Налоговый контроль за взиманием налогов из выручки от реализации продукции, работ, услуг, товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВЗИМАНИЕМ НАЛОГОВ ИЗ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ, ТОВАРОВ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы налогового контроля за взиманием налогов из выручки от реализации продукции, работ, услуг, товаров.….……………….7
1.1. Понятие, формы, методы и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля………………………………………………….7
1.2. Виды налогов, взимаемых из выручки от реализации продукции, работ, услуг, товаров, порядок исчисления и уплаты в бюджет ……………………15
2. Организация контрольной деятельности налоговых органов в Республике Беларусь ………………………………………………………………….……...20
3. Анализ налогового контроля за правильностью исчисления и взиманием налогов из выручки от реализации отдела контроля за организациями негосударственной формы собственности инспекции Министерства по налогам и сборам по Борисовскому району………………………….………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсач готовый001.docx

— 68.46 Кб (Скачать)

       2.  Отдел контроля за организациями негосударственной формы собственности.

       3.  Отдел оперативных контрольных мероприятий.

       Рассмотрим  подробнее контрольную работу отдел  контроля за организациями негосударственной  формы собственности.

       При проведении проверок отделом контроля за организациями негосударственной  формы собственности используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

       При сплошных документальных проверках  на первоначальном этапе осуществляются изучение действующей у проверяемого плательщика системы внутрихозяйственного учета, исследование документов в целях  установления соблюдения требований законодательства, анализ первичных учетных и расчетных  документов с целью определения  их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям. Далее  должностным лицом налогового органа сопоставляются данные бухгалтерского и налогового учета с данными  отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.), соотносятся записи, документы  и фактические данные по одним  операциям с записями, документами  и фактическими данными по связанным  с ними другим операциям проверяемого плательщика, сличаются имеющееся  у проверяемого плательщика выписки  банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке. На заключительном этапе при выявлении нарушений  законодательства составляется акт  проверки в двух экземплярах, при  необходимости направления материалов проверки в суд (другие инстанции), акт проверки составляется в трех экземплярах. При соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству составляется справка.

       Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных  операций и документов, которыми оформлялись  эти операции.

       Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны  хозяйственной деятельности плательщика, с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей  с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с  взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной  деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным  лицом) правил учета хозяйственных  операций.

       Также в ходе проведения контрольных мероприятий  в отделе контроля за организациями  негосударственной формы собственности  осуществляются встречные проверки, контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг). [11]

       Основным  показателем финансовой состоятельности  предприятий является выручка от реализации продукции, товаров, работ (услуг), от которой в последующем  и зависит размер налоговых платежей. Поэтому правильность отражения  поступающих доходов в бухгалтерском  учете, на расчетных счетах в банках, правильность определения затрат, исключаемых  при налогообложении, рассматривается  должностных лицом налогового органа в первую очередь.

       Анализируя  структуру налоговых платежей в  районе, можно отметить, что здесь  наибольший удельный вес занимает налог  на добавленную стоимость. Велика также  и доля платежей в бюджет, производимых от выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также налогов  на фонд оплаты труда. Принимая во внимание, что в Борисовском районе сконцентрировано большое количество предприятий  с долей государственной собственности, а также предприятий с низкой рентабельностью и убыточностью, поступления в бюджет налогов  из выручки от реализации товаров, работ (услуг) сокращаются.

       Обратимся к анализу контрольной работы отдела контроля за организациями негосударственной  формы собственности за два предыдущих года.

       Для оценки деятельности отдела в области  налогового контроля целесообразно  рассмотреть соответствующие формы  отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой  для анализа здесь является «Анализ  работы инспекторов отдела контроля за организациями негосударственной  формы собственности» за 2009-2010 гг.

       В 2009 - 2010 годах инспекцией осуществлялся  ряд мероприятий по контролю за соблюдением  законодательства о налогах и  предпринимательстве, снижению или  недопущению роста задолженности  по каждому плательщику. С этой целью  работниками инспекции проводилась  методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками.

       По  предприятиям негосударственной формы  собственности проверено более  половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений  у проверенных плательщиков – 91,5%. В целом, результативность проверок в плане выявления нарушений  достаточно высока. Это свидетельствует  не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых  инспекторов, осуществляющих проверки.

       В результате проводимой работы в 2009 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 1 708 676,2 тыс. руб. Из них взыскано 1 434 444,7, что составляет 83,95% от допричисленных сумм. [12].

       Отделом контроля за организациями негосударственной  формы собственности за 2009 г. проведены  налоговые проверки у 135 плательщиков, из которых у 113 установлены нарушения. В итоге среди нарушений налогового законодательства большая часть  приходится на налог на добавленную  стоимость – 63,3%, на налог на прибыль  – 15,1%.

       Рассматривая 2010 год, можно отметить следующее: в  связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» № 510 от 16.10.2009, число проверок резко сократилось. Проверки разрешено проводить только при наличии достоверных фактов нарушения законодательства или  по поручению уполномоченных органов. Соответственно, в 2010 году количество допричислений по документальным проверкам  резко сократилось. Так за 2010 г. проведены  налоговые проверки у 58 плательщиков, из которых у 58 установлены нарушения. Налоговых проверок проведено в 2010 на 37,7% ниже, чем за 2009 года. Допричислено 1 538 932,2 тыс. руб. Из них взыскано 1 305 308,0, что составляет 84,82% от допричисленных сумм. [13].

       Практически у каждого предпринимателя, занимающегося  деятельностью, связанной с приемом  наличных денежных средств и отражением выручки от реализации товаров в  бухгалтерском учете, имеются нарушения, которые он чаще всего не скроет (отчасти в силу внезапности проверки). Субъект же хозяйствования при выездной проверке (особенно плановой) имеет  возможность так или иначе  избежать выявления нарушений. Но стоит  также отметить, что документально  проверяются в основном крупные  и наиболее перспективные в плане  возможных нарушений (что выясняется по итогам предварительного контроля) налогоплательщики. Здесь ключевое значение имеет правильный выбор  таких плательщиков, поскольку наибольшие издержки инспекция несет именно по выездным проверкам и необходимо их оправдывать.

       Как свидетельствует практика, большинство  нарушений (особенно выявляемых на предприятиях в ходе документального контроля) являются не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками бухгалтерии, являющимися, как правило, следствием нестабильного и сложного налогового законодательства. Поэтому  по итогам контрольной работы допричисляются достаточно незначительные суммы. Несколько  иной является ситуация с индивидуальными  предпринимателями. Представители  данной категории налогоплательщиков часто умышленно нарушают закон, главным образом не уплачивая  единый налог или занимаясь незарегистрированной предпринимательской деятельностью. В связи с этим в последнее  время инспекция уделяет большее  внимание работе с ними.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В современных условиях в системе  финансового контроля важное место  занимает такой его вид, как налоговый  контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о  налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся  государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

       Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено  наличием объективной категории  налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

       Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

       Создание  прочной финансовой основы существования  государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в  сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное  и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания не только общей налоговой системы, а именно  эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном  соблюдении прав организаций и физических лиц. Если рассматривать государственный  уровень, значительное внимание в настоящее  время уделяется созданию налоговой  системы государства в целом, организации налогового контроля за соблюдением налогового законодательства. Рассматривая уровень предприятий, то здесь главное место отводится  выручке от реализации, так как  именно от нее зависит поступление  налогов в бюджеты и соответственно дальнейшее развитие нашего государства.

       Для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой законодательной  базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

       Естественно, от эффективной работы контролирующих органов напрямую зависят налоговые  поступления в бюджет государства. И в настоящее время в условиях уклонения от налогов со стороны  субъектов хозяйствования и иных плательщиков стоит задача повышения  эффективности системы налогового контроля в республике.

       Анализ  контрольной работы отдела контроля за организациями негосударственной  формы собственности инспекции  Министерства по налогам и сборам по Борисовскому району за 2009-2010 годы свидетельствует  о том, что в последнее время  достаточно высоким является процент  выявления тех или иных нарушений  по результатам контрольных мероприятий, что свидетельствует о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными налоговыми нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому отчасти является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.

       В заключение следует заметить, что  повышение качества и эффективности  налогового контроля не означает его  усложнения. Проведение мероприятий  налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И  в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 280 с.;
  2. Заяц Н. Е. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 320 с.;
  3. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. – 160 с.;
  4. Налоги: Учебн. пособие / Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 368 с.;
  5. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320 с.;
  6. Матюш И.А. Декларация по налогу на недвижимость: внесение изменений и дополнений  // Главная книга – 2011. -  № 7(45) апрель;
  7. Специалисты «ЮрСпектр». Налоговые изменения 2011 года // Главная книга – 2011. -  № 2 январь;
  8. Луцевич И. Я. Виды налоговых проверок // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь. – 2001. – № 37;
  9. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть) (в ред. Законов Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З). 29.12.2009 № 71-3;
  10. Указ Президента Республики Беларусь. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. 16.10.2009 № 510;
  11. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Ометодах и способах проведения проверок налоговыми органами. 31.12.2009 № 88;
  12. Анализ контрольной работы отдела контроля за организациями негосударственной формы собственности ИМНС по Борисовскому району за 2009 год/ www.adzinstva.by/;
  13. Анализ контрольной работы отдела контроля за организациями негосударственной формы собственности ИМНС по Борисовскому району за 2010 год/ www.adzinstva.by/;
  14. Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам по Борисовскому району / www.nalog.by /;
  15. http://www.nalog.by/regions/minobl/;
  16. www.bdg.minsk.by;
  17. www.nalog.by;
  18. www.nalvest.com.;
  19. www.ncpi.gov.by;
  20. www.adzinstva.by;
  21. www.neg.by.

Информация о работе Налоговый контроль за взиманием налогов из выручки от реализации продукции, работ, услуг, товаров