Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

дор Ку. Налоговая система.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Однако в условиях высокой инфляции эффективность косвенной формы  обложения резко снижается. Кроме  того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов обусловливает  возникновение негативных последствий. Косвенные налоги способствуют повышению цен, усугубляют инфляционные процессы, стимулируют процесс переложения налогов с производителей товаров на конечных потребителей. Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, снижение ставок налогов по ведущим видам налогов и прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов деятельности, продукции.

Недостатки налоговой системы  Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности (асимметричности) распределения налогового пресса. Асимметричность налогообложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям.

Попытки устранить недостатки налоговой  системы носили косметический характер и не дали значительных результатов, не упростили процедуру исчисления налогов и не снизили уровень налогообложения.

Статистикой разных стран подтверждается существование макроэкономической зависимости: чем выше уровень налоговых  изъятий, тем ниже темпы экономического роста. Данная закономерность наблюдается  и в Республике Беларусь.  Доля налоговых изъятий не должна превышать 15% выручки от реализации и 30% прибыли предприятий [38, c. 57]. В Республике Беларусь эти показатели  составляют 20% и 40% соответственно.

Если говорить о развитых странах, то в зависимости от степени социальной ориентированности общества, уровня экономического развития и стабильности государство регулирует уровень централизации финансовых ресурсов для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. Именно этим обусловлен значительный диапазон по налоговой нагрузке на экономику в развитых странах.

Во многих странах Западной Европы уровень налогового давления на экономику  соответствует или даже несколько  превышает аналогичный показатель в Республике Беларусь. Например, во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии, Италии налоговая нагрузка на экономику колеблется в диапазоне 42-48 процентов, а в Дании, Швеции – 48-50 процентов. Но Мексике, Польше, Словакии, Турции, ряде стран СНГ величина налоговой нагрузки ниже, чем в нашей стране, и варьирует в пределах 19-30 процентов в ВВП.

Рисунок 2.7 – Соотношение динамики ВВП и налоговой нагрузки

Приведенные данные свидетельствуют  о положительном влиянии снижения налоговой нагрузки на экономическую  активность субъектов хозяйствования. Особенно ярко  данная зависимость проявилась в период 1994-1996 гг., когда снижение налоговой нагрузки повлекло за собой значительный прирост ВВП.

Проанализируем уровень централизации  доходов консолидированного бюджета  в Республике Беларусь (таблица 2.7).

В 2008 г. удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составлял 31,5%, в то время как в 2009г. произошло снижение анализируемого показателя на 1,6%. Уровень централизации в 2009 г. составил 29,9%, что свидетельствует о повышении эффективности государственной фискальной политики.

 

Таблица 2.7 - Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели

Единица измерения

2007

2008

2009

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2008 от 2007

2009 от 2008

2008 к 2007

2009 к 2008

Валовый внутренний продукт

млрд. руб.

97165,3

127510

136790

30344,6

9280,1

131,2

107,3

Доходы консолидированного бюджета

млрд. руб.

30611

38152

38976

7541,09

824,0

124,6

102,2

Удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

31,5

29,9

28,49331

-1,6

-1,4

95

95,3


 

 

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8- Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатель

2007

2008

2009

Рост ВВП, %

108,6

110

100,2

Рост налоговых поступлений, %

105,6

108,5

103,5

Энергетичность доходов

0,972

0,986

0,989


 

Расчеты показывают, что за 2009г. энергетичность доходов составила 0,989, что свидетельствует, во-первых, о более медленном темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 1,1 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет менее чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2007г. энергетичность доходов была 0,972).

3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь

3.1 Оптимизация налоговой нагрузки

 

Налоговая нагрузка на экономику в 2009 году снизилась на 1,2 процентного пункта к ВВП, в 2010 году планируется снижение на 1,3 процентного пункта. Сокращение налоговой нагрузки произойдет за счет отмены ряда налогов.

В 2009 году снижение налоговой нагрузки на 1,2% к ВВП позволило оставить на развитие экономики Br1,4 трлн. В 2008 году налоговая нагрузка снижена на 1%, что высвободило Br1 трлн. Вместе с тем темпы снижения налоговой нагрузки в 2009-2010 годах на 1% в год не являются эффективными и достаточными. При сохранении такого подхода очевидно, что инвестиции пойдут в те страны, где налоговые изъятия ниже. И это не будет способствовать привлечению в нашу страну прямых иностранных инвестиций, а также повышению конкурентоспособности экономики в целом.

Таким образом, Министерство финансов начало формировать отдельные параметры бюджета на среднесрочную перспективу (3 года). В соответствующем документе будут укрупненно расписаны основные источники пополнения бюджета, а также направления расходования средств государства. Предполагается, что эти параметры будут закреплены решением правительства. Сам бюджет будет утверждаться традиционно - законом на 1 год.

Переход на среднесрочное бюджетное планирование обеспечит для субъектов хозяйствования, получающих средства из бюджета, определенную стабильность в финансировании их расходов, позволит им более эффективно осуществлять планирование своей деятельности. Каждый получатель бюджетных средств с одной стороны будет видеть отдаленную перспективу своих финансовый обязательств, а с другой - предполагаемые объемы бюджетного финансирования. Такая информация для организаций будет выступать сигналом для разработки собственной стратегии развития.

Кроме указанных изменений в  части налоговой политики, с 2009 года в бюджетной политике планируется перейти на программную классификацию расходов. То есть, впервые в бюджете Беларуси расходы будут классифицироваться по программам. Всего в 2009 году из бюджета осуществляется финансирование 200 госпрограмм.

Следует отметить, что налоговая система без изменений в иных сферах государственного регулирования не в состоянии обеспечивать эффективные инвестиции на территории республики. Так, например, в 2005 г. снизились отчисления единым платежом в Фонд занятости и в Фонд ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 1%. Вместе с тем политика увеличения заработной платы на предприятиях (без обеспечения соответствующего роста производительности труда) нивелировала указанные изменения за счет удорожания фактора «заработная плата».

Незначительное повышение ставок налогов, базой которых является стоимостная оценка производственных ресурсов, может стимулировать проведение мероприятий по повышению эффективности производства посредством поиска путей сокращения соответствующих факторов. Однако такие изменения могут происходить только при наличии конкурентного рынка.

При определении совокупности мер налогового регулирования необходим поиск наиболее эффективных вариантов их применения. Задачи налоговой политики должны согласовываться с особенностями экономики на конкретном историческом этапе, поскольку даже при высоком уровне понимания обществом стоящих задач невозможно обеспечить их решение без наличия соответствующей экономической базы.

Таким образом, налоги могут выполнять активную регулирующую функцию посредством воздействия на поведение налогоплательщиков. Влияние шагов и мер, предпринимаемых государством в области налоговой политики, на принятие субъектами экономических отношений решений в области инвестирования средств обеспечивает согласование интересов общества в ходе выполнения народно-хозяйственных задач. При этом формирование инвестиционного решения является результатом воздействия ряда налоговых факторов. Учет всех обстоятельств и особенностей налогового законодательства необходим для точной оценки эффективности инвестирования.

Поскольку налогообложение в нашей  стране выполняет главным образом  фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений  необходимо усиление роли подоходного  налогообложения, снижение ставок налогов по ведущим видам налогов и прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов деятельности, продукции. Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

С другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства. Это подтверждается результатами проводимых исследований динамики макроэкономических показателей в развитых государствах.

В качестве приоритетной цели совершенствования  налоговой системы должно стать  налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост. Необходимо стимулировать формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также прогрессивных структурных изменений в институциональных секторах экономики. Реструктуризацию и модернизацию белорусской экономики, трансформацию делового климата страны необходимо проводить в том направлении, чтобы основой экономики стали малые предприятия. Это возможно осуществить введением налоговых льгот в секторах экономики, требующих развития, стимулировать эффективно-функционирующие субъекты хозяйствования, импортозамещающие производства, предприятия, внедряющие инновационные технологии.

Основными направлениями совершенствования общей системы налогообложения в целях усиления ее влияния на стимулирование экономической активности субъектов хозяйствования являются следующие:

  • отмена оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращение за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижение фискальной нагрузки на субъекты хозяйствования;
  • трансформация моделей начисления и механизмов взимания социальных платежей в направлении стимулирования высокого уровня заработной платы и легализации всех других доходов физических лиц посредством внедрения регрессивных ставок платежей и персонификации системы пенсионного и социального обеспечения;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы посредством отмены «привязки» к нему различных налогов и платежей как республиканского, так и местного уровня;
  • исключение практики применения индивидуальных льгот по всем применяемым налогам и сборам.

В целях стимулирования деловой  активности, расширения производства, снижения инфляционных тенденций, повышение  совокупного спроса и, как следствие, увеличения налоговых поступлений в бюджет, улучшения финансового положения страны необходимо изменение состава и структуры налогов, степени равномерности (асимметричности) распределения налогового пресса, устранение многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям.

Цель налоговой реформы не должна сводиться к увеличению собираемости налогов и решению проблем  бюджетного обеспечения. По мере снижения обязательств государства в области  бюджетных расходов она должна содействовать уменьшению уровня налоговых изъятий.

Проводимые преобразования должны постепенно сделать налоговую систему  более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических  условиях, в частности, ликвидировать  ситуации, при которых одни несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от своих обязательств законными и незаконными способами.

Необходимо также повысить уровень  нейтральности налоговой системы  по отношению к экономическим  решениям фирм и потребителей. Изъятия в бюджет должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, процессы формирования сбережений.

Ключевым вопросом дальнейшего  совершенствования является администрирование  налогов, направленное на снижение уровня издержек исполнения существующего законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь