Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и значение налоговой политики для Республики Беларусь и ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.
Задачами исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:
•изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
•определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
•изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
•изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
•исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.

Содержание

Введение 3

1. Экономическое содержание налоговой политики. 4
1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе 4
1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства 11
1.3. Налоговая политика США 20

2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь 26
2.1. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

2.2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года

3. Основные направления по совершенствованию и реформированию налоговой системы 32

Заключение 42

Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

ГР - налоговая политика, мировой опыт и проблемы его применения в экономике РБ (курсовая - Писнк - к - 2 - гр. 721411 - 09.11.08).doc

— 226.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

      Кафедра Экономической теории

      Дисциплина  Макроэкономика 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

      на  тему: Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

    В Республике Беларусь в связи с  переходным периодом в экономике  сложившаяся ситуация требует активного воздействия налогового механизма, через его совершенствование и реформирование.

    Цель  данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и  значение налоговой политики для  Республики Беларусь и ее влияние  на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.

    Задачами  исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:

  • изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
  • определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
  • изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
  • изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
  • исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.

    Тема  налоговой политики широко освещена в экономической литературе, ибо невозможно не обсуждать вопрос, который является стержнем экономической политики страны в целом. Ведь именно благодаря продуманной налоговой политике государство может аккумулировать достаточное количество денежных средств для выполнения своих функций и проведения в жизнь запланированных программ. Проблемы налоговой политики исследовались многими экономистами нашей страны, такими как В.М. Пушкарева, Р.Г. Самоева, Василевская Т.И., Стасенко В.А., Н.Е. Заяц. Что касается практической части работы, то более подробно вопросы и проблемы налоговой политики рассматриваются в периодической печати. Сюда можно отнести следующие статьи: Божко Г., Околова С., Наумова       Ф. О, Ермолович М.Л., Образкова Т.Б.

ГЛАВА 1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе

 

    Характерной чертой экономического развития общества на современном этапе является расширение влияния государства на него. Одним из основных рычагов государственного централизованного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов выступает налоговая политика, которая определяется налоговой концепцией, господствующей в данном государстве. Действенность налоговой политики обусловлена тем, насколько государство учитывает сущность налогов и противоречивость их функций [18, с.75].

    Методологическим  условием и предпосылкой выявления  сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой -  отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства [10, с.26].

    Налог — это одно из основных понятий  финансовой науки.

    Впервые экономическая сущность налогов  была исследована в трудах Давида Рикардо. В работе «Начало политической экономии и податного обложения» он писал: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или дохода страны» [15, с.6].

    Существуют  и иные трактовки понятия «налог». Например, русский экономист Н. Тургенев утверждал: «Налоги суть средства к  достижению цели общества или законодательства, той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств, на сем основывается и право правительства требовать податей от народа» [15, с.7].

    К.Макконнелл дает следующее определение: «Налог — принудительная плата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия» [9, с.390].

    В современной экономической литературе налоги рассматриваются как  неотъемлемый атрибут государственности, вмененный к существованию законом распределения общественного продукта в условиях товарно-денежных отношений. Налоги носят всеобщий характер.  Налоги – не деньги, а финансовые отношения, когда созданные одним в большей части забираются другим [3, с.22].

    Налоги  – категория распределения. Особенность  ее состоит в том, что налоги проявляются  всегда и весьма отчетливо на стадии первичного, вторичного распределения  и перераспределения стоимости  национального дохода, национального богатства, денежных накоплений и доходов. Финансовая политика государства и финансовая политика предприятий в области налогов всегда расходятся. В этом одно из глубочайших противоречий любой экономической структуры общества [3, с.22].

    В целях изучения сущности налоговой политики рассмотрим базисный элемент ее построения – налог, как экономическую категорию.

    В современной экономической литературе  А.Смит всегда вспоминается как автор  четырех принципов обложения:

    Подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, то есть соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства.

    Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

    Каждый  налог должен взиматься  в такое  время и таким способом, какие  удобны для плательщика.

    Каждый  налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства [3, c.76].

    По  оценке М.Фридмана, «первый принцип  носит этический характер, остальные  три могут быть отнесены  к  отделу техники взимания или организации обложения». Таким образом, в конструкции А.Смита главный принцип налогообложения – равномерность, а, следовательно, справедливость по отношению к плательщику [16, c.79].

    А.Вагнер предлагает девять основных правил, которые  классифицирует в четыре группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народно-хозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, то есть в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом, 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложении. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность. Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания [16, c.79].

    Два первые принципа финансово-политического  характера – «достаточность»  и «подвижность» – А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие  от многих финансистов-современников, которые ставят на первое место принцип справедливости, равномерности обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность, должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы [16, c.79].

    Практическое  значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским  экономистом Г.И. Болдыревым: «Со  времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулись вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером» [16, с.79].

    В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и налогоплательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Американский экономист Лаффер рассчитал, что у плательщика можно безболезненно изъять до 20% совокупного дохода, расширение производства будет продолжаться и при изъятии 25% дохода. Дальнейший рост налогов приведет к прекращению даже простого воспроизводства. Граница налоговых изъятий по их уровню определяется не массой доходов, а потребностями хозяйства в обеспечении финансовой устойчивости и производственно-коммерческого развития. Уровень собираемости налогов тем выше, чем выше уровень объективного учета финансово-кредитного состояния экономики на момент установления налоговых изъятий [1, с.74].

    Рассмотрим  основные типы налоговой политики в  зависимости от тяжести налогообложения, выделяемые в современной экономической  литературе.

    Первый  тип – политика взимания максимальных налогов, при котором государство преследует только фискальную цель (политика максимальных налогов). Однако, как известно, существуют определенные границы или верхний потолок ставки налога, переход которого чреват негативными последствиями в экономике и обратным эффектом в политике повышения таким образом объема налоговых поступлений. При этом типе налоговой политики налоги составляют от 40 до 70% доходов юридических лиц. Велико налогообложение населения из-за высокого удельного веса косвенных налогов. Рост доходов бюджетной системы за счет налогов вне расширения товарного производства и его обращения есть видимость финансового благополучия. Снижение налоговых ставок не всегда есть снижение массы доходов бюджетной системы. Снижение налоговых ставок не всегда есть снижение налогового бремени. Снижение налоговых ставок есть всегда финансирование за счет этого хозяйства или субсидирование населения. Налоги не увеличивают финансовые ресурсы в государстве  [7, с. 163].

    Второй  тип характеризуется умеренной налоговой политикой с разумной системой налогов (политика разумных налогов). При этом создаются максимально возможные благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности при минимальных налоговых обязательствах. Минусом такой налоговой политики является тот факт, что она приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию многих социальных программ.

    Третий  тип налоговой политики предусматривает  высокий уровень налоговых изъятий  с одновременным их возвратом налогоплательщикам (в основном населению) через различные социальные институты (политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения). Частично такой тип политики был присущ бывшему СССР с его системой платежей в бюджет (высокими отчислениями из прибыли в бюджет, налогом с оборота и т.д.) и бесплатной системой социального обеспечения населения.

          Нельзя поддерживать единого типа налоговой политики. Нужно сочетать все три типа, отдавая при этом предпочтение какому-то одному из них в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации и выполняемых государством задач. Например, в период военных действий и увеличения расходов государство будет проводить налоговую политику в большей степени первого типа, то есть фискального характера [1, с. 74].

    Содержание  и цели налоговой политики, как  и любого другого сегмента политической деятельности государства, могут меняться в зависимости от объективных  и субъективных факторов, и обусловлены социально-экономическим, политическим строем общества, стратегией и тактикой ее развития. Налоговая политика, по определению, это совокупность мер, осуществляемых государством в сфере налогообложения, то есть это говорит об обусловленности такого важнейшего элемента экономической политики, каким является налоговая политика, от чисто субъективного фактора[18, с.77].

    При многообразии налоговых механизмов и отличии в структурах налоговых  систем, определяемых особенностями  политического и экономического развития разных стран, государство как основной субъект налоговых отношений определяет решение следующих задач:

    фискальная  – мобилизация части создаваемого ВВП страны в централизованный фонд государства для финансирования его расходов. В целом фискальное проявление налоговой политики отодвинуло на второй план вопрос о налоговом регулировании. Это нашло свое проявление в том, что определяя налоговую политику государство в лице основных финансовых институтов за всеми изменениями системы налогов и платежей, порядка их взимания, пропорций деления дохода в хозяйстве, структуры доходов бюджетов разных уровней, структуры самих налоговых поступлений, в сложных политических и финансово-экономических условиях не могло не видеть, прежде всего, массу, физический объем налоговых поступлений, порядки взимания, ставки, перечень налогов, их введение;

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике