Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

       Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика  социальной политики государства…………....5

  1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5

  1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7

   1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9

2. Основные направления  социальной политики Республики  Беларусь…….12

   2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12

         2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13

          2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18

   2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20

   2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22

         2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в

Республике Беларусь……………………………………………………….24

          2.3.2. Анализ основных направлений развития системы

образования в  Республике Беларусь…………………………………………....27

         2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной

сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29

3.Направления  совершенствования социальной политики  Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31

   3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31

   3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики 
занятости населения……………………………………………………………..33

   3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35

   3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………………..…...43

Список использованных источников………………………………………45 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Как известно приоритетом Республики Беларусь является строительство социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому актуальным является рассмотрение наиболее масштабной в связи с этим задачи экономики нашего государства - деятельности по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

       Формирование  эффективной социальной политики представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который требует от государства активности, предприимчивости, принятия разумных управленческих решений. Что касается правительства нашей страны, то деятельность его, очевидно, не безупречна, если речь идёт о создании благоприятного социального климата, обеспечивающего всестороннее гармоничное развитие общества. Отражается это в несовершенстве социальной политики Беларуси, содержащей в себе ряд проблем и противоречий. В связи с этим, в качестве объекта исследования данной работы выбрана социальная политика Республики Беларусь. Предметом же выступают существующие в данной сфере проблемы, а также оптимальные пути их решения.

         Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

             Описывая структуру  данной работы, необходимо отметить, что в первой её главе приведена общая характеристика социальной политики государства в целом, а также Республики Беларусь в частности, обозначены суть социальной политики, её функции, задачи, принципы. Во второй главе представлен анализ основных направлений действующей социальной политики Беларуси, на основе которого выявлены главные проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие нашей страны. Наконец, третья глава содержит рекомендации и предложения по решению данных проблем, в ней отражены основные направления совершенствования социальной политики, в том числе и те программы и мероприятия, которые наметило правительство для обеспечения стойкого и целенаправленного развития белорусского общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Общая характеристика социальной политики государства

       1.1 Сущность социальной политики государства 

       Социальная  политика – система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни  населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием  социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан [1, с. 423].

       До 90-х годов (а во многом и сегодня) социальная политика представляла набор  разовых, централизованно проводимых мер по повышению уровня жизни  отдельных слоев населения. Практически  она сводилась к одной форме: материальной поддержке населения через различные каналы – прямые и косвенные дотации на продукты питания, товары для детей и престарелых, на жилье, образование, здравоохранение, культурно-оздоровительные мероприятия. Многие социальные гарантии носили декларативный характер, а установка на всеобщность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями. Социальные программы в основном учитывали интересы городского населения, а сельские жители ущемлялись и во многих случаях игнорировались.

       Удовлетворение  важнейших социальных потребностей в жилье, образовании, здравоохранении, подготовке к труду исключительно за счет общественных фондов потребления не создавало условий для увеличения доходов домашних хозяйств. Это ставило государство перед необходимостью проводить политику, сдерживающую рост всех видов доходов населения. Отсюда – сохранение низкой цены труда, практика компенсации работнику через зарплату издержек только на текущие затраты (питание, одежду, обувь, жилье). В итоге снижались стимулы к высокопроизводительному труду, инициативе, предприимчивости. Низкая заработная плата делала экономически невыгодным научно-технический прогресс, замену ручного труда машинным, улучшение производственной сферы.

       Сегодня главной задачей социальной политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения [2, с. 80].

       Социальная  политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических  условий жизни общества и отношений  между его социальными группами.

         Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.[3]

       Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального сектора экономики  страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития народного хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики одновременно зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализуемого.[4]

       Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение  и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. [3] 
 

       1.2 Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь

       Социальная  политика Республики Беларусь обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер нашего государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Основные функции социальной политики Беларуси можно свести к следующему:

  • Стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
  • Поддержание и стимулирование экономической  и социальной активности населения;
  • Защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса. [5, с. 160].

       Социальная  политика должна учитывать не только материальные, но и политические и  духовные интересы членов общества.

       В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:

  • Социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
  • Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
  • Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
  • Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
  • Формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
  • Создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде [1, с. 423].

       Социальная  защита как ценность, как система  представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов, в случае болезни, рождении ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

       Ресурсная база системы социальной защиты зависит  от уровня развития и возможностей национальной экономики.

       Система социальной защиты должна действовать  на всех уровнях: республиканском, региональном (областном, городском, районном), трудовых коллективов и семьи. Организационную и правовую часть этой системы должны обеспечивать Кодекс законов о труде, Законы Республики Беларусь «О занятости населения», «О пенсионном обеспечении», «Об именных приватизационных чеках», государственная служба занятости, специальный фонд содействия занятости и др. [6, с. 267].

       Не  менее важной является задача преодоление  бедности значительной части населения  страны. В соответствии с принятыми  нормативными актами в стране к числу  бедных относится население, которое  имеет совокупный душевой доход около 60% и ниже от минимального потребительского бюджета. Наилучшим и самым эффективным инструментом против бедности является политика, направленная на повышение доходов. Но при этом она должна быть следствием экономического роста, повышения эффективности производства, а не результатом перераспределения.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь