Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.
Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
К республиканским налогам согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» относятся: налог на прибыль, налог на доходы, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, налог на добавленную стоимость, акцизов, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, налог за использование природных ресурсов (экологический налог), таможенные пошлины и таможенные сборы.
К местным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость, налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, земельный налог, налог при упрощенной системе налогообложения, акцизы на вина, напитки слабоалкогольные и винные, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес [5].
В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Близки к ним по действию некоторые косвенные налоги: плата за землю, налоги за пользование природными ресурсами. Они хотя и включаются в себестоимость продукции, но в зависимости от степени использования природных ресурсов влияют на доходность производства. Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели (налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). В налоговых поступлениях госбюджета Республики Беларусь преобладают косвенные налоги (около 70%). Доля косвенных налогов в ценах товаров в Республике Беларусь варьируется в среднем от 14,9 до 70%.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) — республиканский орган государственного управления, обладающий правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения. Организационная структура представлена в Приложении А.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов (рис. 2.1).
Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.
Налоговые органы выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
Рисунок 2.1 - Структура государственных налоговых органов
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.
Налоговая система нашей республики
еще достаточно молода, и в настоящее
время ведется активная работа по
упрощению механизма исчисления
отдельных платежей, рационализации
структуры налогов в
Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность в корректировке установленного механизма налогообложения значительно ниже [19, с. 217].
Реформирование налоговой
В целом, нормативно-правовая база в
области налогообложения
Основной функцией налоговых органов является осуществление деятельности по формированию доходной части бюджета. Динамика поступлений в республиканский и местный бюджеты представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика доходов бюджета за 2007-2008 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп прироста в сопоставимых ценах, % | ||
2008 от 2009 |
2009 от 2008 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Поступления консолидированного бюджета, млрд. руб. |
36589 |
50938 |
83440 |
14348,9 |
32502 |
15,4 |
63,8 |
Доходы республиканского бюджета, млрд. руб., в т. ч. |
24774 |
34326 |
58810 |
9551,9 |
24484 |
14,9 |
71,3 |
по бюджетному управлению Министерства финансов, млрд. руб. |
10129 |
16310 |
19834 |
6181,3 |
3524 |
33,5 |
21,6 |
контролируемые налоговыми органами, млрд. руб. |
26460 |
34628 |
38976 |
8167,6 |
4348 |
8,5 |
12,6 |
Окончание таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля консолидированного бюджета, сформированная за счет поступлений, контролируемых налоговыми органами, % |
72,3 |
68 |
70,5 |
-4,3 |
2,5 |
-6 |
103,6 |
Налоговые поступления в республиканский бюджет, млрд. руб. |
14646 |
18016 |
20173 |
3370,6 |
2157 |
2 |
112,0 |
Налоговые поступления в местные бюджеты, млрд. руб. |
11815 |
16612 |
19873 |
4797 |
3261 |
16,6 |
119,6 |
Доля республиканского бюджета, сформированная за счет поступлений, контролируемых налоговыми органами, % |
59,1 |
52,5 |
57,6 |
-6,6 |
5,1 |
-11,2 |
109,7 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в консолидированный бюджет республики за 2008 год поступило 50937,9 млрд. рублей, что на 15,4 процента в сопоставимых ценах выше уровня 2007 года. Плановые назначения выполнены на 103,8 процента.
Темп прироста поступлений по бюджетному управлению Министерства финансов превысили темп прироста поступлений, контролируемых налоговыми органами, что вызвало снижение удельного веса налоговых поступлений в структуре доходов консолидированного и республиканского бюджета на 4,3% и 6,6% соответственно. Структура доходов республиканского бюджета представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета
За счет поступлений, контролируемых налоговыми органами, в 2009г. сформировано 57,6 процентов или 38976 млрд. рублей доходов консолидированного бюджета, в том числе 52,5 процента (18016,1 млрд. рублей) - республиканского и 100 процентов (16611,6 млрд. рублей) доходов местных бюджетов. Прирост поступлений по отношению к соответствующему периоду 2008 г. составил 12,6 процента, в том числе в республиканский бюджет – 2,0 процента, в местные бюджеты – 16,6 процента.
Ниже приводится анализ структуры доходов консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по бюджетной классификации за 2007-2009гг. (таблица 2.2). Как видно из таблицы, удельный вес налоговых доходов вырос в 2008г. с 63,9% до 64,6%, а в 2009г. планируется его сокращение до уровня 63,4%. В то же время наблюдается постоянный рост неналоговых доходов: 3,7% в 2007г., 4,2% - в 2008 г., 6% - в 2009 г.
Таблица 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета за 2007-2009гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
сумма, млрд. руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд. руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд. руб. |
удельный вес, % | |
1.Налоговые доходы – всего |
19573 |
63,9 |
24661 |
64,6 |
34811 |
63,4 |
в том числе: |
||||||
налоги на доходы и прибыль |
2257 |
7,4 |
2572 |
6,7 |
3991 |
7,3 |
налоги на товары и услуги |
12631 |
41,3 |
13354 |
35,0 |
20387 |
37,1 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
2382 |
7,8 |
6973 |
18,3 |
12286 |
22,4 |
другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
2303 |
7,5 |
1762 |
4,6 |
2322 |
4,2 |
2. Взносы на государственное социальное страхование |
9916 |
32,4 |
11902 |
31,2 |
16820 |
30,6 |
3. Неналоговые доходы |
1123 |
3,7 |
1589 |
4,2 |
3268 |
6,0 |
Итого доходов |
30611 |
100,0 |
38152 |
100,0 |
54899 |
100,0 |
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Динамика доходов консолидированного бюджета за 2007-2009гг.
Приведенные данные свидетельствуют о росте значительном увеличении неналоговых доходов. На 2010г. запланирован их прирост в размере 110%, в то время как налоговые доходы и взносы на государственное социальное страхование увеличатся по прогнозу лишь на 40%.
Рассмотрим структуру
Таблица 2.3 – Территориальная структура налоговых поступлений
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-) |
Изменение доли | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес | |||
г. Минск |
10311 |
39,0 |
12826 |
37,0 |
2514,8 |
-1,9 |
Гомельская область |
4120,2 |
15,6 |
5274 |
15,2 |
1154,2 |
-0,3 |
Витебская область |
3349,1 |
12,7 |
4261 |
12,3 |
911,4 |
-0,4 |
Минская область |
2856,8 |
10,8 |
5213 |
15,1 |
2356,4 |
4,3 |
Брестская область |
2032,9 |
7,7 |
2467 |
7,1 |
433,7 |
-0,6 |
Могилевская область |
1934,3 |
7,3 |
2254 |
6,5 |
319,6 |
-0,8 |
Гродненская область |
1855,4 |
7,0 |
2333 |
6,7 |
477,5 |
-0,3 |
Итого: |
34627,7 |
100 |
38976 |
100 |
4348 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в течение 2008г. произошло существенное увеличение налоговых поступлений от плательщиков Минской области, в то время как удельный вес всех остальных категорий снизился.