Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

       внедрение страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;

       обеспечение возможности для граждан, нуждающихся  в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной службы занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда[11, c.29].

       3.3.Политика социальной защиты населения

       Главная цель социальной защиты населения  –  обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации; создать необходимые условия для повышения экономической активности населения.

       В 2007 году произошли изменения в  механизмах предоставления социальной поддержки населению. В частности упорядочение льгот неоднозначно повлияло на  уровень материального положения граждан. Выше отмечалось, что ухудшение положения почувствовали в основном студенты, учащиеся, пенсионеры. Поэтому необходимым является выявление пробелов в новой программе и исправления её недостатков в регионах республики. Повышение эффективности социальной поддержки должно быть обеспечено на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода и упорядочения системы социальных выплат, пособий и льгот.

                Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

             Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

       Следует также отметить, что существует необходимость  проведения мероприятий по совершенствованию социальной защиты инвалидов, где предполагается продолжить формирование организационных, правовых, социально-экономических условий, способствующих  максимальной интеграции инвалидов в общество и экономику.

       Политика  государства должна быть направлена на создание комплексной многопрофильной системы реабилитации инвалидов: медицинской, социальной, профессиональной, трудовой; на повышение качества и уровня жизни людей с физическими и умственными ограничениями; на расширение взаимодействия государственных институтов с общественными объединениями инвалидов и оказание им государственной поддержки.

       В сфере социального обслуживания намечается расширить предложение и повысить качество социальных услуг, предоставляемых населению на дому и в стационарных условиях, путем оптимизации сети учреждений социального обслуживания, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения, применения новых инновационных технологий социальной работы, приближенных к нуждам людей. Предусматривается развивать индустрию социального обслуживания инвалидов, а также учреждений социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, престарелых, инвалидов. Совершенствование системы социального обслуживания малообеспеченных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации граждан на основе адресного принципа позволит обеспечить более высокий уровень потребления в этой группе населения.

       Как известно, существуют социальные проблемы и во многих молодых семьях нашей страны. Здесь речь идёт  в первую очередь о низких доходах, зачастую оставляют желать лучшего жилищные условия. В ближайшие годы основными целями семейной политики определены создание условий, позволяющих семьям обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, в том числе самозанятости, малого и семейного бизнеса, достаточный для полноценного социального развития детей; совершенствование системы государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей; повышение эффективности и расширение спектра социальных услуг, включая оказание социально-психологической, социально-педагогической, правовой помощи семьям, направленных на предупреждение, профилактику и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, повышение престижа семьи в обществе. Процесс совершенствования системы государственной социальной поддержки семей с детьми должен осуществляться с учетом развивающихся экономических отношений и обеспечивать социальную стабильность в обществе. К 2010 году предусматривается установить размер пособия по уходу за ребенком до трех лет на уровне не ниже бюджета прожиточного минимума.

       Дальнейшую  реализацию получит президентская программа «Дети Беларуси», в которой намечен ряд конкретных мер по оказанию помощи детям  –  инвалидам и детям  –  сиротам, по профилактике детской преступности и наркомании, разработке и выпуску высококачественного детского питания, социальному обслуживанию семьи и детей [11, c. 31]. 

3.4 Преодоление проблем в социальной сфере Республики Беларусь

       Как отмечалось ранее, под социальной сферой понимается совокупность институтов и отношений в области образования, здравоохранения, культуры.

       Что касается образования, то, несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие этой сферы. Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

       Как известно, в современной системе  образования существуют некоторые противоречия, связанные непосредственно с её организацией. Кроме того, все менее привлекательной с точки зрения доступности и бесплатности становится возможность получения высшего образования. Также имеет место проблема обеспечения преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, создания условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека, усиления демократизации образования.

       Поэтому, для преодоления отмеченных выше противоречий в 2006-2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по:

  • завершению реформы общеобразовательной школы;
  • последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
  • научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
  • внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
  • обновлению и расширению материально-технической базы;
  • обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
  • рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования[12].

       К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. - до 0,98 против 0,95 в 2007 г. В 2011 - 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

       Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения  инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс.

       Что касается области здравоохранения, то в центре здесь стоит проблема обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью. Вместе с тем, существует ряд проблем, связанных с финансированием отрасли. На данном этапе финансирование отрасли составляет 4,1 % ВВП (менее 5 %), что чревато негативными последствиями для охраны здоровья населения. В связи с этим целесообразным стало бы проведение следующих мероприятий:

  • совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
  • формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;
  • укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;
  • повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;
  • создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;
  • уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;
  • совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
  • совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения [12].

       Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской  культуры сохранен культурный потенциал  Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

       Однако  из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

       Стратегической  целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

  • развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;
  • сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;
  • обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;
  • достижение здорового нравственного климата в обществе;
  • обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;
  • усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;
  • интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов.

       Развитие  физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений  в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого  капитала.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь