Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

       Важным  составляющим элементом устойчивого  развития является обеспечение населения  жильем и соответствующее развитие жилищно-коммунального хозяйства. Улучшение  жилищных условий граждан возможно на основе широкой поддержки активности в сфере строительства жилых домов, доступности качественного жилья всем слоям населения. Это может реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного долгосрочного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования [2, с. 84].

       1.3 Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь 

       Цель  белорусской социальной политики можно сформулировать так: к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Критериями оценки эффективности социальной политики могут быть:

  • уровень благосостояния населения (доход на душу населения при умеренном (в пределах 25-35%) значении коэффициента Джини) - у Беларуси есть возможность войти в число 50 лучших по этому показателю стран мира;
  • развитие человеческого потенциала - по индексу человеческого развития ООН  Беларусь также может войти в число 50 лучших стран мира;
  • занятость и рост трудовой мобильности;
  •       уменьшение социальной доли ВВП, т.е. налогов, за счет повышения эффективности ее использования при непременном достижении целевых показателей социального развития.

       В области социальной политики были поставлены конкретные цели, достижение которых требует осуществления ее на новых принципах.

       Первый  принцип: взаимная солидарная ответственность  всех субъектов социальной политики - государства, предприятий и организаций, предпринимателей, граждан - за результаты социального развития и размежевание полномочий между государством и структурами общества (профсоюзами, фондами, ассоциациями и т.д., до каждой семьи включительно). В системе взаимоотношений государственных структур и организаций социального назначения последние получили значительную степень экономической свободы и право принятия управленческих решений, вовлеклись в равноправное партнерство на конкурентной основе с другими экономическими субъектами, тем самым, приобретая стимулы к совершенствованию.

       Второй  принцип: гражданское  равноправие на основе одинаковых для всех правовых норм, что предполагает межнациональную, межконфессиональную, межгрупповую и межличностную толерантность.

       Третий  принцип: децентрализация  управления социальной сферой, передача части компетенций на низовые (территориальные) уровни.

       Четвертый принцип - персонификация, т.е. организация индивидуального учета прав каждого гражданина на пользование законодательно установленными услугами социальной системы. Это относится в первую очередь к пенсионному обеспечению на основе единой системы социального учета.

       Пятый принцип: селективность  и адресность социальной помощи, т.е. фокусировка социальной помощи на действительно малоимущих семьях, а не на категориях граждан.

       Шестой  принцип: изменение  социального сознания общества и его переориентация на новые общественные ценности, т.е. изменение социального поведения населения с целью активизации трудового поведения, самостоятельности и ответственности человека за свое благосостояние, искоренение принципа «вины плохого руководства» и сформированной при социализме психологии иждивенчества.

       Седьмой принцип: прогнозирование  социальных последствий  тех или иных реформ взамен широко распространенной, например, в России, практики «ликвидации негативных последствий реформ». В Беларуси отслеживали цепочки социальных процессов и выбирали варианты с меньшими социальными последствиями.

       Восьмой принцип: разграничение  текущих и стратегических задач в управлении социальным развитием — установление и законодательное закрепление норм и правил, очерчивающих стратегию социальной политики, в отличие от текущего регулирования социальных процессов.

       Девятый принцип: преемственность  политики сильной  социальной защищенности в СССР.

       Белорусская социальная модель достаточно понятна, проста и привлекательна для общества. Она включает также адаптацию к новым условиям жизни, в частности, обеспечивает бесплатную профессиональную подготовку и переквалификацию, информационную помощь, защиту интересов граждан от финансовых афер в социальной сфере, предоставления некачественных социальных услуг и прочих подобных действий, наносящих ущерб населению. Важность социальной сферы страны подчеркивает и такой факт, что в ней работает 915 тыс. человек, или почти каждый четвертый занятый в народном хозяйстве.[7]

                   Таким образом, под социальной  политикой понимают совокупность  мер, направленных на удовлетворение  государством социальных потребностей  населения, поддержание приемлемого  для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий.

             Социальная политика Республики Беларусь имеет свои особенности, специфические цели и задачи, функции и принципы, она широка и многогранна. А потому необходимым и актуальным является её доскональное изучение и разносторонний анализ. Это позволит выявить существующие проблемы в данной сфере, а также наметить разумные пути их решения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь 

         В социальной политике нашего государства можно выделить следующие основные направления:

  • регулирование доходов населения и занятости;
  • социальная защита, в первую очередь пенсионное обеспечение и адресная социальная  помощь малообеспеченным слоям населения;
  • социальная сфера (образование, здравоохранение, культура)[8].

                

       2.1 Политика регулирования доходов населения и занятости 

       Из  вышеприведённых направлений социальной политики, по-видимому, главное - регулирование доходов населения и занятости. Эти понятия рассматривают неразрывно, так как существует связь между уровнем заработной платы и безработицей.

