Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Основной целью реформирования налоговой системы должно стать достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). Однако это далеко не простая и в определенной мере противоречивая задача.
Вышеперечисленные меры совершенствования налоговой системы позволят обеспечить финансовую и социальную стабильность, создать макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повысить уровень жизни населения с учетом решения экологических проблем.
До сих пор среди экономистов нет единого мнения о том, какой должна быть идеальная система сбора налогов и возможно ли создание таковой.
Сегодня в Министерство по налогам и сборам поступают регулярно предложения по ее преобразованию. Многие из них заслуживают внимания и учитываются в ходе постоянной и кропотливой работы по совершенствованию действующего налогового законодательства, некоторые можно рассматривать только как перспективные, поскольку на нынешнем этапе развития национальной экономики они не могут быть реализованы.
Развитие налоговой системы, отвечающее
государственной стратегии
Усиление социальной направленности в развитии экономики, постоянно возрастающие расходы государства и отсутствие возможности их финансирования за счет бюджета послужили поводом для выделения государственных приоритетов и финансирования их за счет средств различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые зачастую возникали спонтанно, без должного экономического обоснования и ожидаемых социальных последствий.
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:
Одна из приоритетных задач, стоящих перед налоговыми органами, - совершенствование налогового законодательства. Работа в данном направлении должна вестись в сторону систематизации, сокращения перечня налогов и величины налоговых ставок.
В настоящее время количество нормативных
правовых актов Министерства по налогам
и сборам равно 87, что затрудняет
осуществление платежей налогоплательщиками.
В области нормативно-
В связи с постоянным совершенствованием налоговой системы, развитием экономической системы необходимо расширение правовой базы, для обеспечения институциональной основы взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства.
Необходимо отметить, что налоговая система представляет собой не только перечень обязательных платежей, взимаемых в бюджет, но и целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением и отменой налогов и сборов, порядком их исчисления и уплаты, определением прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, проведением процедур контроля, формированием правовой базы налогообложения. Следовательно, и упрощение налоговой системы должно проводиться комплексно по всем ее элементам, а не сводиться только к сокращению числа налогов и снижению налоговой нагрузки.
Поэтому законодательными актами, предполагающими внесение изменений и дополнений в акты законодательства по вопросам налогообложения, должно предусматриваться прежде всего упрощение существующего порядка налогообложения, учитывающее как интересы государства, так и налогоплательщика.
Такие преобразования позволят значительно сократить число ошибок, допускаемых плательщиками при исчислении различных налогов.
Поскольку системы налогообложения практически во всех странах носят ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами и основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, в Республике Беларусь также возможно введение необлагаемого минимума для категории населения с низкими доходами. Это позволит перераспределить средства между бедными и богатыми, обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых слоев граждан.
В целях увеличения налоговых поступлений государству не следует увеличивать налоговую нагрузку на существующие предприятия. Необходимо стимулировать активную работу новых компаний посредством предоставления налоговых льгот, введения периода «налоговых каникул» для новых производств. Данные меры должны быть согласованы с Программой развития села и поддержки малых городов с целью создания круга успешных и финансово устойчивых налогоплательщиков. Введение льгот для начинающих субъектов хозяйствования позволит в будущем обеспечить стабильный и постоянный рост доходов белорусского бюджета, избежать зависимости от небольшого числа традиционных предприятий и секторов.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
На основании анализа
Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов оказывает экономическое воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести: отсутствие системного подхода в формирований концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и соответствующей национальной экономике; явное превалирование фискальной функции налогов над экономической; перегруженность налоговой системы Беларуси большим количеством налогов, сборов и отчислений; многократное обложение разными налогами одной и той же базы, в частности, оборотов по реализации продукции (работ, услуг) и фонда заработной платы, что приводит к неравномерной налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики; наличие многочисленных малоэффективных и несистематизированных налоговых льгот; доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми; наличие двойных стандартов у правительства при исчислении одних и тех же показателей для целей налогообложения и бухгалтерского учета, что позволяет взимать налог на прибыль при отсутствии у налогоплательщика объекта обложения и ведет к вымыванию оборотных средств у предприятий и организаций.
За 2009г. энергетичность доходов составила 0,989, что свидетельствует, во-первых, о более медленном темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 1,1 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет менее чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2007г. энергетичность доходов была 0,972).
Налоговая нагрузка на экономику в 2009 году снизилась на 1,2 процентного пункта к ВВП, в 2010 году планируется снижение на 1,3 процентного пункта. Сокращение налоговой нагрузки произойдет за счет отмены ряда налогов.
В 2009 году снижение налоговой нагрузки на 1,2% к ВВП позволило оставить на развитие экономики Br1,4 трлн. В 2008 году налоговая нагрузка снижена на 1%, что высвободило Br1 трлн. Вместе с тем темпы снижения налоговой нагрузки в 2009-2010 годах на 1% в год не являются эффективными и достаточными. При сохранении такого подхода очевидно, что инвестиции пойдут в те страны, где налоговые изъятия ниже. И это не будет способствовать привлечению в нашу страну прямых иностранных инвестиций, а также повышению конкурентоспособности экономики в целом.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед налоговыми органами, - совершенствование налогового законодательства.
Для упрощения налоговой системы должна быть рассмотрена целесообразность уплаты местных целевых сборов (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). Их отмена позволит увеличить объемы прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и расширит перспективы их производственного и социального развития.
В итоге отечественная налоговая система должна стать более стабильной, либеральной и прагматичной. Критерием служит не только стабильная положительная динамика налоговых поступлений, но и ощутимое повышение общего уровня налоговой культуры и ответственности в обществе. Полнота и своевременность поступлений финансовых ресурсов в доходную часть бюджета является неотъемлемым условием для успешного осуществления экономической и социальной политики государства.