Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и значение налоговой политики для Республики Беларусь и ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.
Задачами исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:
•изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
•определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
•изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
•изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
•исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание налоговой политики. 4
1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе 4
1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства 11
1.3. Налоговая политика США 20

2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь 26
2.1. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

2.2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

3. Основные направления по совершенствованию и реформированию налоговой системы 32

Заключение 42

Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

ГР - налоговая политика, мировой опыт и проблемы его применения в экономике РБ (курсовая - Писнк - к - 2 - гр. 721411 - 09.11.08).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

    Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций введен в действие Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» 22 декабря 1991 года. В соответствии с п.2 ст.5 Закона до 01.01.2006г., «облагаемая налогом прибыль уменьшалась :

    а) на прибыль, фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  в соответствии с республиканской  программой;

    б) на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и  противопожарных мероприятий, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

    в) на прибыль, фактически использованную на расширение (развитие) производства, а также на увеличение производства товаров народного потребления, топливно-энергетического комплекса, строительных материалов и погашение банковских кредитов, полученных на эти цели при недостаточности собственных источников на начало отчетного года.

    При этом общая сумма льготируемой прибыли, используемой на мероприятия, указанные  в подпунктах «а», «б» и «в», не может превышать 50% балансовой прибыли» [12, ст.77].

    Однако  законом Республики Беларусь «Об  особенностях налогообложения на 1998 год» от 30 декабря 1997 г. №111-3 (введен в  действие с 1 января 1998 г.) действие вышеуказанных  льгот было приостановлено на год, до 1 января 1999 г.

    А затем Законом Республики Беларусь «Об особенностях налогообложения  и взимания  платежей в бюджет Республики Беларусь в 1999 году» от 2 марта 1999 г. № 246-3 действие льгот приостановлено еще на год, до 1 января 2001 г.

     Попытка несколько активизировать процесс инвестирования предпринята принятием Закона  республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь о налогообложении» от 8 июня 1997 г. №55-З (веден в действие 1 июля 1997 г.), в соответствии с которым в ст.5 добавлен п.2.1: «освобождаются от обложения налогом на прибыль банки и другие кредитные учреждения по  прибыли, полученной ими в виде процентов по кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования на срок не менее трех лет для осуществления капитальных вложений в производство, основанное на новых и высоких технологиях, утверждается Советом Министров Республики Беларусь».

    Однако  уже 29 декабря 2001 года Законом Республики Беларусь № 3-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» этот пункт исключен .

    В 2001 году опять была изменена редакция подпункта «в» п.2 ст.5 Согласно Закону Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» от 31 января 2001г. №368-З подпункт «в» излагается в следующей редакции:

    «облагаемая налогом прибыль уменьшается  на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на последнюю отчетную дату…».

    Уменьшение  налогооблагаемой прибыли, предусмотренное абзацем первым настоящего подпункта, осуществляется:

    предприятиями, развивающими собственную производственную базу, - в суммах фактически произведенных  затрат в отчетном периоде;

    предприятиями по прибыли, направленной в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства – в суммах затрат, подтвержденных застройщиком.

    Налог на добавленную стоимость введен Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г. В соответствии с п.3 ст.5 Закона, было предусмотрено, что «от налога на добавленную стоимость освобождаются работы, финансируемые за счет бюджета Республики Беларусь».

    Однако  уже 10 декабря 1993 г. Законом Республик  Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь о налогообложении» №2634-XII этот пункт был исключен. Что можно считать не вполне целесообразным, так как средства финансирования, выделяемые из бюджета на выполнение работ, в конечном итоге опять частично оказываются в бюджете в виде налога.

    В 2001 г. внесены существенные изменения в Закон «О налоге на добавленную стоимость». В частности, введение зачетного порядка НДС должно способствовать росту стимулов к переоснащению производства новой техникой, приобретению дорогостоящего высокотехнологического оборудования, так как заложенный в его стоимости НДС будет вычитаться из НДС выпускаемой продукции. При таком порядке предоставленные льготы по НДС практически утратили свою стимулирующую роль. Мало того, можно ожидать отрицательного влияния зачетного порядка НДС для предприятий, которым они предоставлены. Ведь при образовании отрицательной разницы между НДС полученным и НДС уплаченным она подлежит погашению за счет доходов будущих периодов. Пока же, в условиях высоких темпов инфляции, неплатежей, любая отсрочка в получении дохода имеет негативные последствия для субъектов хозяйствования. Положительным моментом новой редакции Закона является то, что освобождены от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудование и приборы. Ввозимые организациями для научно-исследовательских целей, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

    Чрезвычайный (Чернобыльский) налог. Законодательством  за 1996-1998 гг. значительно снижена ставка налогообложения, и в 1998 г. ее размер составил 4% от фонда заработной платы. В 2001-2002 гг. ставка налога осталась прежней, но в 2002 году изменился состав льгот по Чрезвычайному налогу.

    В 2003 году Чрезвычайный налог был объединен с отчислениями в фонд занятости и, таким образом, сумма этих двух платежей составила 5%. Объектом налогообложения по-прежнему остался фонд заработной платы, состав которого определяет Совет министров.

    Содержание  и цели налоговой политики, как и любого другого сегмента политической деятельности государства, могут меняться в зависимости от объективных и субъективных факторов, и обусловлены социально-экономическим, политическим строем общества, стратегией и тактикой ее развития. Налоговая политика, по определению, это совокупность мер, осуществляемых государством в сфере налогообложения, то есть это говорит об обусловленности такого важнейшего элемента экономической политики, каким является налоговая политика, от чисто субъективного фактора.

    В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночным отношениям активно происходила реформация существующего налогового механизма. Можно признать, что на этом этапе налоговая политика Правительства РБ способствовала выходу из сложившегося кризиса, а на втором этапе (1996-2002гг.) способствовала развитию инвестиционной деятельности на территории РБ и заложила основы для дальнейшего развития налоговой системы. 

1.3. Налоговая политика  США

 

    Один  из авторов Декларации независимости  США Б.Франклин (1706—1790) когда-то произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система  США совершенствовалась, принимала  все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджета — налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральной место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

    Но  и местные органы управления обладают значительными собственными источниками  финансовых ресурсов, в первую очередь  за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

    К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

    В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

    В федеральных доходах преобладают прямые налоги.

    Структура:

    41% - подоходный налог с физических  лиц, 

    34% - отчисления на социальное страхование, 

    10% - налог на доходы корпораций,

    3% - акцизы,

    4% - прочие налоги,

    8% - заемные средства.

    За  последние 15 лет резко возросли объемы финансов местных органов управления. Их насчитывается 83 тыс. Доходы местных органов власти формируются в основном за счет косвенного и поимущественного налогообложения.

    Рассмотрим  подробней структуру налогов. Основными  федеральными налогами являются подоходные (персональный и налоги на доходы корпораций) и удерживаемые у источника. Рассмотрим их по порядку.

    Личный  подоходный налог

    Введен  во время Гражданской войны (the Civil War tax); вначале предоставлялось $600 налогового освобождения (не распространяющегося на детей), затем по шкале, восходящей к 10%, налог взимался с заработных плат, процентов и дивидендов. В точке максимума достиг 25% всех внутренних поступлений. Ставки часто изменялись, поднимаясь во время войн и рецессий и падая в мирное время. Максимальная ставка была сокращена до 50% в 1982 году. В 1990-е годы сборы личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП.

    Персональный  подоходный налог из федеральных  является наиболее важным и считается  наиболее справедливым источником государственных средств. Из-за прогрессивной шкалы его фактические сборы сильно процикличны (колебания происходят в фазе с ВНП, но с большей амплитудой).

    Методика  исчисления подоходного налога:

    1. суммируются все полученные доходы,

    2. вычитаются деловые издержки, связанные с получением дохода,

    3. получается чистый доход плательщика,

    4. вычитаются индивидуальные налоговые  льготы, всеобщий необлагаемый минимум,  и т.д. 

    5. получается налогооблагаемый доход. 

    Отчисления  на социальное страхование осуществляется поровну работодателем и трудящимся. (В Европе и России - в основном оплачивает работодатель). Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 50 тыс. долл. в год на каждого занятого. Тенденция к повышению ставок.

    Налог c доходов корпораций

    Начал историю в 1909-м году (1%). Имел тенденцию  к подъему в военное время: до 12% в Первую мировую войну, до 40% - во Вторую, 52% во время корейской  войны. В 1979-м году был снижен до 46%. В настоящее время сборы по корпоративному налогу относительно невелики, но существенны, потому что их трудно заменить каким-либо другим налогом. Кроме того, в отсутствие этого налога облагаемый доход граждан существенно уменьшился бы из-за удержания корпорациями своих прибылей.

    Основным  недостатком налогообложения корпораций признается существенная вариация эффективной  налоговой ставки по индустриям, что  искажает распределение ресурсов и  снижает, таким образом, продуктивность капитала, затрудняя оптимальное инвестирование.

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике