||||||
I | 15000 | 17500 | 1,17 | 15000 | 23,3 % | ||
II | 18000 | 16300 | 0,91 | 16300 | 25,3 % | ||
III | 15500 | 13200 | 0,85 | 13200 | 20,5 % | ||
IV | 16000 | 18900 | 1,18 | 16000 | 24,8 % | ||
Итого | 64500 | 65900 | 1,02 | 60500 | 93,9 % |
Чтобы
рассчитать ритмичность выпуска продукции
по кварталам, необходимо вычислить прямой
показатель – коэффициент ритмичности
(К ритм) по формуле (10):
По данным таблицы и проведенным расчетам можно сделать вывод, что коэффициент ритмичности снизился на 6,2%. Это говорит о нарушении равномерного выпуска продукции.
Коэффициент
вариации (Кв) определяется по формуле
(11) - как отношение среднеквадратического
отклонения от планового задания за сутки
(декаду, месяц, квартал) к среднесуточному
(среднемесячному, среднеквартальному)
плановому выпуску продукции:
Коэффициент вариации составляет 0,148. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 14,8 %, это немного, но все же его необходимо уменьшать.
Далее
нужно уделить внимание коэффициенту
аритмичности. Он рассчитывается как
сумма положительных и
Карит
= 0,16+0,091+0,085+0,02=0,36
2.5 Факторный анализ реализации продукции
Объем
реализации продукции определяется или
по отгрузке продукции покупателям, или
по оплате (выручке). Может выражаться
в сопоставимых, плановых и действующих
ценах. В условиях рыночной экономики
этот показатель приобретает первостепенное
значение. Реализация продукции является
связующим звеном между производством
и потребителем. От того, как продается
продукция, какой спрос на нее на рынке,
зависит и объем производства.
Таблица 8 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатели | VТП, тыс. руб. | Абсолютное отклонение факта от плана | Изменение реализации продукции за счет изменения факторов | |
План | Факт | |||
|
2 | 3 | 4 = 3 – 2 | 5 |
|
850 | 700 | -150 | -150 |
|
64500 | 65900 | 1400 | +1400 |
|
1000 | 1300 | 100 | +300 |
|
3500 | 4000 | 500 | -500 |
|
4200 | 5000 | 2800 | -800 |
|
58650 | 58900 | 250 | 250 |
Из таблицы 8 видно, что план реализации продукции перевыполнен на 250 тыс.руб. за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
Анализ выполнения договорных обязательств за год осуществляется на основе расчета, в котором отражаются план поставки и недопоставки продукции за каждый месяц, нарастающим итогом с начала года, а также процент выполнения плана – формула (10).
Таблица 9 – Анализ выполнения договорных обязательств за 2009 год,
тыс. руб.
Период | План поставки продукции | Недопоставки продукции | Выполнение, % | |||
За месяц | С начала года | За месяц | С начала года | За месяц | С начала года | |
Январь | 7500 | 7500 | -300 | -300 | 96,0 | 96,0 |
Февраль | 7800 | 15300 | -100 | -400 | 98,7 | 97,4 |
Март | 8000 | 23300 | -400 | -800 | 95,0 | 97,0 |
Апрель | 8200 | 31500 | -500 | -1300 | 93,9 | 95,6 |
Май | 8500 | 40000 | -100 | -1400 | 98,9 | 96,5 |
Июнь | 8700 | 48700 | -600 | -2000 | 93,1 | 95,9 |
Июль | 8900 | 57600 | -800 | -2800 | 91,0 | 95,1 |
Август | 9000 | 66600 | -500 | -3300 | 94,4 | 95,0 |
Сентябрь | 9100 | 75700 | -400 | -3700 | 95,6 | 95,1 |
Октябрь | 9200 | 84900 | -300 | -4000 | 96,7 | 95,3 |
Ноябрь | 9400 | 94300 | -200 | -4200 | 97,8 | 95,5 |
Декабрь | 9500 | 103800 | -600 | -4800 | 93,6 | 95,4 |
Расчет анализа выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции показал, что в целом за год недопоставлено продукции на сумму 4800 тыс. руб., или на 4,6 %.Недовыполнение плана для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Также предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
3 ВЫВОДЫ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На
основе проведенного анализа объема
и реализации продукции ООО «Кастрюлька»
можно сделать следующие
По положительным результатам:
По отрицательным результатам:
4 РЕЗЕРВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Слово
"резерв" происходит или от французского
"reserve", что в переводе на русский
язык означает "запас", или от латинского
"reservere" — "сберегать", "сохранять".
В связи с этим в практике АХД
термин "резервы" употребляется
в двояком значении. Во-первых, резервами
считаются запасы ресурсов (сырья, материалов,
оборудования, топлива и т.д.), которые
необходимы для бесперебойной работы
предприятия. Они создаются на случай
дополнительной потребности в них.
Во-вторых, резервами считаются
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.
Основными источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции и т.д.
Для определения резервов увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции необходимо предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем ее продаж с учетом его роста.
Под резервами снижения себестоимости продукции понимают конкретные неиспользованные возможности ее экономии. Учет и реализация выявленных резервов позволяют снижать себестоимость по всем направлениям.
Основным источником резерва роста объема производства является рост эффективности использования ресурсов. Резервы роста производства и реализации продукции состоят из трех групп:
1. за счет улучшения использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест; более эффективное использование рабочего времени; повышение уровня производительности труда);
2. за счет улучшения использования основных фондов (приобретения дополнительного оборудования; увеличение времени работы оборудования; увеличение часовой производительности оборудования);
3. За
счет более эффективного
Информация о работе Объем производства и реализации продукции