Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и значение налоговой политики для Республики Беларусь и ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.
Задачами исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:
•изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
•определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
•изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
•изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
•исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание налоговой политики. 4
1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе 4
1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства 11
1.3. Налоговая политика США 20

2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь 26
2.1. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

2.2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

3. Основные направления по совершенствованию и реформированию налоговой системы 32

Заключение 42

Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

ГР - налоговая политика, мировой опыт и проблемы его применения в экономике РБ (курсовая - Писнк - к - 2 - гр. 721411 - 09.11.08).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

      искаженная налоговая  структура  за счет неоправданно высокой  доли косвенных налогов( в том  числе наличие кумулятивных налогов,  взимаемых непосредственно с  выручки от реализации товаров,  работ, услуг) и низкой доли  индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;

      наличие различного рода мелких  отчислений и сборов в целевые  бюджетные и внебюджетные фонды;

      неупорядоченность введения различного  рода регистрационных, лицензионных  и других целевых сборов;

      допускаемые искажения в механизмах взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль и доходы, подоходный налог с физических лиц, приводящие к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

      непроработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов.

    Многочисленные  изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-1997 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая основ системы. Бессистемность поправок, их количество и частота сделали налоговую систему излишне сложной, запутанной и противоречивой. Все предпринимавшиеся меры давали весьма ограниченный и краткосрочный результат.

    Учитывая  необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере. В качестве главного ориентира были приняты те классические принципы построения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критериями их качества, Конечно, такие изменения необходимо осуществлять в увязке с реальными условиями социально-экономической ситуации в республике.

    Согласно  принятому подходу, многочисленные корректировки налогового законодательства, исходя из сиюминутных интересов, заменялись системными преобразованиями с ориентацией на обеспечение равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости на основе укрепления правовых основ налогообложения.

    В этих рамках в течение 1997-2001 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачетная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путем преобразования в целевые бюджетные фонды. Тем не менее в отношении упрощения и улучшения структуры налоговой системы, снижения уровня налоговых изъятий и улучшения режимов применения отдельных налогов и сборов серьезные шаги пока так и не сделаны.

    Цель  дальнейшей налоговой реформы, как  считают некоторые экономисты, мнение которых мы разделяем, заключается  не в том, чтобы собирать больше налогов  и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы:

    по  мере рыночных преобразований в экономике  снизить общий уровень налоговых  изъятий;

    сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру;

    повысить  уровень нейтральности налоговой  системы по отношению к экономическим  решениям производителей и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений  в систему относительных цен, процессы формирования сбережений, распределения доходов и т.д.).

    Реформа налоговой системы предполагает снижение объема перераспределяемых через  государство средств, нейтральность, справедливость, прозрачность, простоту и недопущение двойного налогообложения. Создание налоговой системы, отвечающей таким требованиям, позволит значительно оптимизировать объем налоговых поступлений, рационализировать доходную часть бюджетов и определить потенциал белорусской экономики с точки зрения перераспределительных возможностей.

    Реформа в налоговой сфере в соответствии с Программой социально-экономических  реформ для Беларуси, проходит по следующим  основным направлениям:

    снижение  налоговой нагрузки;

    упрощение налоговой системы, сокращение числа  и величины налогов;

    ликвидация  налоговых льгот;

    создание  системы эффективного налогового администрирования;

    проведения  амнистии доходов населения;

    упрощение бухгалтерского учета, переход на международные  стандарты бухгалтерского учета, т.е. на обязательное ведение бухучета реализованной продукции и прибыли по методу начислений вместо кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат по моменту возникновения обязательств;

    определение полномочий контрольных органов, их числа, функций и полномочий, а также прав и обязанностей налогоплательщиков при проведении проверок, запрет на проведение внеочередных проверок.

    Налоговая нагрузка снижена за счет уменьшения предельных ставок налогов и сокращения числа налогов. Отмена многочисленных программ корпоративной помощи, инвентаризация инвестиционных проектов республиканского и местных бюджетов, ревизия расходных статей бюджета (сокращение силовых структур, реформа государственной системы управления экономикой) позволила избежать резкого увеличения дефицита бюджета на переходном этапе. В среднесрочной перспективе, когда в большой степени определится налоговая база при новой налоговой системе, проводятся необходимые корректировки доходной и расходной частей бюджета. Многочисленные научные исследования показывают, что оптимальной с точки зрения обеспечения стабильного экономического роста и увеличения социального потенциала бюджета является система, в которой государственные расходы составляют не более 20% ВВП. В течение первых двух лет реформ объем государственных изъятий снижен до 30% с дальнейшим выходом на оптимальный показатель.

    Уже на первом этапе налоговой реформы  проведены мероприятия по оптимизации  количества налоговых платежей, унифицированы  ставки налогов и платежей, отменены налоговые льготы по уплате основных налогов и платежи в целевые бюджетные фонды, преобразована система распределения доходов. На втором этапе предполагается снизить ставку налога на прибыль для юридических лиц до 10%, унифицировав ее со ставкой плоского подоходного налога на физических лиц. Налог на прибыль платят только корпорации, с числом акционеров свыше 50 человек. Малый и средний бизнес платит подоходный налог на доходы. Средняя ставка импортных таможенных пошлин сокращается до уровня 7%. Таким образом, на втором этапе налоговая нагрузка в ВВП будет еще более снижена.

    Немаловажное  значение в ходе проведения налоговой  реформы сыграло введение Налогового кодекса, который призван регулировать все вопросы в сфере налогообложения. Но разработанный ведущими экономистами и юристами страны Налоговый кодекс, как оказалось, не во всем отвечает предъявляемым к нему требованиям.

    В актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан  и юридических лиц и содержаться  исчерпывающий перечень запретов. С  другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможности расширительно толковать ее пределы.

    Необходимо  отметить о том, что нормы Кодекса  о льготах не могут носить индивидуальный характер. Но предоставление льгот осуществляется Кодексом и Президентом, а Президент может устанавливать и индивидуальные льготы. В связи с этим возникают вопросы: 1) почему все льготы не предусмотреть прямо в Кодексе? 2) для чего нужны индивидуальные льготы и не означает ли возможность их установления также возможности нарушений, коррупции?

    В 2005г. продолжена работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.

    Министерством финансов разработаны проекты Декретов Президента Республики Беларусь “О введении единого налога на риэлтерские услуги”, “О введении единого туристского налога”, предусматривающие установление особых режимов налогообложения деятельности по реализации туристических услуг и риэлтерской деятельности и увеличение на этой основе платежей в бюджет.

    Министерством финансов в 2005 году была обеспечена доработка проектов Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь “О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений в некоторые законодательные акты и признании утратившие силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь”.

    В настоящее время данные законопроекты  проходят необходимую подготовку для внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

    Принципиально важным является урегулирование проблемы косвенного налогообложения во взаимной торговле Республики Беларусь и Российской Федерации.

    Таким образом, в настоящее время Республика Беларусь осуществляет взимание косвенных налогов со всеми странами по принципу страны назначения. При этом, впервые на территории СНГ переход на принцип страны назначения осуществлен в условиях отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

    В 2005 году заинтересованными органами Республики Беларусь осуществлялась совместная работа над проектами документов в области налогообложения в рамках создания Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Украины.

    Система эффективного налогового администрирования  при упрощенной системе налогообложения  предполагает четкое определение функций, полномочий, социальных гарантий для работников налоговой инспекции, а также налогоплательщиков, отказ от нормирования объема налоговых платежей, ограничение количества проверок одной фирмы всеми контрольными органами одним разом в год. Это требует согласования действий контрольных органов и отмены дублирования их функций, отмены чрезвычайных проверок, не санкционированных прокуратурой, четкой регламентации службы реализации судебных решений по уплате налогов, ускорения и упрощения процедуры обжалования решений и действий налоговых органов. Совершенствование системы налогового администрирования предполагает принятие специального закона "О контрольных органах". Повышение материальной мотивации и престижа работы в налоговых органах позволит предотвратить отток высокопрофессиональных кадров в частный сектор.

    Составной частью успеха налоговой реформы  является ее информационное обеспечение, проведение эффективной пропагандистской кампании среди предприятий и  населения, которая объясняет плюсы  новой налоговой системы, выгодность уплаты налогов, ее солидарный и моральный характер.

    Прежде  всего реформы в налоговом  законодательстве необходимы в целях  вхождения в единое экономическое  пространство и создания привлекательного налогового климата для иностранных  инвесторов.

    Налоговая политика государства  должна выражаться в решении следующих тактических задач с соблюдением следующих требований:

    налоги  призваны приносить доходы для покрытия государственных расходов; государство  занимается оказанием тех услуг, которые не могут быть оказаны  частным сектором;

    налоговая политика должна способствовать социально-экономическому развитию общества, а не заторможению; быть устойчивой и предсказуемой;

    налоговая система должна обходиться малыми управленческими  издержками, то есть должна быть «рентабельной»;

    справедливое распределение налогового бремени;

    простота  и наглядность налоговой системы  и налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Налоговая политика является важной составляющей экономической политики, проводимой государством. От того, насколько эффективно реализуется в действительности налоговая политика, зависит степень обеспеченности государства денежными ресурсами, а, следовательно, и уровень благосостояния общества в целом.

    Пройдя  длительный путь в своей эволюции, претерпев множественные изменения  в ходе своего развития, налоговая политика приобрела современные черты. И сейчас для нее характерно:

    научно  обоснованный подход к выработке  налоговой политики;

    учет  специфики развития общества (исторический аспект);

    изучение  и применение мирового опыта;

    прогнозирование последствий проведения налоговых мероприятий;

    использование обширной и достоверной информации об экономическом потенциале страны.

    Налоговая политика, являясь постоянно развивающимся  явлением в экономике, продолжает свое развитие вместе с развитием экономических, социальных, политических, научных отношений в обществе.

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике