Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………
Источник: [7, с.26, табл.7].
В I квартале 2008 года за счёт средств Государственной инвестиционной программы в порядке долевого участия на финансирование работ историко-культурного наследия выделено 1706,7млн. руб. На 01.04.2008 г. освоено 430 млн. руб. За счёт средств республиканского бюджета по статье «капитальный ремонт» для объектов историко-культурного наследия было выделено 930,0 млн. руб.; освоено 194,67 млн. руб.
Средняя заработная плата работников культуры и искусства в феврале 2008 года составила 594 тыс. руб., в том числе библиотекарей – 459 тыс. руб., артистов – 723тыс. руб.
В
числе первоочередных задач развития
отрасли – создание необходимых
условий для поддержки и
С учётом этого представляется необходимым поиск новых форм привлечения населения, особенно молодёжи, к разнообразным источникам получения информации. При этом очень велико значение информационных технологий и Интернета, благодаря чему достижения мировой культуры максимально приближаются к широким массам. Руководителям музеев, театров и других культурных учреждений следует создать сайты в глобальной компьютерной сети. Жители областных и районных центров, а также люди с ограниченными физическими возможностями в таком случае смогут смотреть театральные постановки, посещать выставки, музеи и проч.[9].
Таким
образом, проведя анализ основных направлений
социальной политики Республики Беларусь,
а вместе с тем рассмотрев состояние её
субъектов, можно сделать вывод о том,
что хотя и наблюдаются положительные
сдвиги почти по всем сферам, существуют
также и слабые стороны, проблемы, которые
необходимо решать. В сфере регулирования
доходов населения это, прежде всего низкий
уровень доли заработной платы в денежных
доходах населения, невыполнение заработной
платой в полной мере воспроизводственной
и стимулирующей функций, отсутствие учёта
инвестиционной составляющей заработной
платы. Остро стоит вопрос о повышении
уровня занятости населения и обеспечение
её эффективности. К ряду насущных относится
задача дальнейшего развития системы
социальной защиты населения. Необходимо
реформирование социальной сферы, включая
совокупность институтов и отношений
в области образования, здравоохранения,
культуры. В сфере здравоохранения имеет
место проблема улучшения состояния
здоровья населения, в сфере образования
- проблема обеспечения доступности, повышения
качества и инновационного уровня образования.
В связи с этим необходимым является поиск
и реализация мероприятий по ликвидации
этих и других социальных проблем в Республике
Беларусь.
3 Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
3.1.
Повышение уровня и качества жизни населения
Важнейшая цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения. Одним из главных путей ее достижения является совершенствование системы платы труда. А в этой сфере, как показали результаты проведённого выше анализа, существует ряд проблем: низок уровень доли заработной платы в денежных доходах населения, не унифицирована система надтарифных выплат и надбавок, заработная плата не выполняет в полной мере воспроизводственную и стимулирующую функции, отсутствует учёт инвестиционной составляющей заработной платы, необходимой для обеспечения качественного расширения воспроизводства человеческого потенциала. В связи с этим, основными задачами в данной сфере должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Поэтому, целевыми ориентирами политики доходов населения в нашем государстве, обеспечивающими достижение этой цели, будут:
Для решения указанной выше проблемы, связанной с низкой величиной реальных денежных доходов населения целесообразной стала бы поддержка экономически активных групп населения, а также создание условий для усиления трудовой мотивации работников, содействие развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно стать обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.
Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг[11,c.26].
Устранению выявленной ранее проблемы необоснованной дифференциации населения по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.
Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006 – 2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.
Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.
Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
Для этого необходимо обеспечить:
создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;
опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;
предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;
развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.
Оценив
систему оплаты труда Беларуси,
можно говорить том, что в данной
сфере имеет место
сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении;
установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций.
Предусматривая решение отмеченной ранее проблемы восстановления воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, государством планируется повышение реальной заработной платы в течение нынешней пятилетки по сравнению с прошлой в 1,52 – 1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США [11, c. 27].
Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Однако проведённый анализ позволяет судить о несовершенстве трудовых отношений и системы занятости в нашей республике. А именно, речь идёт о неэффективности использования ресурсов труда, дефиците рабочих мест, напряженности и нестабильности в сфере социально-трудовых отношений. В связи с этим, можно определить следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:
создание
новых рабочих мест с учетом реализации
мероприятий ежегодной
повышение
эффективности занятости и
достижение
сбалансированности спроса и предложения
рабочих мест на рынке труда по
профессионально-
проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;
стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;
улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий.
В настоящее время на рынке труда в Республике Беларусь наблюдается вынужденная неполная занятость на производстве, несбалансированность спроса и предложения рабочих мест, обновления и улучшения требует структура рабочих мест, недостаточно широка социальная направленность отраслевой структуры занятости, недостаточно благоприятны условия для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Для решения этих проблем становятся необходимыми:
оптимизация кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения ресурсосберегающих технологий;
проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей расширение занятости в сфере малого бизнеса;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе восстановление внутрипроизводственного обучения;
координация потребности в работниках с объемами и структурой подготовки кадров в системе профессионального образования, увеличение масштабов обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда;
развитие
системы социального
разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах с градообразующими предприятиями и критической ситуацией на рынке труда;
Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь