Объем производства и реализации продукции

Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

я.docx

— 92.00 Кб (Скачать)

ж) удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в  том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в  работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

     Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

  1. Анализ ритмичности работы предприятия

     Ритмичность – это равномерный выпуск продукции  в соответствии с планом и графиком в объеме и ассортименте предусмотренных  предприятием.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.

     Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается  объем незавершенного производства, не выполняются поставки по договорам, перерасходуется фонд заработной платы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия.

     Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

     К прямым показателям относят:

1. Коэффициент  ритмичности – определяется путем  суммирования фактических удельных  весов за каждый период, но  не более планового их уровня.

2. Коэффициент  вариации – определяется как  отношение средне квадратичного  отклонения от планового задания  за сутки к средне суточному  выпуску продукции.

3. Коэффициент  аритмичности – определяется  как сумма положительных и  отрицательных отклонений в выпуске  продукции от плана за каждый  период.

     К косвенным показателям относят:

  1. наличие доплат за сверхурочные работы.
  2. оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта.
  3. потери от брака, уплаты штрафов и др.

     В заключение анализа целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем разности между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисляют исходя из наибольшего среднесуточного объема производства.

  1. Факторный анализ реализации продукции

     Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы:

        1. Изменение отгрузки продукции

- Изменение остатков  готовой продукции на складе

- Изменение выпуска  товарной продукции

- Изменение остатков  готовой продукции на складе  на конец периода

        1. Изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого периода

- Сроки оплаты, которые не наступили

- Не оплаченные  в срок покупателем

- На ответственном  ранении у покупателя

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств.

     Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников транспортных организаций и т.д. В процессе анализа необходимо изучить также  причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние  предприятия, поэтому надо принимать  все возможные меры для ее взыскания 

1.2 Методика анализа производства и реализации продукции

     Методика  анализа производства и реализации продукции включает в себя систему  показателей, которые позволяют  произвести анализ и рассчитать, насколько  эффективно функционирует предприятие  и реализует свою продукцию.

     В данной курсовой работе будут использоваться показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели для расчетов анализа  производства и реализации

                продукции

п/п

название расчеты обозначение
1 2 3 4
1 Индекс цен   Iц – индекс цен;

Цi – цена i-го вида продукции;

Цбазис. – цена базисного года

2 Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции   –среднегодовой  темп роста;

Т1,2.n - темп роста по годам

3 Среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции =  –среднегодовой темп роста;

  – темп прироста

Продолжение таблицы 1

4 Изменение объема ТП за счет структуры      -факт.объем  ТП в плановых  ценах

–факт. объем ТП при план. стуктуре, в плановых ценах

5 Коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах   Квп
– коэффициент  выполнения плана

- факт. объем выпуска

  – план. объем  выпуска

6 Изменение среднего уровня цены
УД-удельный вес  продукции по факту и плану

Ц- Оптовая цена за 1 шт., руб.

7 Коэффициент сортности  по плану     – коэффициент  сортности по плану;

- объем выпуска  ТП по плану,  тыс.руб.

- объем выпуска  ТП по плану  по цене высшего  сорта

 

Продолжение таблицы 1

8 Коэффициент сортности  по факту     – коэффициент  сортности по факту;

- объем выпуска  ТП по факту,  тыс.руб.

- объем выпуска  ТП по факту  по цене высшего  сорта

9 Выполнение  плана по качеству ВП=   
10 Коэффициент ритмичности    
11 коэффициент вариации
Кв-коэффициент вариации;

-среднекв.отклонение от среднеквартального  задания;

-число суммируемых плановых заданий;

-среднеквартальное задание по  графику

12 Процент выполнения договорных обязательств
ОПпл – план поставки;

ОПн – недопоставка продукции

13     - резерв роста  объема выпуска продукции

- резерв  роста количества рабочих мест

- среднегодовая  фактич. выработка

 

 

  Окончание таблицы 1

1 2 3 4
14     - резерв роста  объема выпуска продукции

- резерв роста фонда рабочего времени

- часовая  фактическая выработка

15     - резерв роста  объема выпуска продукции

- резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

- возможный  фонд рабочего времени с учетом  выявленных резервов его роста.

16    
 
 
 
- резерв роста количества оборудования;

- фактич. среднегодовая выработка

17      - резерв роста рабочего времени оборудования;

- среднечасовая фактич. выработка

18     - резерв роста среднечасовой выработки ;

- эффективное время по всей группе оборудования.

 

2 АНАЛИЗ  ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

2.1 Анализ  динамики и выполнения плана  производства и реализации 

продукции

     Объем производства и реализации продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с  помощью стоимостной оценки. Объем  реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям  или по выручке. Реализация продукции  является связующим звеном между  производством и потребителем. От того как продается продукция, какой  спрос на нее на рынке, зависит  и объем ее производства.

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста.

     Анализ  динамики выпуска и реализации продукции  проводится на основе сравнительного анализа, рассчитываются показатели базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 2 - Динамика производства и реализации продукции

Год VТП в

текущих

ценах, тыс. руб.

VТП в ценах баз. года,

тыс. руб.

Темпы роста, % Объем реализации,

тыс. руб.

Темпы роста, %
базис. цепные базис. цепные
2002 19285 1 19285 100 100 19175 100 100
2003 27128 1,5 18085 93,8 93,8 17995 93,8 93,8
2004 39540 1,46 18055 93,6 99,8 18025 94,0 100,2
2005 55520 1,4 18108 93,9 100,3 18213 94,9 101,0
2006 75000 1,33 18392 95,4 101,6 18397 95,9 101,0
2007 103900 1,28 19906 103,2 108,2 19694 102,7 107,1

Информация о работе Объем производства и реализации продукции