       Для измерения неравенства в распределении  доходов используется индекс Джини, который показывает, на сколько процентов  в стране отклоняется реальное распределение  доходов от абсолютного равенства. Считается, что более равномерное распределение национального дохода между членами общества способствует росту общего благосостояния. Оптимальное для экономического роста страны значение индекса Джини на уровне современных знаний определить нельзя. Индекс Джини у Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии - около 25%, Германии - 28%, США и России - 40-41 %, Китая - 45%, Бразилии и некоторых других латиноамериканских стран - около 60%. У Республики Беларусь индекс Джини равен 29,7%, что свидетельствует о социальной направленности экономической политики. Следует отметить, что происходит его умеренное повышение. Это естественно, так как в рыночной экономике государственное перераспределение доходов не должно ослаблять материальную заинтересованность людей в труде, снижать их мотивацию к новаторству и инициативе и, в итоге, вести к падению производительности. Поиск компромисса между стремлением к социальной справедливости (выравнивание доходов) и эффективностью производства - трудноразрешимая задача, но опыт северных европейских стран показывает, что при индексе Джини от 25 до 32% экономика может развиваться эффективно, и социальное неравенство в обществе не слишком велико.

       Государственными  механизмами перераспределения  доходов являются налоговая и  бюджетная политика (различного рода льготы, дотации, субсидии, пособия, бесплатные социальные услуги) и методы регулирования заработной платы.[7] 
 

2.1.1 Политика регулирования доходов населения 

       Проводимая  в Республике Беларусь социальная политика позволила обеспечить стабильный рост денежных доходов населения. В январе-феврале 2008 года денежные доходы населения составили 10,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с январём-февралём 2007 года на 27,4%, реальные денежные доходы – на 12,9%. В расчёте на душу населения денежные доходы, равные 547,6 тыс. руб., возросли в реальном выражении на 13,2%, превысив бюджет прожиточного минимума в 2,7, а минимальный потребительский бюджет – в 1,7 раза.

       Несмотря  на сохранившуюся в анализируемом  периоде тенденцию высоких темпов роста денежных доходов, снизились  доля оплаты труда в общей сумме денежных доходов – до 57,4% и суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов – до 79,5% (рисунок 1). Сложившаяся ситуация требует разработки и реализации эффективных мер по повышению в структуре доходов населения доли заработной платы – основного источника и главного фактора повышения уровня жизни.

       Кроме того, как видно из представленных диаграмм,  имеет место  рост доходов от официально неучтённой предпринимательской деятельности – на 0,6% в анализируемом периоде. На увеличение данной статьи доходов оказывает влияние то, что скрытая заработная плата, выдаваемая во многих организациях наличными «в конвертах», включается не в статью «оплата труда», а в «доходы от предпринимательской и иной деятельности». Обусловлено это сложностью легализации теневых доходов [9].

            

       Рисунок 1. Структура денежных доходов населения в январе-феврале 2007 и 2008гг., %.

             Источник: [9, с.9, рисунок 1]. 

       Свидетельством  улучшения благосостояния населения  служит рост вкладов в банках: если на конец 1995г. на каждого белоруса приходилось по 45 USB банковских депозитов, то на конец 2005г. - уже по 258 USB, на 1 августа 2007г. - по 456 USB(Рисунок 2.) 

       

       Рисунок.2.Динамика вкладов в банках на душу населения

       Источник: [8].

        

       Рост  денежных доходов населения сопровождается снижением уровня малообеспеченности. Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума за 2007год составила 7,7 % при предельно допустимых 10%. Несмотря на это, в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городов.

       В целях дальнейшего роста денежных доходов населения требуется  целенаправленные меры по созданию условий  для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального  предпринимательства и самостоятельной занятости населения, легализации доходов от скрытой экономической деятельности, роста доходов от собственности, повышения государственных гарантий в области оплаты труда и социального обеспечения [10].      

       Кроме того, основными задачами политики доходов в текущем году являются создание условий для дальнейшего роста заработной платы и других видов денежных доходов, недопущение необоснованной дифференциации населения по уровню денежных доходов, снижение доли малообеспеченных граждан. Их реализации будут способствовать устойчивый рост экономики, повышение эффективности производства, выполнение установленных прогнозных показателей в других областях социально-экономического развития страны.

       На  протяжении последних лет в Беларуси наблюдаются высокие темпы роста заработной платы, опережающие прогнозные значения. По уровню заработной платы Беларусь стабильно занимает третье место среди стран СНГ. Так, в 2007 году заработная плата в нашей стране составляла 326,3 долл. США в эквиваленте, в России – 529, в Казахстане – 434,4 долл. США.

       В I квартале 2008 года номинальная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 22,4 % и составила 775,8 тыс. руб.  В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы составили 113,1 % к январю-марту 2007 года, работники бюджетной сферы получали в I квартале 2008 года в среднем 650,5 тыс. руб.

       Вместе  с тем, по-прежнему низкой была номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (58 % по отношению к среднереспубликанскому уровню), социальном обеспечении (64 %), в образовании (75 %). В ряде же отраслей номинальная начисленная заработная плата значительно превышала среднереспубликанский уровень – более чем на 16 % в промышленности, на 17% - в отрасли физкультуры, на 24 % - в строительстве (Рисунок 3). 

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь