Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Рисунок 2.4 – Структура налоговых поступлений в территориальном разрезе
Поступления платежей по основным доходным источникам характеризуются следующими показателями, представленными в таблице 2.4.
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что наиболее быстрыми темпами возрастают платежи из прибыли, значительно выросли поступления по налогу при упрощенной системе налогообложения.
Таблица 2.4 – Структура налоговых платежей по видовому составу
Наименование налога |
2008 г. |
2009 г. |
Изменение доли, % | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес |
Темп прироста в сопоставимых ценах, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес |
Темп прироста в сопоставимых ценах, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
налог на добавленную стоимость |
5379,1 |
20,3 |
102 |
6674 |
19,3 |
102,9 |
-1 |
налог на прибыль |
3837,1 |
14,5 |
109 |
5993 |
17,3 |
129,5 |
2,8 |
акцизы |
3010,8 |
11,4 |
96,1 |
3855 |
11,1 |
106,2 |
-0,3 |
подоходный налог |
3080,9 |
11,6 |
110,8 |
4183 |
12,1 |
112,6 |
0,5 |
земельный налог |
432,8 |
4 |
103,1 |
653,8 |
1,9 |
125,3 |
-2,1 |
налог на недвижимость |
1066,7 |
1,6 |
108,2 |
1325 |
3,8 |
103 |
2,2 |
единый налог с ИП и иных физических лиц |
269 |
1 |
99,1 |
225,3 |
0,7 |
69,5 |
-0,3 |
сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхоз. продукции, |
2980,8 |
11,3 |
90,3 |
2631 |
7,6 |
73,2 |
-3,7 |
отчисления в инновационные фонды |
1719,9 |
6,5 |
101,2 |
1987 |
5,7 |
96,3 |
-0,8 |
экологический налог |
555,7 |
2,1 |
97,7 |
478,8 |
1,4 |
71,2 |
-0,7 |
налог при УСН |
105,8 |
0,4 |
136,7 |
351,8 |
1 |
298,6 |
0,6 |
Отрицательная динамика наблюдается по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчислениям в инновационные фонды, экологическому налогу.
Рисунок 2.5 – Динамика соотношения прямых и косвенных налогов
Данные рисунка 2.5 свидетельствуют о преобладании косвенных налогов, что вызывает необходимость реформирования налоговой системы с целью увеличение доли прямого налогообложения.
Значительное влияние на невыполнение плана и отрицательную динамику поступлений оказало снижение поступлений по налогу на прибыль от ОАО «Мозырский НПЗ» и РУП ПО «Белоруснефть». Так, налогооблагаемая прибыль РУП «ПО «Белоруснефть» уменьшилась на 40,4 процента или 371,3 млрд. рублей. В результате поступления налога сократились на 42,2 процента или 90,7 млрд. рублей. Размер налогооблагаемой прибыли ОАО «Мозырский НПЗ» снижен на 80,4 процента (639,5 млрд. рублей), поступления (с учетом льготы по капитальным вложениям в размере 93,8 млрд. рублей) сократились на 93,8 процента или 128,5 млрд. рублей.
В связи с изменением с 1 квартала 2008 г. периодичности уплаты экологического налога в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2008 № 145 (срок уплаты за 4 квартал 2008 г. наступает в январе 2009 г.), а также уменьшением коэффициента индексации сумм налога в 2008 году по сравнению с 2007 годом почти в 3 раза (с 19 до 6,5 процента) в бюджет недопоступило около 60 млрд. рублей.
Значительный прирост
Невыполнение плана и отрицательная динамика поступлений по платежам из выручки обусловлена освобождением в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь:
Общая сумма платежей в бюджет от организаций реального сектора экономики составила 33 408,4 млрд. рублей или 96,5 процента доходов бюджета, и превысила уровень 2007 г. в сопоставимых ценах на 9,4 процента.
Рассмотрим динамику налоговых поступлений в разрезе основных категорий налогоплательщиков (таблица 2.5).
Значительный вклад в
Таблица 2.5 – Структура налоговых платежей по основным категориям налогоплательщиков
Плательщики |
2008 г. |
2009 г. |
Темп прироста в сопоставимых ценах, % |
Изменение доли | ||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес | |||
организации государственного сектора экономики |
22340 |
64,5 |
25100,5 |
64,4 |
12,4 |
-0,1 |
организации негосударственного сектора экономики |
11068 |
32 |
12199,5 |
31,3 |
10,2 |
-0,7 |
индивидуальные |
706,2 |
2 |
1169,3 |
3 |
65,6 |
1 |
физические лица |
513,1 |
1,5 |
506,7 |
1,3 |
-1,2 |
-0,2 |
Итого: |
34627,7 |
100 |
38976 |
100 |
12,6 |
0 |
Значительный вклад в формирование доходов консолидированного бюджета внесли организации государственного сектора экономики, удельный вес поступлений которых в доходах бюджета составил 64,4 процента или 25100,5 млрд. рублей, что на 12,4 процента выше уровня 2008 года. Доля поступлений от организаций негосударственного сектора экономики составила 31,3 процента или 12199,5млрд. рублей, что на 10,2 процента выше уровня 2008 года. Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей сложился на уровне 3 процентов, в бюджет поступило 1169,3 млрд. рублей, что выше поступлений 2008 года на 65,6 процента. Физическими лицами в бюджет уплачено 506,7 млрд. рублей, что составляет 1,3 процента в доходах бюджета и на 1,2 процента меньше чем в 2008 году.
Структура налоговых платежей по категориям плательщиков представлена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Структура налоговых платежей по категориям плательщиков
Таким образом, для налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе характерно:
Эффективность налогового регулирования экономики невозможно оценить каким-либо определенным показателем. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать совокупное влияние налоговых регуляторов на состояние экономики. Одним из критериев эффективности налоговой политики является устойчивый экономический рост и расширение деловой активности. Также необходимо рассматривать достижение основных целей фискальной политики государства.
Показателями, характеризующих эффективность налоговой политики является налоговая нагрузка и уровень централизации финансовых ресурсов. Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к валовому внутреннему продукту (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Налоговая нагрузка по республике Беларусь за 1993-2008 гг. (% ВВП)
Годы |
Темпы роста ВВП |
Налоговая нагрузка без учета ФСЗН |
Налоговая нагрузка с учетом ФСЗН |
1993 |
92,4 |
39,9 |
49,6 |
1994 |
87,4 |
40,1 |
50,3 |
1995 |
89,6 |
32,1 |
46,9 |
1996 |
102,8 |
28,5 |
46,7 |
1997 |
111,4 |
31,2 |
41,9 |
1998 |
108,4 |
31,4 |
41,1 |
1999 |
103,4 |
31,2 |
42,4 |
2000 |
105,8 |
33,4 |
42,2 |
2001 |
104,1 |
30,2 |
41,5 |
2002 |
104,7 |
28,3 |
39,7 |
2003 |
106,8 |
29,3 |
40,7 |
2004 |
111,4 |
31,7 |
43,7 |
2005 |
109,4 |
34,3 |
47,4 |
2006 |
110 |
34,0 |
48,4 |
2007 |
108,2 |
30,3 |
45,6 |
2008 |
110 |
28,7 |
44,3 |
2009 |
100,2 |
29,3 |
43,1 |
Что касается налоговой нагрузки на белорусскую экономику, то в 1993г., после введения в Республике Беларусь в действие новой, ориентированной на рынок системы налогообложения, она реально составляла с учетом отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) – 49,6% от ВВП. В дальнейшем, по мере совершенствования налоговой системы, сокращения количества обязательных платежей в бюджет и снижения их ставок, уровень реальной налоговой нагрузки до 1999г. неуклонно снижался (до 41,1%) несмотря на незначительные колебания в 1996г. (39,2%). Однако в 1999-2000гг. налоговая нагрузка вновь несколько возросла. Эта достаточно тревожная тенденция реального, хотя и не столь значительного, увеличения налоговой нагрузки на экономику указывала на опасность замедления темпов экономического роста с вытекающими отсюда осложнениями в формировании доходов бюджета, а следовательно, и в реализации приоритетных программ социального развития. В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2001г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5% ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье.
В 2002 г. отмечается также падение нагрузки с 41,5% до 39,5% ВВП, однако в 2003г. налоговая нагрузка возросла до 40,7% ВВП.
Планируемое снижение ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5% выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), позволило реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам по сравнению с 2003г. почти на 3% к ВВП, сместить структуру налогообложения в пользу прямых налогов, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых платежей [31, c. 207].
Налогообложение в нашей стране выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговой системе присущи высокие налоговые ставки и общий уровень налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования и преобладание косвенной формы налогообложения (около 70%). Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов. В связи с этим главной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность.