Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

дор Ку. Налоговая система.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Налоги являются одним из важнейших  инструментов рыночной экономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленно развитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

1.3. Общая характеристика налоговой системы

Налоговая система государства призвана обеспечить мобилизацию и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны. Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны [12, c. 309]. Исходя из данного определения, налоговая система включает две подсистемы:

  1. подсистему налогов и сборов или налоговый механизм системы налогообложения;
  2. подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.

Именно в налоговой системе  реализуется налоговая политика государства, трактуемая как особая система образования и налогообложения доходов субъектов экономических отношений и налоговых доходов государства, призванная способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния [11, c. 37].

Методы  построения и взимания налогов, их элементы определяются соответствующими законодательными актами. Среди элементов налогообложения выделяют:

субъект налога – это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;

носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Часто субъект и носитель налога совпадают;

объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог (прибыль и доход; стоимость определенных товаров; добавленная стоимость на продукцию, работы, услуги; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами и т.д.);

источник налога – это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог (прибыль, заработная плата, процент, рента);

единица обложения – единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.);

ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта или устанавливается в твердом размере (абсолютная сумма на единицу обложения). Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода;

методы взимания налогов – кадастровый (предполагает использование кадастра (реестра), который содержит перечень типичных объектов (земли, домов и т.д.), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения; изъятие налога до получения владельцем дохода (подоходный налог с физических лиц); изъятие налога после получения дохода (налогоплательщик подает в налоговую инспекцию декларацию, т.е. официальное заявление о полученных доходах, а налоговые органы, исходя от величины объекта обложения и действующих ставок, устанавливают размер налога) [2].

Существует  несколько классификаций налогов. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены, и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги – это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги [4, c. 459].

Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Однако в условиях высокой инфляции эффективность косвенной формы обложения резко снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги способствуют повышению цен, усугубляют инфляционные процессы, стимулируют процесс переложения налогов с производителей товаров на конечных потребителей. Поэтому в зарубежных налоговых системах преобладают прямые налоги, в Республике Беларусь доля налоговых изъятий за счет косвенных налогов по-прежнему высока [10, c. 104].

Для того чтобы  дать оценку справедливости и равенства  взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.

По сфере  распространения налоги делятся  на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки  зрения использования поступивших  средств выделяют общие и специфические  налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (отчисления в пенсионный фонд и пр.) [16, c. 57].

В современных  условиях налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

2) распределительную – перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;

3) регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

4) социальную – финансовые средства от налогоплательщиков через государственный бюджет перераспределяются малоимущим и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам);

5) контрольно-учетную – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

6) стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений, проведение НИОКР), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

7) ограничительную – сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров [7, c. 112].

Указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

При формировании налоговой системы государства  необходимо учитывать мировые тенденции  ее развития, она должна строиться  на сходных принципах, создавать  благоприятные условия для привлечения  иностранного капитала и отечественного экспорта и, конечно же, не подрывать заинтересованности налогоплательщиков в их хозяйственной деятельности. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система, которая может быть двух– или трехзвенная. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

Принципы, которым должна отвечать налоговая  система по А. Смиту, включают нейтральность, справедливость и простоту расчета [7, c. 117]. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время, обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые понятны и налогосборщикам, и налогоплательщикам.

В странах  с федеральным устройством при  формировании налоговой системы  широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации [15, c. 32].

В данном разделе определены основные налоговые регуляторы, изучена экономическая сущность налогов и налоговой политики. Практика свидетельствует, что большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.

Для обоснования  направлений совершенствования  системы налогообложения во втором разделе будет проведен анализ налоговой системы Республики Беларусь и ее эффективности.

2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе

2.1 Характеристика налоговой системы  Республики Беларусь

 

Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

Налоговая система государства функционирует  на правовой основе, в Республике Беларусь правовую основу обеспечивают:

- Конституция  Республики Беларусь, в которой  закреплены основные  нормы, обязывающее  граждан платить налоги, и права  государства в области налогообложения (право законодательной инициативы, право распределения поступлений от налогов и др.);

- специальное налоговое законодательство, определяющее для всех налогов правила и нормы и регулирующее учреждение и порядок взимания каждого налога (Законы Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий, объединений, организаций», «О налогах за пользование природными ресурсами (экологический налог), «О налоге на недвижимость», «О подоходном налоге с граждан» и др.);

- нормативные  акты исполнительной власти, регулирующие  налоговые отношения в тех  целях и объемах, которые предписаны  для них налоговым законодательством.

Правовая  основа, определяющая деятельность налоговой системы в республике, была заложена с принятием Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991г.), который установил круг налогоплательщиков, их права, обязанности, меры ответственности, порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот.

Закон определил  регламент работы и контроль налоговых  органов, порядок обжалования действий должностных лиц. Налоговое законодательство формировалось с учетом ситуации в стране, необходимости становления рыночных отношений, невысокого жизненного уровня населения, глубокого кризиса экономики, последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, сокращения армии, ликвидации оборонных производств.

Перечень  налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь