Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

       От  построения эффективной социальной сферы зависит качество человеческого  капитала, а, следовательно, будущее страны. Не напрасно ООН ежегодно определяет индекс человеческого развития, который есть количественное измерение основной цели развития общества, сформулированной в первом докладе о развитии человека в 1990г.: «создать среду, благоприятствующую тому, чтобы люди могли наслаждаться долгой, здоровой и созидательной жизнью». Индекс включает три следующих основных показателя: валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения по ППС, качество образования и качество здравоохранения. При этом качество образования измеряется индексом образования, который есть 2/3 индекса грамотности плюс 1/2 индекса приема в учебные заведения; качество здравоохранения измеряется индексом, который зависит от ожидаемой продолжительности жизни.

       В Отчетах ООН о человеческом развитии за последние 5 лет Республика Беларусь занимала места с 57-го по 68-е из 177 стран (в табл. 2 см. фрагмент рейтинга-2006). Примечательно, что Беларусь по индексу развития человеческого потенциала выше своего ранга по ВВП на 12 позиций - это свидетельствует о том, что социальная доля ВВП используется эффективно, и доказывает социальную ориентированность нашей экономики. Страна имеет все возможности подняться еще выше в рейтинге — необходимо только увеличить ожидаемую продолжительность жизни мужчин с 62,9 хотя бы до 68 лет [7].

       Объём средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура  и СМИ, образование, социальная политика), в январе-февравле 2008 года составил 3,9 трлн. Руб. или 54,5 % всех расходов консолидированного бюджета против 3,3 трлн. руб. или 63 % всех расходов в  январе-феврале 2007 года.

       Расходы социального характера составили 43,2 % всех расходов республиканского бюджета [9]. 

       Таблица 2

       Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП).

 
 
Рейтинг страны по ИРЧП
 
 
Значение  индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)
 
 
Ожидаемая продолжительность жизни (в годах)
 
 
Уровень грамотности взрослого населения
Совокупный валовый коэффициент охвата населения средним и высшим образованием, (%)  
 
ВВП

надушу

населения

(в USD)

 
Индекс  ожидае-мой продолжительности

жизни

 
 
Индекс  уровня образования
 
 
Индекс  ВВП
Рейтинг ВВП

надушу  населения (в USD) минус рейтинг ИРЧП

1 Норвегия 0,965 79,6 - 100 38 454 0,91 0,99 0,99 3
2 Исландия 0,960 80,9 - 96 33 051 0,93 0,98 0,97 3
3 Австралия 0,957 80,5 - ИЗ 30 331 0,92 0,99 0,95 11
4 Ирландия 0,956 77,9 - 99 38 827 0,88 0,99 1,00 -1
5 Швеция 0,951 80,3 - 96 29 541 0,92 0,98 0,95 11
6 Канада 0,950 80,2 - 93 31263 0,92 0,97 0,96 4
7 Япония 0,949 82,2 - 85 29 251 0,95 0,94 0,95 11
8 США 0,948 77,5 - 93 39 676 0,88 0,97 1,00 -6
37 Польша 0,862 74,6 - 86 12 974 0,83 0,95 0,81 11
41 Литва 0,857 72,5 99,6 92 13 107 0,79 0,97 0,81 6
45 Латвия 0,845 71,8 99,7 90 11653 0,78 0,96 0,79 9
65 Россия 0,797 65,2 99,4 88 9902 0,67 0,95 0,77 -6
67 Беларусь 0,794 68,2 99,6 88 6970 0,72 0,95 0,71 12
 
77 Украина
0,774 66,1 99,4 85 6394 0,69 0,94 0,69 9
 

       Источник: [7, с.22, табл.6].

       2.3.1 Анализ состояния системы здравоохранения в Республике Беларусь

       Укрепление  здоровья и вместе с ним увеличение периода активной трудоспособности содействуют развитию человеческого капитала, ведут к повышению производительности труда, снижению затрат на выплаты по временной нетрудоспособности и, в конечном итоге, к повышению эффективности экономики.

       По  показателям здоровья, к которым  относятся продолжительность жизни, рождаемость, смертность, судят об уровне жизни общества, о его социальном прогрессе. Беларусь занимает по отдельным показателям (материнская смертность и смертность детей, уровень вакцинации) одно из самых высоких мест в Центральной и Восточной Европе. По сводному индексу Всемирной организации здравоохранения Республика Беларусь находится на 53-м месте из примерно 190 стран мира (для сравнения: Украина - на 60-м месте, Латвия - на 67-м, Россия - на 100-м) [7].

       Главной целью развития системы здравоохранения  является обеспечение населения  доступной и качественной медицинской  помощью.

       Как видно из рисунка 4, белорусская система здравоохранения демонстрирует положительную динамику рождаемости в республике. Вместе с тем, намечается тенденция к снижению смертности. Показатель же младенческой смертности за 2 месяца 2008 года составил 4,2 % на 100 новорождённых (2007 год – 5,7 %) и является одним из самых низких уровней среди стран СНГ [7].

       Вместе  с тем, ряд проблемных, требующих  решения вопросов связан с медико-демографической  ситуацией, а также финансированием  отрасли. В 2006-2007 гг. расходы консолидированного бюджета республики на здравоохранение  составили 4,5 % от ВВП (Рисунок 5). Это несколько выше, чем в других странах СНГ, и значительно ниже, чем государственные расходы на здравоохранение в странах ЕС. В среднем по странам ЕС государственные расходы на здравоохранение составляют 5-6 % от ВВП. Кроме того, в странах ЕС частные расходы на эти цели почти в 2 раза выше, чем в Беларуси, и составляют 2-3 % от ВВП.

       Финансирование  отрасли из общих расходов консолидированного бюджета увеличилось в 2007 году по сравнению с 1995 годом в 4,3 раза, однако для обеспечения устойчивости доступности национальной системы охраны здоровья необходим поиск решений, обеспечивающих не только эффективное использование ресурсов, но и дополнительное финансирование здравоохранения [11].  

       Рис.4. Динамика числа родившихся и умерших в Республике Беларусь за 1990-2006 гг.

       Источник: [7, с.24, рисунок 3].

       

       Рис.5. Расходы консолидированного бюджета  Республики Беларусь на здравоохранение

       Источник: [8, с.60, рисунок 1].

       В течение 2003-2007 гг. приняты действенные  меры по развитию здравоохранения, совершенствованию системы его финансирования, управления, инвестиционной политики, экономии и перераспределению ресурсов (табл. 3).

       Денежные  средства из республиканского бюджета  составляют 22% средств, выделенных на финансирование здравоохранения из консолидированного бюджета, из местных бюджетов – 78%. 

       Продолжается  работа по совершенствованию оплаты труда работников здравоохранения. Среднемесячная зарплата в феврале 2008года в организациях здравоохранения  составила 610,4 тыс. руб. (284 долл. США), что на 10,7 % больше, чем в феврале 2007 года.

       В январе-феврале 2008 года к уровню аналогичного периода 2007 года темп роста платных  медицинских услуг, оказанных населению  через все каналы реализации, в  сопоставимых ценах составил 126,4 %. На 10,7 % возросли тарифы на платные медицинские услуги, что послужило одной из причин низкого уровня их потребления. Изменился и стал равным 108,3 % индекс цен на медикаменты.

       Таким образом, основными задачами в области  здравоохранения на данном этапе  является улучшение состояния здоровья населения, для чего необходимо: активировать работы по проведению целевой диспансеризации населения; увеличить виды и объёмы высокотехнологичной медицинской помощи; укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений; повысить эффективность использования финансовых и материальных ресурсов [9].

       Таблица 3

Финансирование  отрасли здравоохранения из бюджета 

       
 
 
Год
Финансирование  из консолидированного бюджета        В том числе:
       Из республиканского бюджета        Из  местных бюджетов
Млрд. руб. Млн. долл. США Млрд. руб. Млн. долл. США Млрд. руб. Млн.долл. США
1990 2000 344,8        500        86,2        1500        258,6
1995 5426 470,8        1194        103,6        4232        367,2
2000 449 561,3        99        123,8        350        437,5
2001 873 614,8        192        135,2        681        479,3
2002 1270 704,0        279        154,7        991        549,3
2003 1814 874,2        399        192,3        1415        681,9
2004 2240 1035,1        493        227,8        1747        807,3
2005 2964 1375,4        652        302,6        2312        1072,8
2006 3528 1644,0        770        358,8        2758        1285,2
2007 4316 2008,4        938        436,8        3378        1571,6
2008 5400 2523,0        1170        550,0        4230        1973,0
 

Источник: [8, с.61, табл. 1]. 
 
 

       2.3.2 Анализ основных направлений развития системы образования в Республике Беларусь 

             Учреждения образования в текущем периоде стремились к обеспечению доступности, повышению качества и инновационного уровня образования. На качественно новый уровень в своём развитии вышла высшая школа страны: совершенствуется содержание образования, объём и структура подготовки специалистов, внедряются инновационные технологии и программы, укрепляется связь с производством. На 10 тыс. населения приходится 415 студентов вузов, что является одним из самых высоких показателей среди европейских государств.

       В рамках реализации Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. в I квартале выполнены соответствующие этапы маркетинговой проработки и разработки бизнес-планов проектов по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, завершено выполнение НИОКР по ряду разделов.

       Вместе  с тем на фоне сложившихся позитивных тенденций в ходе проведения реформы общеобразовательной школы, не успевшей закончить свой полный цикл, обозначился ряд проблем и противоречий. Предполагаются кардинальные перемены в школе, и главная из них – возможность возврата к 11-летнему образованию. Вопрос о целесообразности 12-летнего образования в Беларуси находится на стадии обсуждения в межведомственной комиссии.

       Еще одна важная нерешенная проблема в  сфере образования - организация  «обучения в течение всей трудовой жизни», т.е. замена по примеру ЕС всевозможных курсов повышения квалификации и  переподготовки эффективной университетской системой.

       Устойчивому развитию отрасли способствует стабильная оплата туда работников. Так в феврале  текущего года  среднемесячная зарплата в учреждениях образования составила 583 тыс. руб., в том числе учителей – 691 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1239 тыс. руб.

       Дальнейший  путь развития общеобразовательной  школы связан с необходимостью заботы о состоянии школьников; с повышением качества образования; пересмотром учебных планов и программ, упрощением учебников с целью недопущения излишней перегрузки учащихся; сохранением профильных классов на старшей школьной ступени; с разработкой чётких целей и требований к программе развития каждого общеобразовательного учреждения [9].

       Белорусское государство расходует значительные средства на образование: в 1999г. - 6,4% ВВП, в 2004г. - 6,8% ВВП (в странах ОЭСР среднее значение - 5,2% ВВП). Стоит проблема повышения эффективности их использования, в частности, повышения производительности труда преподавателей: в Беларуси на одного учителя приходится 10,2 учащихся, а на одного преподавателя вуза - менее 10 студентов; в странах ОЭСР - соответственно 14,3 и 17.

       Планируется довести расходы на образование  до 10% от ВВП и увеличить их с 5 трлн. руб. в 2006г. до 40,3 трлн. руб. в 2010г. При этом бюджетные ассигнования возрастут с 4,7 трлн. руб. до 38,1 трлн. руб., внебюджетные средства - с 337 млрд. руб. до 2203 млрд. руб. В целом определение пропорций между бюджетным и внебюджетным финансированием - непростая проблема. В развитых странах эта пропорция обычно имеет вид 4: 1. Источниками внебюджетных финансовых ресурсов образовательных учреждений являются:

  • оплата обучения по контрактам организаций-заказчиков, целевое обучение студентов, повышение квалификации, переподготовка;
  • плата за обучение непосредственно обучающимися;
  • научные исследования по заказам предприятий, фирм, организаций, научных фондов, программ;
  • доходы от вузовских центров трансферта технологий, инновационное предпринимательство;
  • средства семей на оплату услуг репетиторов;
  • добровольные пожертвования (шефская помощь школе со стороны предприятий, средства семей школьников на покрытие текущих расходов), которые также необходимо увеличивать. Это позволит улучшить финансирование технического обеспечения учебного процесса [7].
 
 
 
 

       2.3.3 Анализ основных направлений развития культурной сферы Республики Беларусь

       Особое  место в жизни общества занимает сфера культуры как один из важнейших ресурсов идеологии государства, формирования здорового образа жизни и духовного развития личности.  К учреждениям культуры в Республике Беларусь относятся библиотеки, дворцы и дома культуры, клубы, музеи, выставочные залы, театры и т.д. ( Табл. 3)

       Таблица 3

       Культурные  учреждения Республики Беларусь 

Учреждения  культуры 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007
Число библиотек 5200 5166 4890 4743 4738 4764 4776
в них читателей, тыс. чел. 4620 4620 4440 4329 4569 4803 4713
Число клубных учреждений 4654 4636 4374 4234 4216                  
Число музеев 134 134 135 136 139 144 148
Число посещений за год, тыс. 3804 3900 3600 3600 3976 3661 3831
Число театров 27 27 27 28 28 29 29
Число посещений за год, тыс. 2047 1900 1800 1800 1842 1824 1949

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь