Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и значение налоговой политики для Республики Беларусь и ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.
Задачами исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:
•изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
•определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
•изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
•изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
•исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание налоговой политики. 4
1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе 4
1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства 11
1.3. Налоговая политика США 20

2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь 26
2.1. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

2.2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

3. Основные направления по совершенствованию и реформированию налоговой системы 32

Заключение 42

Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

ГР - налоговая политика, мировой опыт и проблемы его применения в экономике РБ (курсовая - Писнк - к - 2 - гр. 721411 - 09.11.08).doc

— 226.00 Кб (Скачать)

    экономическая – целенаправленное воздействие  на экономику через налоговый  механизм с целью проведения структурных  изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской деятельности, инвестиционной и инновационной активности. С помощью налоговой политики государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг;

      социальная – ликвидация или  снижение неравенства в уровнях  доходов населения за счет  прогрессивной системы налогообложения; поддержка многодетных и малоимущих слоев граждан, инвалидов и участников военных событий путем предоставления налоговых льгот и привилегий, создание института социальной защиты населения;

    экологическая – охрана окружающей страны и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций;

    контрольная – за счет проведения документальных и камеральных проверок достигается  не только увеличение поступлений налогов  в бюджет, их собираемости и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная в ходе проверок информация в совокупности с данными налоговых отчетов, расчетов и деклараций предприятий и граждан используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области как самих налогов, так и в сфере экономики и социальной политики;

    международная – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двусторонних и многосторонних соглашений об устранении двойного налогообложения, снижения торговых таможенных пошлин [17, с. 52].

    Формирование  механизма налогового регулирования  осуществляется в рамках налоговой  политики, проводимой государством. Налоговая  политика выступает как часть  общеэкономической политики и направлена на решение тех же задач. Она включает выработку основополагающей налоговой стратегии на ближнюю, среднюю и отдаленную перспективы и тактики использования налогового механизма для воздействия на развитие производства в нужном для общества направлении [3, с.22].

    Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики в Республике Беларусь в соответствии с Программой социально-экономического развития  на 2002-2006 гг.:

    обеспечение устойчивого экономического роста;

    снижение  налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета;

    расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках;

    формирование  единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и  России.

    Налоговая тактика предусматривает решение  задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему и в налоговый механизм.

    Внешняя налоговая политика направлена на избежание  международного двойного налогообложения, сближение налоговых систем различных  стран, усиление налогового контроля при совершении внешнеторговых, межгосударственных операций и в целом на тесную интеграцию экономических связей мирового сообщества.

    Внутренняя  налоговая политика проводится в  рамках одной страны или территориальной  единицы и предусматривает решение своих внутренних задач.

    Поддержка государства может выражаться в  решении следующих тактических  задач с соблюдением следующих  требований:

    налоги  призваны приносить доходы для покрытия государственных расходов; государство  занимается оказанием тех услуг, которые не могут быть оказаны частным сектором;

    налоговая политика должна способствовать социально-экономическому развитию общества, а не заторможению; быть устойчивой и предсказуемой;

    налоговая система должна обходиться малыми управленческими  издержками, то есть должна быть «рентабельной»;

    справедливое  распределение налогового бремени;

    простота  и наглядность налоговой системы  и налогообложения.

    Таким образом, изучив теоретические аспекты  налоговой политики, мы согласились  с мнением большинства экономистов, что налоговая политика должна базироваться на основе стратегического планирования на ближайшее, среднее  и отдаленное будущее, а также с учетом тактических подходов в использовании налогового механизма для воздействия на развитие производства в нужном для общества направлении.

1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства

    Развитие  и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги –  основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется и для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику, структуру, на развитие научно-технического прогресса.

    При рассмотрении вопроса становления налоговой политики государства выделим три периода:

    I период – налоговая политика  России и других стран до 1917 года;

    II период – налоговая политика  СССР в 1917-1992 годы;

    III период – налоговая политика  Республики Беларусь в 1992-2002 годы.

    I период. На самых ранних ступенях  развития государства начальной  формой налогообложения было  жертвоприношение. Оно признавалось  неписаным законом, бывало как  принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была  достаточно определенной и составляла 10% от всех полученных доходов (десятину).

    По  мере развития государства наряду с  десятиной церковной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала  в различных странах на протяжении многих столетий – от Древнего Египта до средневековой Европы.

    Многое  в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том  числе и система налогов. Там  же были заложены основы декларации о  доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет  избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении [6, с.6].

    В 6 г. н. э. император Август ввел налог  с наследства – 5%. Налог носил  целевой характер, и эти средства направлялись для пенсионного обеспечения  профессиональных солдат [6, с.7].

    Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборота (или акциз) на внутреннее потребление по ставке обычно 1% и особый налог с оборота  при торговле рабами; были введены  новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех ввозимых и вывозимых на продажу товаров; установлен промысловый налог [6, с.7].

    В империи существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог  на рекрутов, заплатив который можно  было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Широко практиковались чрезвычайные налоги на строительство флота и др.

    В Древней Руси практиковалось поземельное  обложение. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Косвенное налогообложение происходило в форме торговых пошлин, взимавшихся при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенных и судебных пошлин. Наиболее крупными источниками доходов были торговые сборы.

    Крупномасштабные  государственные преобразования во всех сферах экономики России связаны  с именем Петра Великого (1672-1725). Ранее  финансовая система ориентировалась  на увеличение налогов по мере возникновения  и возрастания потребностей казны  – вне связи с реальным экономическим положением стираны. Петр предпринял усилия для развития производительных сил Руси, видя в этом необходимое условие укрепления финансового положения [6, с.8].

    На  протяжении 19 века главным источником доходов в России оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. С 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

    В 80-х годах 19 века наряду с общей  отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем  государственный квартирный налог. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества. Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, облагались налогом полисы по страхованию от пожара.

    Среди косвенных налогов в 19 веке крупные  доходы давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, осветительные нефтяные масла и др. Система акцизов, как и таможенные пошлины,  имела не только фискальный, но она обеспечивала государственную поддержку отечественным предприятиям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

    II период. Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после революции 1917 года: основным источником доходов бюджета стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции.

    III период. После налоговой реформы  в Республике Беларусь с 1 января 1992 года установлены следующие виды общегосударственных налогов:

    НДС

    Акцизы

    Налог на прибыль и доходы

    Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)

    Налог на недвижимость

    Налог на экспорт и импорт

    Земельный налог (плата за землю)

    Налог на топливо

    Транзитный  налог

    Государственная пошлина и сборы

    Подоходный  налог с граждан  [13, с.231].

    Кроме того, с предприятий взимался чрезвычайный налог для ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  в размере 18% от фонда оплаты труда*.

    До  2001г. в Беларуси налоговая политика была ориентирована на рост совокупного спроса за счет кредитных эмиссий, в результате чего произошло усиление негативных тенденций в экономике – прирост ВВП не покрывал потерь из-за снижения покупательной способности денег и эффективности инвестиций.

    В 2001г. общий уровень налоговой нагрузки в республике, рассчитываемый как отношение начисленных и уплаченных налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП, составил 34,4%, а с учетом отчислений на государственное социальное страхование достиг 40%. Для сравнения, в России уровень налоговой нагрузки – 23-24%, в Литве – 26,4%. По расчетам МВФ для стран с таким уровнем доходов на душу населения, как в Беларуси, уровень налоговой нагрузки не должен превышать 24% [17, с.73].

    Даже  в странах с наиболее высокими доходами уровень налоговой нагрузки ниже, чем в Беларуси. Например, в  США и Японии он составляет 29% [4, с.52].

    В 2002 году в Беларуси действовало более 30 различных налогов, сборов, отчислений. Самые большие поступления в бюджет (25,7%) обеспечивает НДС, затем следует налог на прибыль – 12,5%, подоходный налог – 8,7%, акцизы – 8%. При этом наблюдается тенденция снижения доли основных налогов (НДС и налога на прибыль) и значительное увеличение доли отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, которые в 2001 году достигли 18,5% , что отражено в приложении Г [5, с.116].      

    Анализируя  трансформацию системы налогообложения  за  III период (1992-2002 гг.), целесообразно выделить в нем два этапа: I этап – 1992-1995 гг., II этап – 1996-2002 гг. На этих этапах система налогообложения существенно отличается: различная налоговая нагрузка и, как следствие, различное ее влияние на финансовое состояние и активность субъектов хозяйствования.

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике