Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью исследования является определение направлений развития социальной политики государства. Вместе с тем, цель включает в себя стремление показать важность, необходимость социальных преобразований. Что касается задач, которые следует решить для достижения этой цели, то это, прежде всего, всесторонний анализ действий государства, формирующих социальную политику, анализ статистической информации о состоянии и динамике соответствующих показателей, в частности, отражающих уровень доходов, уровень занятости населения, эффективность системы защиты граждан, уровень развития социальной сферы нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика социальной политики государства…………....5
1.1 Сущность социальной политики государства……………………....5
1.2. Функции и задачи социальной политики Республики Беларусь……....7
1.3. Критерии эффективности и принципы социальной политики Республики Беларусь………………………………………………………....9
2. Основные направления социальной политики Республики Беларусь…….12
2.1.Политика регулирования доходов населения и занятости……………..12
2.1.1. Политика регулирования доходов населения……………………13
2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь……...18
2.2. Политика социальной защиты…………………………………………...20
2.3.Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь………....22
2.3.1. Анализ состояния системы здравоохранения в
Республике Беларусь……………………………………………………….24
2.3.2. Анализ основных направлений развития системы
образования в Республике Беларусь…………………………………………....27
2.3.3. Анализ основных направлений развития культурной
сферы в Республике Беларусь…………………………………………………..29
3.Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….….31
3.1. Повышение уровня и качества жизни населения……………………….31
3.2.Совершенствование трудовых отношений и политики
занятости населения……………………………………………………………..33
3.3.Политика социальной защиты населения………………………………..35
3.4. Преодоление проблем социальной сфере в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………..…...43
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

            

       Рисунок 3.Номинальная начисленная зарплата работников отраслей Республики Беларусь в I квартале 2008 г.

       Источник: [8, с.11, рисунок 2].

       Реальная  заработная плата в республике увеличилась за январь-март 2008 года к соответствующему периоду 2007 года на 8,3 %, в том числе: в промышленности – на 12.7 %, в сельском хозяйстве – на 9,1 %, в строительстве – на 9,9 %, в страховании – на 10 % [8].

          Концепция оплаты труда в современной Беларуси включает в себя следующие принципы:

  • равные возможности для зарабатывания средств независимо от сфер деятельности;
  • вознаграждение в зависимости от количества и качества труда;
  • самостоятельность предприятий в организации системы оплаты труда;
  • государственная регламентация минимума заработной платы;
  • переговорно-договорная форма взаимодействия между субъектами отношений по заработной плате;
  • повышение удельного веса тарифа в заработной плате до среднемирового уровня (75%) и снижение роли всевозможных субъективных доплат.

       Не  все из сформулированных принципов  сегодня полностью реализованы. Это касается и самостоятельности предприятий в вопросах организации оплаты труда, и равных возможностей зарабатывания средств независимо от сфер деятельности. Очевидно, что финансовые возможности в бюджетной сфере, сфере материального производства и сфере финансовых услуг различны. Тем не менее, существование единой тарифной сетки, исполняющей роль ограничителя, ведет к выравниванию заработной платы в разных сферах. Некоторые считают, что более целесообразно введение системы отраслевых сеток, объективно обосновывающих соотношение в оплате труда работников различных профессий, уровней квалификации.

       В белорусской концепции оплаты труда  особая роль принадлежит также минимальной заработной плате (МЗП) как инструменту государственного регулирования в области оплаты труда. МЗП - экономический норматив социальной гарантии. Сейчас МЗП составляет 223,8 тыс. руб. Тарифная ставка первого разряда с 1 апреля 2008 года была установлена в размере 73 тыс. руб., введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам работников организаций бюджетной сферы, тарифицируемых 1-27 разрядами, в пределах от 2,260 до 0,978. На данный момент она повысилась и составляет 77 тыс. руб.

       Несмотря на законодательное закрепление значимости минимальной заработной платы в качестве социального норматива, соотношение МЗП и основных социальных нормативов остаётся весьма низким. В январе-мае нынешнего года соотношение МЗП и средней заработной платы составило 26 %, МЗП и минимального потребительского бюджета – 63,7 %, МЗП и бюджета прожиточного минимума – 90 %, а по нормативам Международной организации труда, МЗП должна составлять 50 % от уровня средней заработной платы и 70 % от прожиточного минимума [10].

           Как было отмечено выше, в сфере оплаты труда существует ряд проблем: низок уровень доли заработной платы в денежных доходах населения, не унифицирована система надтарифных выплат и надбавок, заработная плата не выполняет в полной мере воспроизводственную и стимулирующую функции, отсутствует учёт инвестиционной составляющей заработной платы, необходимой для обеспечения качественного расширения воспроизводства человеческого потенциала. В связи с этим основными задачами в текущем году являются: дальнейшее развитие системы государственного, рыночного и коллективно-договорного регулирования оплаты труда работников организаций экономики; усиление зависимости заработной платы от эффективности хозяйствования; повышение тарифной ставки первого разряда путём последовательного приближения её величины к бюджету прожиточного минимума; совершенствования механизма стимулирования труда руководителей высшего звена управления и др.[9].

       2.1.2 Оценка уровня занятости населения Республики Беларусь 

       Проблема  безработицы и связанная с ней потеря дохода – одно из самых острых проявлений социально-экономической нестабильности. По показателю занятости можно судить об экономической и социальной стабильности страны. Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить экономически эффективную занятость при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Различают активное и пассивное регулирование занятости.

       Белорусская социальная политика ориентирована  на активное регулирование. При активном регулировании государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграция и т.д. Белорусское государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда и особенно много внимания уделяет переподготовке временно безработных, т.е. созданию в форме центров занятости системы механизмов, с помощью которых все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества  в целом [7]. Структура занятости и ситуация на рынке труда в Республике Беларусь представлена в табл. 1.

       Политика  занятости в 1 квартале 2008 года была направлена на повышение уровня занятости  населения и обеспечение её эффективности. Реализация правительством комплекса  мер по содействию занятости населения  обеспечила дальнейший рост численности работающих в экономике на конец марта 2008 года до 4455,1 тыс. чел. ( по прогнозу на 2008 год – 4460 тыс. чел.) [9].

       Что касается числа безработных, то по состоянию  на август 2007 года оно составило  всего 1,1 % от общей численности трудоспособного населения - это рекорд среди всех стран с переходной экономикой. Демографическая ситуация в Беларуси такова, что в ближайшее время наша экономика будет испытывать дефицит рабочей силы. Вместе с тем рыночная экономика не исключает, что при этом из-за структурных изменений могут появляться временно безработные. Программой социально-экономического развития на 2006-2010гг. предусматриваются увеличение числа занятых в экономике - к 2010г. до 4740-4775 тыс. чел. (в 2006г. -4330-4377 тыс. чел.) и поддержание уровня безработицы в пределах 1,5-2% [7]. 
 
 
 
 

       Таблица 1

       Занятость населения и рынок труда в  Республике Беларусь 

Показатель 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
Население, тыс. чел., на конец года  
10210
 
10177
 
10142
 
10093
 
10051
 
10019
 
9990
 
9951
 
9899
 
9849
 
9800
 
9751
 
9714
Экономически  активное население, тыс. чел.  
4819
 
4524
 
4537
 
4528
 
4528
 
4542
 
4537
 
4520
 
4500
 
4480
 
4428
 
4426
 
4466,1
 
Его удельный вес, %
 
46,6 
 
 
 
 
 
 
 
47,0
 
46,2
 
45,9
 
45,5
 
45,9
 
46,4
 
45,3
 
45,3
 
45,3
 
45,2
 
45,4
 
45,9
Занятых, тыс. чел. 4701 4410 4365 4370 4417 4442 4441 4417 4380 4339 4316 4350 4362
Безработных, тыс. чел.  
101,2
 
114,6
 
182,5
 
126,2
 
105,9
 
95,4
 
96,0
 
102,1
 
139,5
 
140,7
 
111,9
 
76,5
 
52,0
Удельный  вес безработных в экономически активном населении, %  
2,1
 
2,9
 
4,0
 
2,8
 
2,3
 
2,1
 
2,1
 
2,3
 
2,7
 
3,1
 
1,9
 
1,5
 
1,2
Бюджет  фонда занятости, млн. руб.  
43,4
 
319,9
 
753,5
 
887,4
 
1516,7
 
4609,5
 
15930,0
 
37446,3
 
61720,9
 
109140
     
 
Его доля в ВВП,  (%)
   
0,26
 
0,39
 
0,24
 
0,22
 
0,15
 
0,17
 
0,22
 
0,24
 
0,3
     
 

       Источник: [Статистический ежегодник 2007]. 
 
 
 

       2.2 Политика социальной защиты 

       К ряду насущных относится задача дальнейшего  развития системы социальной защиты населения. В социальной защите нуждаются три группы населения: пенсионеры; инвалиды и безработные; дети и учащаяся молодежь. Иными словами, работающая часть общества содержит три указанные не работающие в данный момент времени категории населения. От пропорций указанных групп и от механизмов перераспределения ресурсов от работающих к неработающим в значительной степени зависит экономическая активность населения и, следовательно, экономический рост. Социальная защита реализуется в виде пенсий, стипендий, пособий, а также в виде снижения налогов, предоставления льгот и т.д. [7].

       В 2007 году произошли изменения в  механизмах предоставления социальной поддержки населению. Проведено  упорядочение социальных льгот. Вместо предоставления льгот исключительно  в соответствии со статусом социальная поддержка стала теснее увязываться с доходами. При этом она приобрела более справедливый характер. Теперь социальная помощь может предоставляться всем, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

       Упорядочение  льгот неоднозначно повлияло на  уровень материального положения граждан. В основном ухудшение положения почувствовали студенты, учащиеся, пенсионеры. В целях выявления пробелов в новой программе и исправления её недостатков в регионах республики в 2008 году проводится мониторинг предоставления адресной социальной помощи.

       Вместе  с тем увеличение объёма ресурсов, направляемых на адресную социальную помощь, повышение критерия нуждаемости  для её предоставления с 60 % бюджета  прожиточного минимума до 100 % позволило  расширить охват нуждающихся в социальной помощи. В январе-марте 2008 года адресная помощь была назначена 129,1 тыс. чел. против 59,2 тыс. в минувшем году.

       По-прежнему в центре внимания государства находится семья. Для поддержки молодых семей предусмотрены меры по улучшению их жилищных условий в случае рождения ребёнка, выделению безвозмездных субсидий и использованию механизма льготного кредитования.

       В республике продолжается работа по усилению государственной поддержки семей  с детьми. С января 2008 года пособие  по уходу за ребёнком в возрасте до 3-х лет выплачивается в размере 80 % бюджета прожиточного минимума. Его величина регулярно пересматривается в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. В январе-июне 2008 года в сравнении с тем же периодом 2007 года среднемесячный  размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет увеличился на 42,7 % (по прогнозу – 28,5 %) и составил в июне 167,7 тыс.руб., на детей старше 3-х лет – на 16 % (по прогнозу – 12,5 %) и составил 62,9 тыс. руб.

       В стране постоянно проводится постоянная работа по защите детства. В I квартале 2008 года дальнейшее развитие получила система защиты прав и законных интересов всех детей, и, прежде всего детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития; детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

       Важнейшая составная часть социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц  – пенсионное обеспечение.

       Осуществляется  поступательный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста оплаты труда  занятых в экономике. Рост достигается периодическими пересчётами как в связи с ростом заработной платы, так и с изменениями бюджета прожиточного минимума.

       В январе-марте 2008 года средний размер назначенных пенсий составил 341,4 тыс. руб., а в марте – 348,1 тыс., в том числе средний размер пенсий по возрасту – 366,3 тыс., минимальная пенсия по возрасту  - 202,4, по инвалидности – 319,5, по случаю потери кормильца – 216,3, социальная – 132,7 тыс. руб. По расчётам Министерства труда и социальной защиты, максимальная пенсия для работающих пенсионеров в марте составила 413,3 тыс., для неработающих – 569,4 тыс. руб.

       В целом размер назначенных пенсий по сравнению с мартом прошлого года увеличился на 10,5 %, а с начала года – на 2 %. Ниже гарантированного государством минимума материальной обеспеченности находятся социальные пенсии. Эта проблема требует повышенного внимания, поскольку с увеличением критерия нуждаемости до уровня бюджета прожиточного минимума получатели социальных пенсий практически могут оказаться за чертой бедности. Необходимо также поднимать размеры пособий по уходу за инвалидами первой группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста [9].

       Продолжается  работа по реализации мероприятий целевых  государственных социальных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совершенствуется система социального обслуживания населения. Развивается структура и укрепляется материально-техническая база центров социального обслуживания населения, совершенствуются и внедряются новые технологии формы социальной работы, расширяется предложение социальных услуг [7].

        

2.3 Анализ состояния социальной сферы в Республике Беларусь 

       Под социальной сферой понимается совокупность институтов и отношений в области образования, здравоохранения, культуры. Сегодня потребности в услугах социальной сферы в Республике Беларусь обеспечиваются в основном из государственного бюджета.

Информация о работе Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь