Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы, во-первых, определить понятие и значение налоговой политики для Республики Беларусь и ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета, во-вторых, рассмотреть основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь в дальнейшем.
Задачами исследований, проведенных в ходе написания работы, являются:
•изучение исторических аспектов формирования налоговой политики государства;
•определение понятия налоговой политики, ее целей и задач;
•изучение налогового бремени и его влияния на финансовое состояние субъектов хозяйствования и доходы государственного бюджета;
•изучение вопроса о налоговых льготах и налоговых ставках, их спорном влиянии на стимулирующую функцию налогов;
•исходя из изученного материала, определить пути совершенствования налоговой политики и возможность проведения налоговой реформы.
Введение 3
1. Экономическое содержание налоговой политики. 4
1.1. Сущность налоговой политики, ее роль и значение для экономики Республики Беларусь на современном этапе 4
1.2. Исторические аспекты формирования налоговой политики государства 11
1.3. Налоговая политика США 20
2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь 26
2.1. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года
2.2. Результаты налоговой политики Республики Беларусь за 9 месяцев 2008 года
3. Основные направления по совершенствованию и реформированию налоговой системы 32
Заключение 42
Список использованных источников 44
В результате
этих мероприятий налоговая нагрузка
в 2008 году снизится на 0,9 процента к ВВП
и в распоряжение субъектов хозяйствования
дополнительно будет предоставлено около
1 трлн. рублей.
2.2.Результаты
налоговой политики
Республики Беларусь
за 9 месяцев 2008 года
В течение истекших 9 месяцев 2008 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:
Реализация изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2008 год.
В законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» были реализованы мероприятия по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, выработанные рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741.
С
1 января 2008 года были отменены налог с
пользователей автомобильных дорог, 3
местных сбора (за осуществление торговли
на территории соответствующих административно-
В указанных законах обеспечены дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.
На основании статьи 16 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» Министерством финансов приняты постановления от 17.03.2008 г. № 36 «О признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 159» и от 17.03.2008 г. № 37 «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июля 1997 г. № 86».
В целях упорядочения нормативных правовых актов в сфере налогообложения 21 января 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Подготовка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее упрощение налоговой системы и совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.
Для стимулирования экономического развития регионов Республики Беларусь и привлечения иностранных инвестиций принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Декрет предусматривает для коммерческих организаций как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданных с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения в малых населенных пунктах при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах освобождение в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от других налогов и сборов, за исключением уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, НДС, земельного налога и иных налоговых платежей, уплачиваемых в разовых случаях.
При
помещении под таможенный режим
свободного обращения освобождены
от обложения ввозными таможенными
пошлинами и налогом на добавленную
стоимость технологическое
Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 41 «О ставке ввозной таможенной пошлины на ввозимое на таможенную территорию Республики Беларусь технологическое оборудование» утвержден перечень технологического оборудования, облагаемого ввозной таможенной пошлиной по ставке в размере ноль (0) процентов. Нормы данного указа позволяют белорусским товаропроизводителям обновлять и модернизировать производственную базу с использованием высокоэффективного импортного оборудования.
В целях обеспечения безубыточной работы государственных организаций принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций». Указом организациям-покупателям предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций предоставляются в части задолженности убыточной государственной организации:
на 3 года отсрочка погашения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) в республиканский бюджет (кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты), по таможенным платежам, взимаемым в соответствии с таможенным законодательством;
на
3 года (с погашением ежемесячно равными
долями) рассрочка по налогам, сборам
(пошлинам) в республиканский бюджет
(кроме налога на добавленную стоимость,
уплачиваемого при ввозе
на шесть месяцев (с погашением ежемесячно равными долями) рассрочка по таможенным платежам по окончании срока действия указанной отсрочки.
Указом
Президента Республики Беларусь от 6 марта
2008 г. № 145 «Об отдельных вопросах
уплаты налогов, сборов, арендной платы
и представления налоговых
20 марта 2008 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43». Декрет предусматривает снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24 процентов и предоставление права юридическим лицам уменьшать налогооблагаемую базу на суммы доходов, полученных от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г., а также освобождение от налогообложения доходов физических лиц, полученных от реализации и погашения таких облигаций.
В
целях обеспечения более
В
целях дальнейшего развития агроэкотуризма
и обеспечения занятости
12
августа 2008 г. принят Декрет
Президента Республики
Внесенные в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 изменения предусматривают возможность применения установленного данным Декретом Президента Республики Беларусь порядка налогообложения при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности, а не только в сельских населенных пунктах, и исключение ограничения на его применение при осуществлении такой деятельности одновременно на другой территории.
Изменения, внесенные в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1, предусматривают возможность применения установленного данным Декретом Президента Республики Беларусь порядка налогообложения коммерческими организациями как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданными с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В период с февраля по июль 2008 года в рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь под руководством заместителя Премьер-министра Республики Беларусь А.В.Кобякова, созданной постановлением Совета Министров Республики от 12 июня 2006 года № 741, проводилось формирование мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки на экономику.
Решения
рабочей группы реализованы в
проектах Закона Республики Беларусь
«О республиканском бюджете на 2009
год» и Закона Республики Беларусь
«О внесении изменений и дополнений в
некоторые законы Республики Беларусь
по вопросам налогообложения». Указанные
законопроекты в настоящее время приняты
Палатой представителей Национального
собрания Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
Основные
направления по совершенствованию
и реформированию налоговой
системы
По мнению независимых экспертов, современная белорусская налоговая система отличается запутанностью, агрессивностью по отношению к выручке и прибыли и крайней неустойчивостью. Дилемма фискальной политики: налоговые льготы или принципы свободной конкуренции. Необходимо внести такие изменения, которые привели бы к сокращению числа взимаемых налогов, упрощению структуры налогообложения, переходу от налогообложения производства к взиманию налога с дохода, отмене неоправданных льгот.
Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство. По-видимому, проблема может быть решена исключительно принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов государства и налогоплательщиков, и разработкой четкого плана по внесению в него сбалансированных поправок по мере создания необходимых для этого предпосылок.
Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной проработки. Сама специфика переходного периода, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о международной практике построения эффективных налоговых систем, приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ, изначально имела существенные недостатки. К ним, как справедливо отмечает Т.Б. Образкова, относятся:
Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы применения в переходной экономике