Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа
Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………
От построения эффективной социальной сферы зависит качество человеческого капитала, а, следовательно, будущее страны. Не напрасно ООН ежегодно определяет индекс человеческого развития, который есть количественное измерение основной цели развития общества, сформулированной в первом докладе о развитии человека в 1990г.: «создать среду, благоприятствующую тому, чтобы люди могли наслаждаться долгой, здоровой и созидательной жизнью». Индекс включает три следующих основных показателя: валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения по ППС, качество образования и качество здравоохранения. При этом качество образования измеряется индексом образования, который есть 2/3 индекса грамотности плюс 1/2 индекса приема в учебные заведения; качество здравоохранения измеряется индексом, который зависит от ожидаемой продолжительности жизни.
В Отчетах ООН о человеческом развитии за последние 5 лет Республика Беларусь занимала места с 57-го по 68-е из 177 стран (в табл. 2 см. фрагмент рейтинга-2006). Примечательно, что Беларусь по индексу развития человеческого потенциала выше своего ранга по ВВП на 12 позиций - это свидетельствует о том, что социальная доля ВВП используется эффективно, и доказывает социальную ориентированность нашей экономики. Страна имеет все возможности подняться еще выше в рейтинге — необходимо только увеличить ожидаемую продолжительность жизни мужчин с 62,9 хотя бы до 68 лет [7].
Объём средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, образование, социальная политика), в январе-февравле 2008 года составил 3,9 трлн. Руб. или 54,5 % всех расходов консолидированного бюджета против 3,3 трлн. руб. или 63 % всех расходов в январе-феврале 2007 года.
Расходы
социального характера
Таблица 2
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Рейтинг страны по ИРЧП |
Значение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) |
Ожидаемая продолжительность жизни (в годах) |
Уровень грамотности взрослого населения |
Совокупный валовый коэффициент охвата населения средним и высшим образованием, (%) | ВВП надушу населения (в USD) |
Индекс ожидае-мой продолжительности жизни |
Индекс уровня образования |
Индекс ВВП |
Рейтинг ВВП
надушу населения (в USD) минус рейтинг ИРЧП |
1 Норвегия | 0,965 | 79,6 | - | 100 | 38 454 | 0,91 | 0,99 | 0,99 | 3 |
2 Исландия | 0,960 | 80,9 | - | 96 | 33 051 | 0,93 | 0,98 | 0,97 | 3 |
3 Австралия | 0,957 | 80,5 | - | ИЗ | 30 331 | 0,92 | 0,99 | 0,95 | 11 |
4 Ирландия | 0,956 | 77,9 | - | 99 | 38 827 | 0,88 | 0,99 | 1,00 | -1 |
5 Швеция | 0,951 | 80,3 | - | 96 | 29 541 | 0,92 | 0,98 | 0,95 | 11 |
6 Канада | 0,950 | 80,2 | - | 93 | 31263 | 0,92 | 0,97 | 0,96 | 4 |
7 Япония | 0,949 | 82,2 | - | 85 | 29 251 | 0,95 | 0,94 | 0,95 | 11 |
8 США | 0,948 | 77,5 | - | 93 | 39 676 | 0,88 | 0,97 | 1,00 | -6 |
37 Польша | 0,862 | 74,6 | - | 86 | 12 974 | 0,83 | 0,95 | 0,81 | 11 |
41 Литва | 0,857 | 72,5 | 99,6 | 92 | 13 107 | 0,79 | 0,97 | 0,81 | 6 |
45 Латвия | 0,845 | 71,8 | 99,7 | 90 | 11653 | 0,78 | 0,96 | 0,79 | 9 |
65 Россия | 0,797 | 65,2 | 99,4 | 88 | 9902 | 0,67 | 0,95 | 0,77 | -6 |
67 Беларусь | 0,794 | 68,2 | 99,6 | 88 | 6970 | 0,72 | 0,95 | 0,71 | 12 |
77 Украина |
0,774 | 66,1 | 99,4 | 85 | 6394 | 0,69 | 0,94 | 0,69 | 9 |
Источник: [7, с.22, табл.6].
2.3.1 Анализ состояния системы здравоохранения в Республике Беларусь
Укрепление здоровья и вместе с ним увеличение периода активной трудоспособности содействуют развитию человеческого капитала, ведут к повышению производительности труда, снижению затрат на выплаты по временной нетрудоспособности и, в конечном итоге, к повышению эффективности экономики.
По
показателям здоровья, к которым
относятся продолжительность
Главной целью развития системы здравоохранения является обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.
Как видно из рисунка 4, белорусская система здравоохранения демонстрирует положительную динамику рождаемости в республике. Вместе с тем, намечается тенденция к снижению смертности. Показатель же младенческой смертности за 2 месяца 2008 года составил 4,2 % на 100 новорождённых (2007 год – 5,7 %) и является одним из самых низких уровней среди стран СНГ [7].
Вместе с тем, ряд проблемных, требующих решения вопросов связан с медико-демографической ситуацией, а также финансированием отрасли. В 2006-2007 гг. расходы консолидированного бюджета республики на здравоохранение составили 4,5 % от ВВП (Рисунок 5). Это несколько выше, чем в других странах СНГ, и значительно ниже, чем государственные расходы на здравоохранение в странах ЕС. В среднем по странам ЕС государственные расходы на здравоохранение составляют 5-6 % от ВВП. Кроме того, в странах ЕС частные расходы на эти цели почти в 2 раза выше, чем в Беларуси, и составляют 2-3 % от ВВП.
Финансирование
отрасли из общих расходов консолидированного
бюджета увеличилось в 2007 году по
сравнению с 1995 годом в 4,3 раза, однако
для обеспечения устойчивости доступности
национальной системы охраны здоровья
необходим поиск решений, обеспечивающих
не только эффективное использование
ресурсов, но и дополнительное финансирование
здравоохранения [11].
Рис.4. Динамика числа родившихся и умерших в Республике Беларусь за 1990-2006 гг.
Источник: [7, с.24, рисунок 3].
Рис.5. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на здравоохранение
Источник: [8, с.60, рисунок 1].
В течение 2003-2007 гг. приняты действенные меры по развитию здравоохранения, совершенствованию системы его финансирования, управления, инвестиционной политики, экономии и перераспределению ресурсов (табл. 3).
Денежные средства из республиканского бюджета составляют 22% средств, выделенных на финансирование здравоохранения из консолидированного бюджета, из местных бюджетов – 78%.
Продолжается работа по совершенствованию оплаты труда работников здравоохранения. Среднемесячная зарплата в феврале 2008года в организациях здравоохранения составила 610,4 тыс. руб. (284 долл. США), что на 10,7 % больше, чем в феврале 2007 года.
В январе-феврале 2008 года к уровню аналогичного периода 2007 года темп роста платных медицинских услуг, оказанных населению через все каналы реализации, в сопоставимых ценах составил 126,4 %. На 10,7 % возросли тарифы на платные медицинские услуги, что послужило одной из причин низкого уровня их потребления. Изменился и стал равным 108,3 % индекс цен на медикаменты.
Таким образом, основными задачами в области здравоохранения на данном этапе является улучшение состояния здоровья населения, для чего необходимо: активировать работы по проведению целевой диспансеризации населения; увеличить виды и объёмы высокотехнологичной медицинской помощи; укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений; повысить эффективность использования финансовых и материальных ресурсов [9].
Таблица 3
Финансирование
отрасли здравоохранения из бюджета
Год |
Финансирование из консолидированного бюджета | В том числе: | ||||
Из республиканского бюджета | Из местных бюджетов | |||||
Млрд. руб. | Млн. долл. США | Млрд. руб. | Млн. долл. США | Млрд. руб. | Млн.долл. США | |
1990 | 2000 | 344,8 | 500 | 86,2 | 1500 | 258,6 |
1995 | 5426 | 470,8 | 1194 | 103,6 | 4232 | 367,2 |
2000 | 449 | 561,3 | 99 | 123,8 | 350 | 437,5 |
2001 | 873 | 614,8 | 192 | 135,2 | 681 | 479,3 |
2002 | 1270 | 704,0 | 279 | 154,7 | 991 | 549,3 |
2003 | 1814 | 874,2 | 399 | 192,3 | 1415 | 681,9 |
2004 | 2240 | 1035,1 | 493 | 227,8 | 1747 | 807,3 |
2005 | 2964 | 1375,4 | 652 | 302,6 | 2312 | 1072,8 |
2006 | 3528 | 1644,0 | 770 | 358,8 | 2758 | 1285,2 |
2007 | 4316 | 2008,4 | 938 | 436,8 | 3378 | 1571,6 |
2008 | 5400 | 2523,0 | 1170 | 550,0 | 4230 | 1973,0 |
Источник: [8, с.61,
табл. 1].
2.3.2
Анализ основных направлений развития
системы образования в Республике Беларусь
Учреждения образования в текущем периоде стремились к обеспечению доступности, повышению качества и инновационного уровня образования. На качественно новый уровень в своём развитии вышла высшая школа страны: совершенствуется содержание образования, объём и структура подготовки специалистов, внедряются инновационные технологии и программы, укрепляется связь с производством. На 10 тыс. населения приходится 415 студентов вузов, что является одним из самых высоких показателей среди европейских государств.
В рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. в I квартале выполнены соответствующие этапы маркетинговой проработки и разработки бизнес-планов проектов по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, завершено выполнение НИОКР по ряду разделов.
Вместе с тем на фоне сложившихся позитивных тенденций в ходе проведения реформы общеобразовательной школы, не успевшей закончить свой полный цикл, обозначился ряд проблем и противоречий. Предполагаются кардинальные перемены в школе, и главная из них – возможность возврата к 11-летнему образованию. Вопрос о целесообразности 12-летнего образования в Беларуси находится на стадии обсуждения в межведомственной комиссии.
Еще одна важная нерешенная проблема в сфере образования - организация «обучения в течение всей трудовой жизни», т.е. замена по примеру ЕС всевозможных курсов повышения квалификации и переподготовки эффективной университетской системой.
Устойчивому
развитию отрасли способствует стабильная
оплата туда работников. Так в феврале
текущего года среднемесячная зарплата
в учреждениях образования
Дальнейший путь развития общеобразовательной школы связан с необходимостью заботы о состоянии школьников; с повышением качества образования; пересмотром учебных планов и программ, упрощением учебников с целью недопущения излишней перегрузки учащихся; сохранением профильных классов на старшей школьной ступени; с разработкой чётких целей и требований к программе развития каждого общеобразовательного учреждения [9].
Белорусское
государство расходует
Планируется довести расходы на образование до 10% от ВВП и увеличить их с 5 трлн. руб. в 2006г. до 40,3 трлн. руб. в 2010г. При этом бюджетные ассигнования возрастут с 4,7 трлн. руб. до 38,1 трлн. руб., внебюджетные средства - с 337 млрд. руб. до 2203 млрд. руб. В целом определение пропорций между бюджетным и внебюджетным финансированием - непростая проблема. В развитых странах эта пропорция обычно имеет вид 4: 1. Источниками внебюджетных финансовых ресурсов образовательных учреждений являются:
2.3.3 Анализ основных направлений развития культурной сферы Республики Беларусь
Особое место в жизни общества занимает сфера культуры как один из важнейших ресурсов идеологии государства, формирования здорового образа жизни и духовного развития личности. К учреждениям культуры в Республике Беларусь относятся библиотеки, дворцы и дома культуры, клубы, музеи, выставочные залы, театры и т.д. ( Табл. 3)
Таблица 3
Культурные
учреждения Республики Беларусь
Учреждения культуры | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 |
Число библиотек | 5200 | 5166 | 4890 | 4743 | 4738 | 4764 | 4776 |
в них читателей, тыс. чел. | 4620 | 4620 | 4440 | 4329 | 4569 | 4803 | 4713 |
Число клубных учреждений | 4654 | 4636 | 4374 | 4234 | 4216 | ||
Число музеев | 134 | 134 | 135 | 136 | 139 | 144 | 148 |
Число посещений за год, тыс. | 3804 | 3900 | 3600 | 3600 | 3976 | 3661 | 3831 |
Число театров | 27 | 27 | 27 | 28 | 28 | 29 | 29 |
Число посещений за год, тыс. | 2047 | 1900 | 1800 | 1800 | 1842 | 1824 | 1949 |
Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь