Автор: Людмила Егорочкина, 03 Октября 2010 в 17:04, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные
показатели - это штрафы за некачественную
продукцию, объем и удельный вес
забракованной продукции, удельный
вес зарекламированной
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с планом и графиком в объеме и ассортименте предусмотренных предприятием.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается объем незавершенного производства, не выполняются поставки по договорам, перерасходуется фонд заработной платы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
К прямым показателям относят:
1. Коэффициент
ритмичности – определяется
2. Коэффициент
вариации – определяется как
отношение средне
3. Коэффициент
аритмичности – определяется
как сумма положительных и
отрицательных отклонений в
К косвенным показателям относят:
В заключение анализа целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем разности между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисляют исходя из наибольшего среднесуточного объема производства.
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы:
- Изменение остатков готовой продукции на складе
- Изменение выпуска товарной продукции
- Изменение остатков готовой продукции на складе на конец периода
- Сроки оплаты, которые не наступили
- Не оплаченные в срок покупателем
- На ответственном ранении у покупателя
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств.
Недопоставка
продукции отрицательно влияет не только
на итоги деятельности данного предприятия,
но и на работу торговых организаций,
предприятий-смежников
1.2 Методика анализа производства и реализации продукции
Методика анализа производства и реализации продукции включает в себя систему показателей, которые позволяют произвести анализ и рассчитать, насколько эффективно функционирует предприятие и реализует свою продукцию.
В данной курсовой работе будут использоваться показатели, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели для расчетов анализа производства и реализации
продукции
№
п/п |
название | расчеты | обозначение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Индекс цен | Iц – индекс
цен;
Цi – цена i-го вида продукции; Цбазис. – цена базисного года | |
2 | Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции | –среднегодовой
темп роста;
Т1,2.n - темп роста по годам | |
3 | Среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции | = | –среднегодовой
темп роста;
– темп прироста |
Продолжение таблицы 1
4 | Изменение объема ТП за счет структуры | -факт.объем
ТП в плановых
ценах
–факт. объем ТП при план. стуктуре, в плановых ценах | |
5 | Коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах | Квп
- факт. объем выпуска – план. объем выпуска | |
6 | Изменение среднего уровня цены | УД-удельный вес
продукции по факту и плану
Ц- Оптовая цена за 1 шт., руб. | |
7 | Коэффициент сортности по плану |
– коэффициент
сортности по плану;
- объем выпуска ТП по плану, тыс.руб. - объем выпуска ТП по плану по цене высшего сорта |
Продолжение таблицы 1
8 | Коэффициент сортности по факту |
– коэффициент
сортности по факту;
- объем выпуска ТП по факту, тыс.руб. - объем выпуска ТП по факту по цене высшего сорта | |
9 | Выполнение плана по качеству | ВП= | |
10 | Коэффициент ритмичности | ||
11 | коэффициент вариации | ||
12 | Процент выполнения договорных обязательств | ОПпл
– план поставки;
ОПн – недопоставка продукции | |
13 | - резерв роста
объема выпуска продукции
- резерв роста количества рабочих мест - среднегодовая фактич. выработка |
Окончание таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 |
14 | - резерв роста
объема выпуска продукции
- резерв роста фонда рабочего времени - часовая фактическая выработка | ||
15 | - резерв роста
объема выпуска продукции
- резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; - возможный
фонд рабочего времени с | ||
16 | |
- резерв
роста количества оборудования;
- фактич. среднегодовая выработка | |
17 | -
резерв роста рабочего времени оборудования;
- среднечасовая фактич. выработка | ||
18 | - резерв
роста среднечасовой выработки ;
- эффективное время по всей группе оборудования. |
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям или по выручке. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ динамики выпуска и реализации продукции проводится на основе сравнительного анализа, рассчитываются показатели базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2 - Динамика производства и реализации продукции
Год | VТП
в
текущих ценах, тыс. руб. |
Iц | VТП
в ценах баз. года,
тыс. руб. |
Темпы роста, % | Объем реализации,
тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базис. | цепные | базис. | цепные | |||||
2002 | 19285 | 1 | 19285 | 100 | 100 | 19175 | 100 | 100 |
2003 | 27128 | 1,5 | 18085 | 93,8 | 93,8 | 17995 | 93,8 | 93,8 |
2004 | 39540 | 1,46 | 18055 | 93,6 | 99,8 | 18025 | 94,0 | 100,2 |
2005 | 55520 | 1,4 | 18108 | 93,9 | 100,3 | 18213 | 94,9 | 101,0 |
2006 | 75000 | 1,33 | 18392 | 95,4 | 101,6 | 18397 | 95,9 | 101,0 |
2007 | 103900 | 1,28 | 19906 | 103,2 | 108,2 | 19694 | 102,7 | 107,1 |
Информация о работе Объем производства и реализации продукции