Налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условия переходной экономике, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоритические основы налоговой политики……………………………..
1.1.Понятия налоговой системы: основные принципы, элементы, функции и виды налога……………………………………………………………………4 - 7
1.2. Сущность и значения налоговой политики…………………………..8 - 11
2. Мировой опыт организации налоговой политики …………………….
2.1. Налоговая политика стран западной Европы и США……………..12 - 16
2.2. Налоговая политика Китая и Индии………………………………...17 - 19
2.3. Особенности налоговой политики в России и Казахстане………...20 - 22
3.Анализ налоговой политики в переходной экономике Республики Беларусь
3.1. Структура и принципы деятельности налоговой политики в РБ…23 - 25
3.2. Применение опыта зарубежных стран для реформы налоговой политики Республики Беларусь…………………………………. ……….26 - 27
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………...29 - 30

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5.docx

— 72.23 Кб (Скачать)

 

3.АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОЙЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

3.1. Структура  и принципы деятельности  налоговой политики в РБ.    Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Нынешняя налоговая система включает в себя 17 налогов и платежей.  Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

  В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным  сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь. Основными элементами налоговой системы выступают:

  • плательщики налогов (субъекты налогообложения) -это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе.
  • объекты налогообложения
  • налоговая база
  • налоговый период
  • налоговая ставка
  • налоговые льготы
  • порядок исчисления
  • источник уплаты
  • порядок и сроки уплаты
  • санкции.

В механизме  построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые  льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей  функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения. При принятии решения по налоговым  льготам учитываются интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Уплата налогов  может производиться в наличном или безналичном порядке в  белорусских рублях.

 На территории Республики  Беларусь установлены и действуют  две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и местные.  К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Особые режимы налогообложения.

 В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения  относятся:

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • налог при упрощенной системе налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • сбор за осуществление ремесленной деятельности;
  • сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

3.2. Применение опыта зарубежных  стран для реформы налоговой политики Республики Беларусь.

   Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).

    Согласно основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Налоговая политика в 2010- 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы. Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

     Налоговая система Республики Беларусь полна проблем, которые требуют решения. В настоящее время проводится ее реформирование, однако это дело не одного дня, недели и даже месяца. На подобное реформирование порой уходят годы. Но проводить его необходимо, что сейчас в нашем государстве и осуществляется.  Основные направления реформирования остаются неизменными - это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов.

 Уже в 2011г. произошли некоторые изменения в налоговом законодательстве:                                                                 

                                                                           2010

2011

Сбор на развитие территории

3%

отмена

Налог на услуги

5%

отмена

Платежи в составе экологического налога:

-за перемещение  по территории РБ нефти и  нефтепродуктов магистральными  нефтепроводами и нефтепроводами  транзитом;

- за переработку  нефти и нефтепродуктов организациями,  осуществляющих переработку нефти;

- за производство  и импорт товаров, содержащих  в своем составе 50 и более  % летучих органических соединений.

В твердых суммах в зависимости  от  объекта налогообложения

отмена

Подача налоговых деклараций по налогу на прибыль

Месячная или квартальная

годовая

Авансовые платежи по НДС и акцизам

До 6 раз в месяц

Отмена

Периодичность уплаты НДС

Ежемесячно или  ежеквартально в зависимости  от размера выручки

Ежемесячно или  ежеквартально по выбору плательщика

Высвободившиеся денежные ср-ва организаций (оценка),млрд.рубллей.

 

721,2

Информация о работе Налоговая политика: мировой опыт и проблемы его применения в переходной экономике